Монстр Франкенштейна | Злодеи вики

Основная тема и идея книги о чудовище франкенштейна

Идея заключается в том, что безобразное существо, созданное Виктором, все же имело добрую человеческую душу, способную на благодарность, добрые и злые поступки. Ему нужно было руководство его творца, помощь и обучение. Но творцом выступал лишь перепуганный юноша, который сам испугался своего творения. Поэтический эксперимент проведен давно, но его последствия ужасающие.

Темой является этика науки. Может ли ученый присваивать себе право стать творцом жизни на земле, может ли контролировать и развивать то, что создал? Мэри Шелли утверждает, что нет, человек не готов к этой роли, и никогда не будет в готов.

Происхождение персонажа

В романе Виктор Франкенштейн хочет создать живое существо из неживой материи. В результате у него получается существо, вид которого самого Франкенштейна повергает в ужас.

Способ создания существа в романе не детализирован и довольно расплывчат, сам Франкенштейн уклоняется от любых пояснений во избежание повторения эксперимента. Упоминаются лишь некие химические приборы, неназванные материалы, а сам процесс описывается как вызывающий отвращение.

Суть процесса состояла в оживлении безжизненной/мёртвой материи, но Франкенштейн также мечтал, что дальнейшее развитие его открытия приведёт к возможности «давать вторую жизнь телу, которое смерть уже обрекла на исчезновение». Возможно, эта мечта Франкенштейна, в романе не получившая никакого развития, и привела к дальнейшему использованию идеи об оживлении мёртвых тел в последующих произведениях, использовавших образы чудовища Франкенштейна.

Прототип существа

Считается, что прототипом ужасного существа был неизвестный отшельник и чудак по имени Иоганн. Он жил в огромном старом замке под названием Франкенштейн и проводил странные опыты, пугающие простой народ.

Предлагаем ознакомиться  Осенняя депрессия | симптомы, причины и лечение |

Этим молодым человеком, пугающим людей, был известный алхимик тех лет — Иоганн Конрад Диппель, который исчез по неизвестным причинам в 1734 году и не вернулся в замок. Теперь в этом замке есть музей Франкенштейна со множеством сувенирных лавок.

Чудовище франкенштейна в культуре

Наиболее известный образ чудовища Франкенштейна был создан в фильмах режиссёра Джеймса Уэйла «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935) актером Борисом Карлоффом (На фото). Однако этот образ имеет сильные отличия от чудовища из романа. В романе чудовище не «сшито» из кусков человеческих тел, идея с молнией — тоже выдумка кинематографа.

В книге вообще не упоминается, каким способом было собрано и оживлено создание Франкенштейна. Мэри Шелли тщательным образом обходит любые научные подробности создания чудовища под предлогом того, что Франкенштейн не вправе выдать эту тайну, дабы никто не смог повторить его ошибку. Исследователи творчества Шелли считают, что причиной этого была некомпетентность писательницы в научных и медицинских вопросах, однако исходя из упоминаемых в романе трудов известных ученых-алхимиков Корнелия Агриппы, Альберта Великого и Парацельса, которые с особым усердием и страстью изучал Франкенштейн, можно сделать вывод, что Шелли подразумевала не столько научный способ создания монстра, сколько алхимический (Парацельс считается автором наиболее известного «рецепта» получения гомункула), что в определенном смысле связывает образ Чудовища с другим легендарным искусственным созданием — Големом.

И самое явное различие между чудовищем из романа и чудовищем из фильма — в их мыслительных способностях. «Демон» Мэри Шелли как минимум не уступал в сообразительности обычному человеку: он научился бегло читать, связно разговаривать и независимо мыслить. Все его жестокости были не только осмысленными, но и этически оправданными.

Более того, он сам собирается покарать себя, чтобы избавить мир. Чудовище же из фильма имеет интеллект пятилетнего ребёнка, разговаривает только простыми предложениями и совершает убийства неосознанно. Широкое распространение получил именно образ из фильма. Одним из немногих исключений стал фильм «Ван Хельсинг», где Чудовище является положительным персонажем и умственными данными больше напоминает персонажа книги.

Предлагаем ознакомиться  Срок предоставления хостинга для истек

В фильме «Виктор Франкенштейн» персонаж Чудовища предстаёт в новой форме: внешне напоминая вариант из фильмов с Борисом Карлоффом, этот монстр лишён сознания и совершает яростные убийства чисто инстинктивно, не осознавая происходящего, и поэтому быстро погибает. В фильме подробно рассказывается, как Франкенштейн и Игорь собирали Чудовище, почему он такого огромного роста и что стало для Виктора причиной его создать.

В массовой культуре также часто встречается смешение образов Франкенштейна и созданного им чудовища, когда «Франкенштейном» ошибочно называют не создателя, а создание.

Вывод

Кто создал Франкенштейна? Молодая неопытная девушка, сбежавшая из родного края. Что она могла сказать о будущем страны, или своем собственном? Ничего. Однако она сказала многое о том, что будет происходить в наше время. В отзывах люди это упоминают. Действительно, мы уже на пороге клонирования, мы тоже хотим провести эксперимент с жизнью. И, возможно, отыщется и в наше время новый Прометей.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector