Обществознание. 8 класс (2 стр.)

Билет № 18

1. Человеческая деятельность.

Многочисленные научные исследования в области психологии личности позволяют с уверенностью судить о деятельностной основе человеческого существования. Действительно, только в деятельности человек совершенствуется, становится развитой личностью. «Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем», – восклицал философ XIX в.

С самого рождения человек стремится проявлять активность, что-то делать. Его действия становятся все более осмысленными, сложными, целенаправленными. Наконец он дорастает до понимания того, во имя чего проявляет активность, действует. И тогда человек становится преобразователем мира, окружающей его среды, даже если он сам не осознает этого.

Деятельность – это способ отношения человека к окружающему миру, в процессе которого он изменяет мир и самого себя. Важнейшие виды деятельности – трудовая, учебная и игровая. Некоторые психологи выделяют еще деятельность общения, практическую и теоретическую деятельность. Особое место в жизни человека занимает творческая деятельность, результатом которой являются новые, доселе не известные материальные и духовные «продукты».

Деятельность, как из кирпичиков, складывается из действий. Каждое действие имеет ту же структуру, что и деятельность: сначала человек осознает цель (что делать, к чему стремиться?), потом мотив (для чего, ради чего действовать?), выбирает способ действия, деятельности (как, с помощью чего действовать?) и получает результат.

Нередко в разговоре используют как равнозначные понятия «деятельность» и «поведение», тогда как между ними есть существенная разница. Термин «поведение» многозначен, его используют даже при описании роботов («их поведение четко запрограммировано») или, например, атома («что-то он в этом опыте повел себя непривычно»), но по отношению к человеку данное слово приобретает нравственное содержание.

2. Понятие культуры. Культурный человек.

Существуют сотни определений культуры, что затрудняет истинное понимание данного термина. К тому же многие из определений противоречат друг другу. Культуру определяют, например, как воплощение нормы и отступление от стандартов, как приспособление человека к обществу и преодоление социальной инерции, как накопление опыта и самореализация человека.

Однако наиболее обобщенно культуру можно определить как деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, как продукт и результат этой деятельности. Природа самодостаточна и может существовать без воспроизводства ее людьми (в данном случае мы не берем в расчет восстановление элементов уничтоженной людьми природы). Социальное бытие не существует самостоятельно, оно должно постоянно воспроизводиться людьми.

Слово «культура» пришло к нам из латинского языка (cultura). Первоначальное его значение – «возделывание», «взращивание», т. е. все культурное противоположно дикому, невозделанному, непреображенному. Следовательно, первыми «культурными людьми» были древнеримские земледельцы. Затем слово «культура» стало использоваться и в нематериальной, умственной, духовной деятельности человека.

Римляне говорили: культура души, духовная культура. С тех пор понятием «культура» стали обозначать все, что было создано не природой, а руками или умом человека. По мере развития человеческого общества культура усложнялась, становилась совершеннее, разнообразнее. Человек создавал культуру, и культура создавала (преображала) человека.

Обычно ученые делят культуру на материальную и духовную. Материальная включает орудия труда, оружие, средства передвижения, пищу, посуду, жилище, одежду, обувь, а также культурные растения, домашних животных и т. д. Духовная культура – в широком смысле слова – представляет информацию, которая существовала, существует и будет существовать в памяти ушедших поколений, современников и последующих поколений.

Она передается из поколения в поколение в устной и письменной форме и проявляется в тех или иных формах поведения. В информации содержатся трудовые навыки, знания, нравы и обычаи, нормы морали и права, всевозможные виды искусства и народного творчества. Возьмем художественную культуру. Художники Андрей Рублев и Рембрандт, скульптор Микеланджело, драматург Уильям Шекспир, композитор Людвиг ван Бетховен, писатель Лев Толстой, актер и режиссер Константин Станиславский, певец Энрико Карузо, кинорежиссер Федерико Феллини, балерина Галина Уланова – эти имена известны каждому культурному человеку.

Представления о доброте, справедливости, гуманизме, свободе, демократии, воплощаемые в нормы нравственности и права, стали достижениями нравственной, правовой, политической культуры.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая дикость от культуры», – утверждал А.С.Пушкин. Все, что создано народом за многовековую историю: песни и сказки, былины и предания, обычаи и традиции, творения его мастеров, умельцев и зодчих, поэтов и писателей, мыслителей и ученых, художников и композиторов, открытия, изобретения и духовные озарения его гениев, подвиги его героев – все это бесценное достояние культуры, культурное наследие.

В культуре прошедшего живут ум и душа, дух и талант наших предков. Мы – их наследники. От них и через них мы воспринимаем вековую энергию светлого добра, взвешенной справедливости, неподкупной чести, несуетливого разума, нерушимого жизнелюбия, верности земле отцов. От того, какими мы станем, зависит, сумеем ли мы сберечь и приумножить оставшееся нам богатство или растратим его, пустим по ветру.

А что такое культурный человек? Тот, кто овладел общей культурой и ее разновидностями: художественной, нравственной, правовой, политической и др. Это образованный, воспитанный человек, отличающийся культурой поведения, культурой чувств, культурой сознания.

Иногда человек обладает внешней культурой: он хорошо, со вкусом одевается, вежлив, соблюдает этикет, но «внутри» у него – пустота: ни богатых духовных интересов, ни развитых нравственных чувств, ни глубоких знаний, ставших убеждениями. Внешняя культурность не всегда является признаком внутренней культуры. Поэтому важно обогащать внутреннюю культуру, которая поможет развиться и внешней.

Культура – естественное «сопровождение» человеческого общества с тех пор, как оно существует на Земле. Можно с уверенностью утверждать: сколько народов, столько и культур. У каждого народа есть особая, специфическая культура, основывающаяся на языке, традициях, обычаях, письменных памятниках, устном творчестве и т. д.

Нет народов бескультурных (исключительно «природных»). Однако наличие у каждого народа своеобразной культуры вовсе не означает неизбежности конфликта различных культур. Если избавиться хотя бы даже от легкого налета шовинизма, нетрудно обнаружить, что в национальных культурах больше общего, чем различного, – прежде всего в стремлении к эстетизации обыденной жизни и поддержании необходимого нравственного уровня межличностных отношений.

Давно замечено, что проникновение в одну культуру элементов другой (других) обусловливает ее расцвет, обогащение, а порою и переход в иное, более совершенное качество. Взаимопроникновение и взаимообогащение культур, интеграция многих их составных частей есть процесс и результат явления, которое можно обозначить понятием «диалог культур». Противиться этому процессу способны только люди ультранационалистических или расистских убеждений.

Предлагаем ознакомиться  Для чего нужны тренинги личностного роста?

Билет № 5

1. Духовная жизнь и мировоззрение человека.

Духовная жизнь – это жизнь, определяемая духовностью. Духовность относится к самым сложным понятиям, характеризующим внутреннее состояние человека. У духовности есть две стороны: мистическая и интеллектуально-нравственная. Мистическая связана с ощущением принадлежности к чему-то высокому, божественному.

Эта сторона духовности особенно сильно развита у людей верующих, религиозных. Вторая сторона выражается в богатстве нравственного мира, широких и глубоких интересах и действиях человека в различных сферах культуры. У истинно духовного человека обе стороны сосуществуют в гармоническом единстве. Ярчайший пример человека духовного – Николай Федорович Федоров, философ, автор проекта теории всеобщего воскрешения умерших («отцов») и преодоления смерти средствами современной науки.

Он служил библиотекарем в дореволюционном Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека). Свое жалованье он раздавал бедным и тратил на книги, обходясь в быту минимумом удобств. Спал на сундуке, прикрывшись ветхим пальто, питался хлебом и чаем. Как библиотекарь он был незаменим: не только быстро находил имеющиеся в музее заказанные книги, не только компетентно подсказывал читателям, какие книги им полезно прочитать, но и мог купить книгу на собственные деньги.

Все свободное время тратил на написание главного труда – «Философия общего дела». Он считается одним из основоположников русского космизма. Значимость Федорова как мыслителя признавали писатель Л. Н. Толстой, философ Вл. Соловьев; его духовным учеником был ученый К. Э. Циолковский, заинтересовавшийся космическими полетами для «расселения» в космическом пространстве землян, которых после оживления станет слишком много на нашей планете.

Еще один пример духовной жизни, являющейся образцом альтруизма, – подвижничество «святого доктора» Федора Петровича Гааза. Святым его прозвали заключенные, улучшению быта которых он, работая тюремным врачом, посвятил всю жизнь. В молодости он был богат, но со временем роздал все свое достояние нуждающимся и конец жизни провел в созданном им же самим приюте для бедных.

Продолжая разговор о духовности, следует учесть, что ее рациональной основой выступает мировоззрение человека. На всем протяжении жизни у людей складываются (у одних четче, полнее, у других – менее определенно) соответствующие взгляды, представления, воззрения на наиболее важные вопросы общественной жизни.

Эти элементы сознания помогают людям ориентироваться в окружающей действительности, определять отношение к ней, выбирать направление деятельности. Таким образом, мировоззрение есть система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации.

Мировоззрением может обладать отдельный человек и социальная группа. Мировоззрение является ядром сознания человека и общественного сознания. Наличие развитого мировоззрения свидетельствует о зрелости личности или социальной группы. О зрелости личности, ценности ее как субъекта трудовой и общественной деятельности говорит прочность взглядов человека на основные вопросы бытия (цель и смысл жизни, ценности общественного бытия, нормы нравственности, формы политической жизни, отношения к людям, семье, Родине, государству и др.).

Способность изменять мировоззренческие ориентиры из конъюнктурных соображений свидетельствует о незначительности человека как личности, его ненадежности, нравственной нечистоплотности. Примером такой «смены вех» могут служить чудесные превращения в конце 1980-х – начале 1990-х годов в России ряда крупных коммунистических функционеров, ведущих идеологов марксизма-ленинизма общества «развитого социализма», в завзятых либералов и демократов – сторонников рыночной экономики, основанной на частной собственности.

Традиционно мировоззрения по их содержанию и общественной значимости подразделяли в прошлом и подразделяют до сих пор на:

научное или ненаучное;

материалистическое или идеалистическое;

религиозное или атеистическое;

революционное или реакционное.

Столь контрастная классификация свидетельствует о «черно-белом» характере мировоззрения классификаторов, не учитывающих сходства и взаимозаменяемости полюсов. Например, деятельность в недавнем прошлом «прореволюционной» компартии ныне рассматривается многими как конструктивная реакция на рыночные изменения в обществе; ненаучные прозрения иных интуитивистов нередко предвосхищают «открытия» больших научных коллективов; верующие и атеисты (точнее – неверующие) находят все больше точек для сближения и соприкосновения и т. д.

В современных условиях российской общественной жизни все большее значение приобретает традиционный для российской общественной жизни спор двух массовых мировоззрений: западнического и почвеннического (национально-патриотического). Обладатели первого абсолютно убеждены, что Россия должна как можно быстрее ступить на путь развития, характерный для стран Европы и США, стать частью западной цивилизации, отказаться от собственных традиций в культурной, политической, экономической жизни.

2. Понятие права, его нормы, отрасли.

Право принадлежит к столь же сложному классу открытых понятий, как человек, государство, мораль, общество и т. д. О праве люди судят в зависимости от своих научных и идеологических позиций. Для верующих право – промысел Божий, для марксистов – возведенная в закон воля господствующего класса, для рационалистов – сравнительно удачное орудие регулирования общественных отношений и т. д.

Сущность и главное предназначение права заключается в том, что оно – универсальный регулятор общественных отношений. Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Данную совокупность норм еще называют объективным правом.

У каждой отрасли права существует особый предмет регулирования (определенный вид общественных отношений), имеющий выраженную специфику, чем они и отличаются одна от другой. В какой-то мере признаком, разграничивающим отрасли права, является и метод правового регулирования. Например, в сфере имущественных (гражданско-правовых) отношений все участники изначально равны и независимы друг от друга, а в сфере государственного управления связи основываются на принципе соподчинения: одна из взаимодействующих сторон наделена властными полномочиями.

Система права включает следующие основные отрасли права: конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, уголовное, международное, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др. Ведущее среди них – конституционное. Его нормы содержатся, как правило, в Конституции Российской Федерации, а также в конституционных законах – о судебной системе, о гражданстве и т. д.

Предлагаем ознакомиться  Методы психотерапии с детьми

В систему права входят и институты права: гражданства, наследования и др.

Признаками права являются: наличие норм, общая обязательность их исполнения, утверждение и гарантированность этих норм государством, многократность применения.

Вкратце назначение права можно свести к следующему: оно выступает прежде всего как регулятор общественных отношений; активно воздействует на государство путем установления общеобязательных и для государственных служащих, и для государственных органов правил поведения; закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и иные отношения, а также существующий государственный и общественный строй. Другими словами, оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.

Нормативные акты, прецеденты, правовые договоры и правовые обычаи – таковы формы, в которых реализуется право. Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, приказы и т. д.). Юридические прецеденты (т. е. образцы поведения, действий) бывают судебными и административными.

Право является также императивом (повелением, безусловным требованием), стоящим над государством и законом и защищающим справедливый порядок государства как форму самоорганизации общества. Еще одно значение права – совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее.

Возможно противоречие между правом и писаным законом. Это бывает в том случае, когда писаный закон нарушает принцип справедливости и другие нравственные принципы и нормы (например, явно вступал в противоречие с правом как императивом принятый до войны в СССР так называемый «закон о пяти колосках», в соответствии с которым подлежали суровой уголовной каре голодные крестьяне, подобравшие после уборки на поле несколько колосков зерновых).

Понятие «право» используется в трех значениях. Во-первых, оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Это – объективное право. Во-вторых, термин «право» используется и в значении «обеспеченной законом возможности что-то делать, иметь и т. д.». В этом случае мы имеем в виду право на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это – субъективное право.

В-третьих, слово «право» часто используется и в неюридическом смысле: мы говорим о праве на уважение, праве на внимание и т. п.

Норма права – общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством их общественные отношения.

Нормы права отличаются от других социальных норм. Первое отличие состоит в том, что правовую норму устанавливает государство. Для этого в государстве создаются специальные органы, которые имеют право устанавливать общие правила поведения. Второе отличие: норма права адресована всем членам общества и является общеобязательным правилом поведения.

Третье отличие: норма права защищается государством. Следовательно, если кто-либо не будет исполнять правовую норму добровольно, именно государство заставит его. С данной целью в государстве действуют специальные органы – правоохранительные (милиция, прокуратура, суд и др.). Наконец, норма права должна существовать в письменной форме и содержаться в законах, указах и иных документах, которые называются нормативными правовыми актами (или источниками права).

Норма права имеет определенную структуру и подразделяется на несколько видов. Нормы права и статьи закона не всегда совпадают (например, в статьях конституции не сформулированы санкции). Но они содержатся в других нормативных актах, конкретизирующих положения конституции. По видам нормы права подразделяются на: управомочивающие (предоставляющие гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требующие должного поведения) и запрещающие (которые устанавливают запреты на совершение определенных действий).

Норма права имеет следующую структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указывается на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция – само правило поведения, в котором указывается на права и обязанности лиц. Санкция говорит о мерах государственного принуждения, применяющихся к правонарушителям.

Билет № 7

1. Познание и знание. Многообразие путей познания.

Если верить Аристотелю и многим последующим мыслителям, все люди склонны к познанию. Практическая деятельность человека включает познание в качестве своей важнейшей составной части. Чтобы как-то обращаться с вещью (в широком смысле слова), преобразовывать и плодотворно манипулировать ею, необходимо познать ее сущность.

В самом общем виде основными объектами познания являются окружающий человека мир и он сам со всеми особенностями. Окружающий макро– и микромир как объект познания несравненно объемнее человека (отсюда и наук, изучающих то, что существует вокруг нас, несравненно больше, чем наук о человеке). Но сложность и трудность познания человека ничуть не уступает сложности и трудности постижения тайн естественных объектов, а в чем-то и превосходит их.

Можно с определенной долей уверенности сказать, что наука как главный инструмент познания, достигнув необычайных успехов в овладении материальным миром, в какой-то степени остановилась в недоумении перед открытой системой под названием «человек». Психология, физиология, медицинские и другие науки о человеке накопили множество данных о возможностях и механизмах его физических проявлений, о его простейших реакциях, отклонениях в физическом развитии и т. п., но оказались бессильны удовлетворительно ответить на вопросы о глубинных процессах, составляющих содержание его сознания и подсознания, внутренних побуждениях человеческого поведения, путях выбора им целей деятельности, причинах как высоконравственного, так и аморального, преступного поведения и т. д.

Предлагаем ознакомиться  Невербальные средства делового общения и этикет, Выводы

Начало процесса познания и, следовательно, один из источников знания – ощущения и восприятия. Ощущения возникают под влиянием действия внешних раздражителей (запахи, звуковые и световые волны и т. д.) на органы чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания; а также под влиянием внутренних процессов, происходящих в организме, например, сокращения мускулов, пищеварения и др.

Таким образом, ощущения – это образы, отражения, копии, снимки отдельных свойств предметов и явлений объективного мира. Однако человек, как правило, воспринимает и осмысливает не только отдельные стороны познаваемого. Ему важно воспринять предмет как единое целое. Этому способствует восприятие, т. е. целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств.

Например, ощущения «говорят» нам о предмете, который мы держим в руках, что он нетяжелый, круглый, красно-желтый, достаточно твердый, душистый, кисло-сладкий на вкус. Восприятие «подсказывает»: это– яблоко. Разумеется, мы привели самый банальный пример. В действительности восприятие в процессе познания новых предметов и явлений осуществляется с помощью совершенных приборов, инструментов, аппаратов (телескоп, микроскоп, компьютер, томограф и т. п.), которые неизмеримо расширяют возможности человеческого восприятия.

Пойдем дальше по пути познания. Оно не ограничивается ощущениями и восприятиями. На их основе в мозгу человека возникают представления и воображение. Образ познаваемого предмета не исчезает бесследно, он остается в памяти, которая является способностью мозга запечатлевать, сохранять воздействия внешней среды и в нужный момент воспроизводить их.

Следовательно, без памяти познание невозможно. Когда-либо воспринятые предметы и явления оставляют в мозгу свои «следы», по которым человек и восстанавливает образы прежних предметов и явлений, когда-то воздействовавших на его органы чувств. Данные образы называются представлениями. Часто можно слышать вопрос: «Ты имеешь представление об этом?». Другими словами: «Есть ли у тебя элементарные знания об этом?»

Но человек порою комбинирует собственные представления. Их сочетания могут быть весьма неожиданными, не существующими в действительности. Это достигается с помощью (и является результатом) воображения.

Но познание идет еще глубже с помощью мышления (т. е. процесса отражения действительности с помощью понятий, суждений, умозаключений).

Многообразны пути познания. Познание не есть нечто внешнее по отношению к человеку. Оно полностью вытекает из его базовых потребностей, в частности, из врожденной любознательности, стремления к освоению окружающей действительности, своего внутреннего мира. Неправильно было бы представить познание как некий единый, однородный процесс. Познание бывает чувственным и рациональным.

Большую роль в процессе познания играет интуиция человека. Интуиция – это «непосредственное усмотрение», т. е. знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает одну или другую область действительности. Сторонники интуитивизма трактуют интуицию как первопричину творческого акта, единственное средство познания.

Существуют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В первом случае обнаруживаются новые факты и тенденции, делаются первоначальные обобщения. Во втором – формулируются общие закономерности, создаются стройные концепции и теории.

В обществознании на первом уровне велики достижения социологии, а на втором – философия как высшая область теоретического познания, прежде всего социальных явлений, как система взглядов, идей о мире и месте, роли в нем человека. Для философии характерны приемы познания: анализ, синтез, сравнение, дедукция и индукция.

2. Разделение властей.

Идея разделения (сравнительной самостоятельности) ветвей государственной власти родилась давно. Люди подметили, что даже при демократических режимах нередко происходит сосредоточение власти в руках одного человека или узкого круга лиц. Данная концентрация, как правило, приводит к тирании.

Поэтому люди стали использовать принцип разделения властей, т. е. когда три ветви власти – законодательная (представительная), исполнительная и судебная – должны быть достаточно самостоятельны, независимы одна от другой, не подчиняться друг другу, не пытаться «подмять» под себя «власть-соперницу». Противоречия между основными ветвями власти неизбежны, но они должны разрешаться на правовой, конституционной основе, не приводить к конфликтам, общественно-политическим взрывам. Принципы разделения властей закреплены в ст. 10. Конституции РФ.

Президент наделен Конституцией очень большими полномочиями. Он активно участвует в осуществлении исполнительной и законодательной властей. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80).

Президент с согласия Государственной Думы назначает председателя Правительства РФ, принимает решение о его отставке, представляет на утверждение кандидатуры и других высших должностных лиц. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ (ст. 83–87).

«Федеральное собрание– парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации», – гласит ст. 94. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Законодательным органом Федеральное собрание является потому, что Государственная Дума принимает законы, Совет Федерации рассматривает и одобряет их (либо не одобряет). В случае одобрения закон направляется Президенту РФ, который либо подписывает закон, либо отклоняет. В последнем случае закон вновь рассматривается в Государственной Думе.

Федеральная (центральная) исполнительная власть принадлежит Правительству РФ (ст. 110).

Правительство состоит из председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры своих заместителей и министров. Правительство обеспечивает руководство экономической, политической, правовой, международной, социальной, культурной, военной и другими сторонами жизни страны.

Судебная власть в России устанавливает справедливость в случаях тех или иных нарушений законов, интересов предприятий, организаций, граждан и т. д. Правосудие осуществляется только судом (ст. 118). Судьи независимы и несменяемы, они пользуются неприкосновенностью. В идеале никто не должен иметь возможность влиять на них. Суды (районные, городские, областные) – основные и самые массовые органы судебной власти.

Кроме того, существуют:

Конституционный суд РФ, решающий вопросы соответствия тех или иных действий Конституции РФ (ст. 125);

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector