Значение слова ЧЕСТОЛЮБИЕ. Что такое ЧЕСТОЛЮБИЕ?

Что такое честолюбие: проявления и свойства

Честолюбие определяет конкретные действия человека в достижении карьеры, индивидуального успеха. Человек, стремящийся реализовать честолюбивые цели, стремится всеми силами делать свое дело лучше других, постоянно совершенствуется, развивает силу воли и потенциал.

Умный и порядочный человек отличается честолюбием, которое оправдывается его знаниями, правдивостью, благородством. Значение честолюбия в жизни такого человека не превалирует его человечность. Он выделяется среди остальных ясной головой и добрым сердцем.

Что такое честолюбие?

Психологические словари говорят про то, что честолюбие – это закрепленное в человеческом характере стремление достигать успехов в соответствии с личными целями в разных сферах жизни. Если сравнивать с целеустремленностью, то данный термин направлен на личные цели, а не на альтруистические. В отличии от алчности под честолюбием частично понимают получение материальной выгоды. Данное понятие является предметом этики, психологии, педагогики и других не менее важных гуманитарных наук.

Враги честолюбия

У этого свойства характера могут быть только два недруга – несбывшаяся мечта и чья-то достигнутая цель. Это тот самый случай, когда самонадеянный человек обнаруживает в себе недостаток таланта. Конечно, мечта в таком случае пострадает и останется мечтой навсегда. Если это происходит с человеком, то его уязвленное честолюбие находит причину в недостатке времени, в обстоятельствах, невезении, злом роке и кознях врагов.

Второй случай – яркий пример неправильной постановки цели. Это тот самый момент, когда честолюбие сталкивается с отсутствием счастья, хотя вершина может быть уже покорена. Еще больше страданий приносит осознание, что всегда шел к навязанной, чужой цели, которая появилась под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния общества.

Эта статья поведала вам, что такое честолюбие. А как воспринимать его – это уже личное дело каждого.

Высокомерие и честолюбие

Нередко честолюбие ассоциируют с высокомерием. Это связано с тем, что для человека важно быть уверенным в том, что он таки сможет достичь своих целей. Однако если уже на самом старте он засомневается, то его цель будет несбыточной. Люди с амбициями вызывают неоднозначное отношение. С одной стороны они восхищают, поскольку знают что хотят, но с другой стороны могут вызывать негативные эмоции, потому что могут совершать аморальные поступки. Иногда так происходит, когда речь идет про болезненное честолюбие. Это качество становится плохим или хорошим в руках самого человека.

Как развить честолюбие?

Иметь честолюбивые цели – это хорошо. Если есть желание развить честолюбие, вот несколько ценных советов:

  1. Необходимо как можно чаще повторять позитивные утверждения. Это такие заявление, напоминающие комплименты себе. С их помощью можно улучшить самооценку и навыки решения проблем в стрессовых ситуациях.
  2. Важно сконцентрироваться на том, что сможете получить и меньше думать про то, что есть возможность потерять.
  3. Необходимо думать про неудачи как про процесс ликвидации.
  4. Следует наслаждаться успехами, но при этом не зацикливаться на них.
  5. Нужно установить конкретные цели и при этом создать стратегию для их достижения. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Здесь имеет значение награждать себя каждый раз при достижении поставленной цели.

Кто такой честолюбивый человек

В широком смысле слова быть честолюбивым — значит искать славы и почета.

Определение

Данный термин выражает свойство характера, которое проявляется как четко выраженные личностные цели, мотивы и методы достижения известности, первенства, почетного положения и признания в какой-либо сфере деятельности. Звучит слово «честолюбие» довольно высокопарно, но если разобрать его составляющие, то можно обнаружить слияние двух простых слов: честь и любить.

Предлагаем ознакомиться  43 полезных сервиса для управления проектами. Без эпитетов

Но реальность такова, что зачастую значение слова «честолюбие» не столь благородное – оно означает человека, жаждущего чести любой ценой, такой человек, ставя свою персону выше других, идет к поставленной цели, жертвуя окружающими. Это качество в психологии является показателем эгоистического поведения. А как говорили многие великие психологи, эгоизм является «грехом человеческой души».

Определение фразы

В психологии честолюбивая личность — это индивид, который находится в постоянном поиске почитания и уважения со стороны других. Ему нравится, когда остальные восхищаются его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить как в литературе, так и в реальной жизни. Персонаж с именем Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Антуан де Сент-Экзюпери во всей красе представляет человека в «Маленьком принце», жаждущего поклонения и восхищения в свою сторону.

Осторожно: честолюбие!

Когда честолюбие присуще человеку доброму, оно носит конструктивный, здоровый и позитивный характер для окружающих.

Если же оно становится свойством плохого человека, то, находясь в распоряжении деструктивной личности, оно способно неприятно отразиться на жизни людей, в особенности когда такая персона получает власть.

Обществу есть смысл воспитывать в людях здоровое профессиональное и карьерное честолюбие. Именно здоровое честолюбие мотивирует на продуктивную социальную деятельность. Поэтому его считают крайне позитивным качеством личности. Развивая в себе здоровое честолюбие, человек может добиться небывалых высот.

Это вполне нормальное и естественное желание – обеспечить свое семейство жильем, гаражом, садом, а то и плавательным бассейном. Еще более естественным является желание человека дать своим детям наилучшее образование, отправить их за границу покататься на лыжах или поплавать на яхте. Это всего лишь приложения в жизни.

Другими словами, невозможно вообразить себе прогресс человечества отдельно от честолюбивых помыслов его наиболее предприимчивых и инициативных представителей.

Откуда растут корни?

Для тех, кто интересуется тем, что такое честолюбие и откуда оно берется — такое личностное качество появляется вследствие внутренней потребности человека самоутвердиться и доказать всему миру его ценность и значимость, получить ощутимые свидетельства своих заслуг.

Честолюбие скорее мужское качество. Оно должно быть наравне с такими мужскими свойствами, как целеустремленность, ответственность и уверенность в себе. Попробуйте найти такую женщину, которую бы устраивало ее положение дел, ведь женщины являются агрегатом по производству желаний. Мужчина же, как честолюбивый человек, будет аккумулировать женские желания в своем сознании и подсознательно стремиться к большему, чтобы обеспечить себе и своей спутнице лучший уровень жизни. Кстати, женщины легко распознают тщеславие, которое нисколько не делает приятным человека, а лишь отталкивает.

Трудиться готов лишь тот, кто видит впереди свой успех и признание заслуг. Тот, кто убедился в собственной значимости, обретает самоуважение и здоровое чувство собственного достоинства. Уважение не нуждается в словах, когда человека уважают, он это чувствует, как, впрочем, и сами окружающие, видя отношение к нему других, проникаются к нему чувством уважения.

Честолюбие, встроенное в психологическую организацию человека, выступает этическим качеством личности и выявляется во взаимодействии человека с социумом.

Отличия между тщеславием и честолюбием

Кто-то бы мог подумать, что синонимом честолюбия можно назвать тщеславие. Однако тщеславие ориентировано скорее на дешевый эффект, это подходит для людей-однодневок, фигляров. В сравнении с этим свойством характера честолюбие достигается при помощи глубоко продуманного проекта. Это серьезный целенаправленный и длительный процесс достижения успеха, на вершине которого четко и ясно будет отражаться блеск достоинств ее «скалолаза».

Настоящее честолюбие может быть удовлетворено лишь заслуженной, а не надуманной славой. Такой честолюбивый человек вызывает искреннее уважение.

Отношение к честолюбию в религиях.

Основные религиозные учения высказывают противоположные мнения о честолюбии.

Предлагаем ознакомиться  Что делать при сложностях, неудачах, проблемах и поражениях?

В православии – это синоним тщеславия, стремления к суетной или пустой славе. Большая часть христианской жизни проходит в самоуничижении и борьбе с греховными навыками, а это невозможно без полного отказа от гордости и амбиций.

Иудаизм проповедует переходный этап. С одной стороны чрезмерное честолюбие и тщеславие свойственно людям ввиду их несовершенства. Но с другой – желать себе и своей семье благополучия, счастья – совершенно естественно.

Протестантская этика полностью одобряет честолюбие, без которого невозможны достижения цивилизации и высокий уровень жизни. В том, что человек хочет лучшего, нет ничего плохого. Ведь достижения и достаток обеспечивают его семье хороший дом, машину, образование.

Отрывок, характеризующий честолюбие

Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате. – Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова. 11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города.

Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России. С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе.

Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой.

Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен.

Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст. Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому.

На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною.

Предлагаем ознакомиться  Методы научного познания — Гуманитарный портал

Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол. – Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью.

Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А? Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся. – И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали. – Что? – сказал командир. В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.

Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений. К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России.

С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Честолюбие в литературе и кино

Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:

  • Уильям Шекспир: Макбет
    (Англия, 1606)
  • Стендаль: Красное и чёрное
    (Франция, 1830)
  • Оноре де Бальзак: Утраченные иллюзии
    (Франция, 1843)
  • Ги де Мопассан: Милый друг
    (Франция, 1885)
  • Генрик Ибсен: Гедда Габлер
    (Норвегия, 1890)
  • Клаус Манн: Мефисто
    (Германия, 1956)

Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:

  • Мордашка
    (США, 1933)
  • Гражданин Кейн
    (США, 1941)
  • Вся королевская рать
    (США, 1949)
  • Самая красивая
    (Италия, 1951)
  • Все о Еве
    (США, 1951)
  • Бекет
    (Великобритания, 1963)
  • Черный лебедь
    (США, 2020)
  • Одержимость
    (США, 2020)

Честолюбие в православии

Православная религия утверждает, что честолюбие — это грех. Настоящий христианин не должен таким быть, потому что это может огорчить Бога. Христианская религия говорит про то, что каждый человек должен быть скромным и не выделяться. Библия рассказывает про то, что при жизни Иисус Христос исцеляя больных избегал славы и чести. Священное Евангелие гласит, что нужно избегать такого порока как гипертрофированное честолюбие.

Честолюбие и тщеславие — отличия

Если человек честолюбивый — это означает, что он непременно стремится быть лучшим в самых разных сферах жизни и это не может не вызывать уважение. Быть очень хорошим специалистом в своей сфере и при этом ответственно относится к работе не может не быть примером для окружающих. Это и является главным отличием честолюбия от тщеславия, где присутствует излишние привлечение внимания к своей персоне.

Честолюбие как часть других качеств характера

Само по себе честолюбие без привязки к другим положительным качествам человека становится простым фантазированием. Лишь тогда, когда оно состоит в союзе с целеустремленностью, упорством, настойчивостью, решимостью, постоянством, ответственностью, оно превращается в сокрушающую все препятствия грозную силу.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector