Определение уровня тревожности (методика Спилбергера-Ханина)

Высокая тревожность и ее виды

Диагностика степени тревожности основана на различных психологических тестах. Тревожность средней степени и высокой откладывают отпечаток на качество жизни и даже могут привести к развитию психических расстройств. Считается, что предрасполагающим фактором высокой тревожности является наследственность.

Глава 1. теоретическое изучение проблемы тревожности…………….….……7

1.1 Понятие тревожности. Уровни тревожности……………………….…..7

1.2. Психологические особенности проявления тревожности в юношеском возрасте…………………………………………………………………………..….

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ понятия «тревожность», рассмотреть уровни тревожности; выявить психологические особенности проявления тревожности в юношеском возрасте;

2. Подобрать методику для выявления тревожности у студентов педагогического колледжа;

3. Обобщить полученные данные и сравнить уровни тревожности у студентов первого курса и студентов выпускных групп педагогического колледжа.

Методика филлипса

Данный опросник также предназначен специально для школьников и детей младшего и среднего школьного возраста. В перечне вопросов есть 58 предложений. Их можно дать ребенку в письменном виде или зачитать устно. На каждый из вопросов необходимо отвечать только «да» или «нет». При этом нужно попросить ребенка отвечать максимально искренне и правдиво.

Это не соревнование, соответственно, здесь не может быть правильных или неправильных ответов. После этого происходит обработка результатов и определение уровня тревожности по методике Филлипса. Оно осуществляется при помощи специального ключа-теста. Если ответы совпадают с ним, то это является очень серьезным признаком повышенной тревожности.

Обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Опросник лаврентьевой, титаренко

Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:

  • быстрая утомляемость при работе;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • чрезмерное беспокойство при новом задании;
  • напряженность и скованность при выполнении задания;
  • частое смущение;
  • разговоры о напряженных ситуациях;
  • частая гиперемия лица;
  • жалобы на страшные сны;
  • холодность и влажность рук;
  • часто расстройство стула;
  • высокая потливость при волнении;
  • плохой аппетит;
  • беспокойный сон, трудности с засыпанием;
  • повышенная пугливость, множество страхов;
  • постоянное беспокойство;
  • неспособность сдержать слезы;
  • непереносимость ожидания;
  • боязнь новых дел;
  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь трудностей.

Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.

Признаки тревожности

У ребенка с повышенной тревожностью имеется определенный портрет, который опытному педагогу бросается в глаза сразу. Такой ребенок с опаской и напряжением входит в помещение (класс, группу детского сада), беспокойно оглядывается, робко и неслышно здоровается и присаживается на край ближнего стула. Ребенок выглядит так, как будто ожидает неприятностей от всех и всего.

Предлагаем ознакомиться  Как помочь при плаче и истерике

Он отличается чрезмерным беспокойством, например, не ожидания самого события (вызов к доске, выступление на публике), а только его предчувствия. Подобные дети скрытные, предпочитают не делиться своими проблемами, а держать их в себе. Они ощущают свою беспомощность, боятся новых игр и участия в них, новых видов деятельности.

Детей с повышенной тревожностью беспокоят и соматические расстройства: абдоминальные и головные боли, головокружения, спазмы мышечные и в горле, затрудненное дыхание и прочие. Во время возникновения тревоги у подобных детей появляются сухость во рту, комок в горле, мышечная слабость, тахикардия.

Для выявления ребенка с повышенной тревожностью воспитателю требуется не один день. Он должен понаблюдать за малышом в разные периоды активности и дни недели. Как ребенок ведет себя при обучении и отдыхе, во время игр и общения с ровесниками.

Критерии тревожности:

  • беспокойство чрезмерное и постоянное;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • напряжение мышц (чаще лицевых и шейных);
  • раздражительность;
  • сон с нарушениями.

Если хотя бы один из перечисленных признаков наблюдается постоянно, педагогу/родителю следует задуматься о повышенной тревожности у ребенка. С этой цели прибегают к проведению различных психологических тестов на тревожность.

Причины тревожности по возрастам

Состояние тревожности может развиться у человека в любом возрасте, в том числе и у новорожденных. У младенцев тревожность проявляется в виде чрезмерного беспокойства, частого плача без причины, нарушенного сна и плохого аппетита. Но с возрастом происходит становление нервной системы и ее усложнение, поэтому признаки тревожности приобретают более сложные черты.

Результаты исследования.

При исследовании тревожности по методике Спилбергера мы выяснили, что 60% наших испытуемых имеют высокую ситуативную тревожность, в то время, как высокая личностная тревожность отмечается только у одного студента.

Тест тревожности по тэммпл, амен и дорки

Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:

  • ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
  • ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
  • на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
  • ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
  • ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
  • ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
  • ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
  • тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
  • родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
  • у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
  • мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
  • ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
  • вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
  • ты ешь один, это грустно или весело.
Предлагаем ознакомиться  Полный релакс

После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.

При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% — о низкой тревожности.

Тест тревожности филипса

У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:

  • уровень тревожности всего класса;
  • выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
  • тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
  • страх по поводу самовыражения;
  • страх по поводу проверок знаний;
  • страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
  • уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
  • страх по поводу отношений с педагогами.

Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.

Тревожность личностная

Под этим типом тревожности имеют в виду индивидуальную особенность конкретного человека испытывать чрезмерное беспокойство в тех случаях, когда остальные люди его практически не ощущают. Данный вид тревожности связан с особенностями личности, характером и темпераментом, генной предрасположенностью. Для людей с подобной тревожностью характерна необщительность и замкнутость. Личностная тревожность оставляет свой след на всех моментах общения с людьми, мотивации и оценки себя.

Управление собственным поведением

Тревожные дети прячут свои обиды и страхи в себе и на все вопросы взрослых отвечают, что все нормально. Чтобы ребенок раскрылся, следует привлечь его к коллективному обсуждению какой-либо проблемы (страхи есть у всех). В группе детского сада можно вести общий разговор с детьми, сидящими в кругу, о чем они переживают в какой-то волнующей их ситуации.

В школе можно привести примеры из литературы, из разряда: смелый человек не тот, который не имеет страхов, а тот, который умеет их преодолевать. Суть разговора следует сводить к признанию каждого ребенка о том, чего он конкретно боится. Тогда ребенок с повышенной тревожностью сможет понять, что он не один такой, что у остальных тоже есть проблемы.

Уровни тревожности по тейлору

В этом случае также можно самостоятельно или в группе получить все необходимые данные о состоянии человека. Подобная методика также представляет собой опросник, в котором перечислено несколько выражений. Человек должен прочитать и оценить их уровень по своим ощущениям. Это можно сделать самостоятельно.

Предлагаем ознакомиться  Как понравиться мальчику в классе: маленькие секретики

Выявление уровня тревожности по методике Тейлора широко используется и при индивидуальных, и при групповых обследованиях. При этом есть возможность решить не только теоретические, но практические задачи. Помимо опросника Тейлора, уровни тревожности определяются и другими схожими тестами.

Шкала тревожности спилберга-ханина

По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.

Заключение.

Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. Больным вопросом для современной системы обучения является вопрос о негативных состояниях студентов.

Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье». Процесс формирования эмоциональной сферы студента обусловлен положением в обществе, обязанностями и функциями человека, находящегося в высшем учебном заведении.

Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Экзамены для подавляющего большинства студентов и старших школьников — это не только период интенсивной работы, но и психологический стресс. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Ожидание неуспеха сопровождается такими психическими состояниями, как тревожность, стресс, депрессия, волнение, беспокойство, застенчивость.

Именно психические состояния являются ведущим компонентом перестройки психической деятельности студентов, определяя направление и характер адаптационных изменений, а также формирования их индивидуальности.

Процессом тревожности, переживания, можно в какой-то мере управлять — стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности.

Для того, чтобы выявить уровень личностной тревожности студентов вуза в ситуации сдачи экзаменов и проследить зависимость тревожности от самооценки студентов, мы провели экспериментальное исследование. Мы предположили, что ожидание неуспеха у студентов выпускных курсов сопровождается таким психическим состоянием, как тревожность, т.е. студенты с низкой самооценкой имеют высокий уровень тревожности.

В результате экспериментального исследования на базе Набережночелнинского педагогического колледжа мы выяснили, что:

· для большинства студентов выпускного курса характерна высокая личностная тревожность, в то время как высокая ситуативная тревожность наблюдается менее чем у половины студентов. Таким образом, состояние у студентов выпускного курса тревоги не является постоянным.

· ситуативная тревожность студентов в период экзамена значительно повышается.

· большинство студентов имеет низкую самооценку.

· у студентов с низкой самооценкой отмечается высокий уровень тревожности.

Следовательно, наша гипотеза о том, что ожидание неуспеха у студентов выпускных курсов сопровождается таким психическим состоянием, как тревожность, т.е. студенты с низкой самооценкой имеют высокий уровень тревожности.

Цель исследования достигнута, задачи выполнены. В рамках данной работы освещены далеко не все вопросы, связанные с самооценкой и уровнем тревожности, требующие особого рассмотрения.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector