Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка (системно-типологический подход)Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Что такое вербальная коммуникация?

Вербальная коммуникация — это словесная форма общения, способ передачи информации с помощью языка. Она исполняет следующие функции:

  • Коммуникативная — непосредственно диалог, обмен мыслями;
  • Апеллятивная — влияние на человека через слова;
  • Экспрессивная — передача эмоций посредством языка, выражение чувств;
  • Фатическая — налаживание социальных связей в рамках установленных норм. Это этикет, к которому относятся слова вежливости и другие формы проявления культуры;
  • Аккумулятивная — накопление, сохранение, передача информации;
  • Эстетическая — возможность выражать мысль в разных стилях, уникальных формах с учетом авторской индивидуальности.

Что такое эффективная коммуникация?

Эффективная коммуникация — это модель общения, построенная на умении слышать собеседника. Чувствуя психологическое состояние человека, мы понимаем его внутренне состояние. Эта модель требуют от нас толерантности, чуткости к собеседнику, эмпатии, применения методов вербального и невербального влияния.

Основные виды коммуникации, их характеристика

  • В зависимости от средств, использованных при передаче данных:
  1. межличностная – непосредственный разговор между участниками;
  2. техническая – использование информационных технологий, приложений или программ (социальные сети, Viber, Telegram).
  1. вербальная – речевое общение;
  2. невербальное – язык тела.
  • В зависимости от каналов:
  1. формальная – упорядоченный поток информации в схемах, объявлениях, официальных положениях, прочих документах;
  2. неформальная – распространение информации с помощью слухов.
  • По направлению: (профессиональная сфера, менеджмент):
  1. нисходящие – информация, направленная от руководства к подчиненным;
  2. восходящие – наоборот.
  1. эффективная – результативная беседа;
  2. неэффективная – безрезультативное общение.

Мы узнали об основных формах информационного взаимодействия с окружающими. Вербальная и невербальная коммуникация – главные способы общения, которые не могут существовать друг без друга. Каждый из нас, приложив усилий, сможет мастерски овладеть ими.

Пройти тест на тип восприятия

7 правил эффективной коммуникации:

  1. Доверять собеседнику, создавать располагающую атмосферу.
  2. Не избегать тем личного характера. Они делают отношения более доверительными, искренними.
  3. Быть конкретными. Тяжело понять адресанта, когда его мысль неясна или в сказанном нет конкретики. Желательно научиться говорить прямо, избегать двузначности.
  4. Учитывать интересы других. Собеседник должен понять, что для него этот разговор тоже нужен, ведь каждый преследует свои цели.
  5. Быть открытым. Критика – отличное явление, когда она сдержана. Нужно не бояться отстаивать свою позицию, но вместе с тем, уважать мнение других, принимать их право мыслить по-другому, имея иные взгляды.
  6. Слушать. Чтобы диалог действительно был эффективным, нужно научиться не только слушать, но и слушать адресанта.
  7. Проявить заботу, заинтересованность окружающими людьми, учитывая их проблемы.

Вербальные коммуникации имеют сложную многоплановую структуру и проявляются в разных стилях:

  • Литературный – художественные произведения;
  • Разговорный – общение в быту;
  • Публицистический – материалы СМИ;
  • Научный – текст материалов учебника;
  • Официально-деловой – язык документов, делового общения;
  • Эпистолярный (практически не используется) – стиль написания писем;
  • Конфессиональный – религиозные проповеди.

Виды коммуникаций.

Слово «коммуникация» с английского переводится как «общее», «разделяемое всеми». То есть это взаимопонимание, обретенное в процессе общения.

Невербальное общение.

Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».

Особенности и формы вербальной коммуникации.

Если говорить о формах человеческой речи с психологической точки зрения, то их существует две — внутренняя и внешняя. Первая — это бесконечный мысленный процесс, который происходит внутри нас. Внутренняя речь похожа на разговор с собой, неконтролируемый монолог нашего подсознания.

Внешний вид речи — это то, что мы произносим или записываем. Разделяют две формы речи: устную (диалог, монолог) и письменную. Каждой из них присущи свои психологические характеристики.

Особенность вербальной речи в том, что она свойственна только людям, чего не скажешь о животных, которые общаются с помощью движений тела и знаков. Для ее осуществления нужно овладеть языком. Слова – основной компонент разговора. С их помощью мы транслируем свои мысли, озвучиваем любое сообщение несловесной знаковой системой. Например, смысл зелёного цвета светофора можно передать словосочетанием «разрешается проезд».

Предлагаем ознакомиться  Отличные упражнения из позитивной психологии

Пройти тест на характер человека

Особенности кинестики

Невербальное общение и его значимость трудно переоценить. Психологи выделяют несколько важных функций этого вида коммуникации:

  • Подтверждение и дополнение речи. Например, мы подтверждаем утвердительное заявление кивком головы;
  • Обогащение значения слов и придание тексту эмоциональной окраски;
  • Регулятивная функция, то есть мимическая реакция на слова собеседника.

Правильное толкование невербальных символов направлено на полноценное поддержание и ведение беседы. На эту тему написано множество книг и снято большое количество фильмов.

Каждый из нас замечает невербальные сигналы подсознательно и интерпретирует их согласно своему пониманию ситуации. Существуют специальные упражнения по невербалике, которые помогают развить этот навык.

В первую очередь необходимо научиться замечать и контролировать собственный язык тела, а потом уже учиться понимать окружающих. Можно проводить самостоятельные упражнения перед зеркалом. Для этого достаточно просто воспроизвести мимику актеров из известных сцен фильмов или разыграть собственную эмоцию (грусть, печать, смех, ярость). Таким же способом прорабатываются походка, жесты, поза тела.

Для понимания чужих чувств необходимо не только иметь багаж знаний. Не менее важна практика. Важно обращать внимание не только на слова и действия окружающих вас людей, но и стараться фиксировать изменение их мимики и жестов в каждой конкретной ситуации. Невербальное общение и специальные навыки развиваются годами, и в первую очередь важна внимательность и даже некая щепетильность в этом вопросе.

Паравербальная коммуникация и ее влияние на межкультурную коммуникацию.

Наряду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении используются и паравербальные средства, которые представляют собой совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая нам о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т.д.

Средствами достижения эффективной коммуникации зслужат следующие характеристики человеческого голоса.

* Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют от импульсивности собеседника, его уверенности в своих силах. И, напротив, спокойная медленная манера речи указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность говорящего. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека.

* Громкость. Большая громкость речи присуща, как правило, искренним побуждениям либо кичливости и самодовольству. В то время как малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. Заметные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника. Как показывает коммуникационная практика, усилению эмоциональности речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов.

* Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов свидетельствует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, вялости воли.

* Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос является признаком повышенной естественной эмоциональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения.

* Режим речи. Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение показывает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отрывистая манера речи служит выражением трезвого, целесообразного мышления.

Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера те или иные эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относятся: просодика — это темп речи, тембр, высота и громкость голоса; экстралингвистика — это паузы, кашель, вздохи, смех и плач (то есть звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).

Паравербальная коммуникация основывается на тональных и тембровых особенностях языка и их использовании в культуре. На этом основании можно выделять тихие и громкие культуры. В Европе, например, американцев осуждают за их манеру говорить слишком громко. Эта их черта вызвана тем обстоятельством, что очень часто для общительных американцев не имеет никакого значения, слушают ли их речь или нет.

Предлагаем ознакомиться  Эгоизм в отношениях: психология отношений мужчины и женщины

Для них гораздо важнее показать свою компетентность и открытость. В отличие от них англичане придерживаются совершенно другой точки зрения: они считают, что не следует вмешиваться не в свои дела. Поэтому у них особенно развита способность направлять свою речь прямо на нужного партнера и при этом учитывать не только уровень шума, но и расстояние.

Культурно-специфические особенности паравербальной коммуникации выражаются и в скорости речи. Так, например, финны говорят относительно медленно и с длинными паузами. Эта языковая особенность создала им имидж людей, которые долго думают и неторопливо действуют. К быстро говорящим культурам относятся носители романского языка (французы, румыны, молдаване, цыгане). По этому показателю немцы занимают среднее положение, хотя скорость речи выше в Берлине и ниже на севере Германии.

Следующим средством паравербальной коммуникации является манера, с одной стороны, говорить многословно, а с другой, лаконично, не используя слишком много слов. Во многих культурах часто содержание сказанного имеет второстепенный характер. Высоко ценится такая манера у арабов, в языке и литературе которых содержание и значение сказанного не является главным.

9. Понятие культуры и ее основные определения.

Межкультурная коммуникация, как и любое другое научное направление, осуществляет свои исследования с помощью ряда понятий и категорий, которые раскрывают содержание и специфические особенности изучаемых процессов и проблем своей предметной области. Центральное место среди них занимает понятие «культура».

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Трудно представить себе более распространенный термин, который выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в различных науках.

Многообразие определений порождает стремление упорядочить их, подводя под различные классификации, среди которых можно выделить следующие:

• социологические, когда культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей,. Примером такого понимания может быть следующее определение: «Культура — это то, что определяет социальный аспект человеческой личности с точки зрения усвоенного и приобретенного поведения.

• исторические, когда акцент делается на то, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению, например: «Культура есть результат совместной жизнедеятельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования.

• нормативные, согласно которым содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. Например, в словаре «Культурология. XX век» культура представляется как «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученным формам человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира».

К этому же классу можно отнести определение культуры как «системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия. Это система социально усвоенных моделей поведения, которая служит для взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно, хотя и медленно, эволюционирует»;

• психологические, которые основываются на взаимосвязи культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики, например: «Культура — это образ жизни, тот контекст, в котором мы существуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот «клей», который соединяет в одно целое группу людей.

Это программа, заложенная с раннего детства, которая управляет поведением людей в обществе и помогает понять, что от них ожидается и что случится, если эти ожидания не будут оправданы. Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени»;

• дидактические, рассматривающие культуру как совокупность качеств, которые человек получает в процессе научения и которые не наследуются им генетически, например: «Культура состоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, присущих людям и определяющих их поведение. Культура воспитывается и усваивается с детства и передается из поколения в поколение»;

• антропологические, которые основной смысл культуры видят в деятельности и понимают ее как «совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени».

Предлагаем ознакомиться  Характер по почерку человека — можно ли определить, его виды

Одно из наиболее распространенных в современной западной культурной антропологии определений культуры принадлежит А. Креберу и К. Клакхону, которые утверждают, что«…культура может быть определена как все виды деятельности, а не физиологические результаты (продукты человеческих особей, не являющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивны-ми).

Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно-рефлекторных и приобретенных обучением видов деятельности, а также их производным продуктом. В свою очередь идея обучения снова возвращает нас к тому, что является социально передаваемым, т.е. передаваемым по традиции, что приобретено человеком как членом общества».

Характеристики культуры:

• культура — это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры;

• культура — это продукт совместной жизнедеятельности людей;

• культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;

• культура не наследуется генетически, а усваивается с помощью научения;

• человечество не является единым социальным коллективом, разные популяции людей создали разные этнические, региональные, социальные культуры;

• культура динамична, она способна к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов

• удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям своего бытия;

• культура является результатом коллективной жизнедеятельности людей, но ее носителями выступают отдельные личности;

• культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.

Отмеченное разнообразие определений, интерпретаций, смыслов и методологических подходов, вероятно, вполне закономерно, поскольку обусловлено тем, что культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. По этой причине культуру изучают многие науки — семиотика, социология, история, антропология, аксиология, лингвистика, этнология и др.

Понятие

Вербальное общение — что это в психологии?

Под вербальной коммуникацией понимают обмен информацией, чувствами.

Это контакт индивидуумов с помощью общения. В коммуникации могут участвовать как два человека, так и целая группа людей.

Они обсуждают важные вопросы, ведут переговоры, пытаются доказать свою точку зрения.

Вербальная коммуникация особенно необходима представителям таких профессий как юрист, менеджер, психолог, учитель, оператор службы поддержки.

Без общения выполнение профессиональной деятельности невозможно. Оно характерно только для человека, у животных не встречается.

Длительность речевого взаимодействия зависит от его целей. Старые друзья могут говорить часами, а в бизнесе ценна каждая минута: взаимодействие в процессе переговоров ограничено несколькими минутами.

Это осложняет процесс, ведь достичь нужного результата бизнесмен пытается в кратчайшее время.

Ошибочно полагать, что в данном случае собеседники обмениваются только информацией, они также обмениваются эмоциями, чувствами, делятся переживаниями.

Если у человека развита эмпатия, он улыбнется в ответ, либо будет сопереживать. Можно вызвать разные эмоции в зависимости от поставленной цели.

Роль невербальной коммуникации.

Исследование показали, что за день человек произносит около 30 000 слов. Но больше 60% информации о собеседнике мы узнаём не благодаря им, а посредством невербальных методов взаимодействия, которые сопровождают или дополняют языковую речь.

Невербальные средства общения выполняют комплекс ролей:

  • составление психологического портрета;
  • создание определённого образа или имиджа;
  • заявление о взглядах, убеждениях;
  • становление личности ребенка в раннем периоде развития;
  • определение состояние человека на данный момент разговора.

К языку тела мы обращаемся независимо от ситуации. Без нее мы не можем создать полноценный многоплановый меседж.

В общем, роль невербальных сигналов состоит в организации общение между людьми в различных ситуациях (повседневные разговоры, деловые встречи, нейтральная беседа). Если научиться распознавать сигналы, подающиеся собеседником, можно предотвратить конфликт, развить социальные связи, достичь личностного роста.

Вербальная и невербальная коммуникация – это два крыла эффективного общения. Что значит «эффективного», читаем дальше.

Пройти тест на тип личности

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector