Игротерапия застенчивости у детей дошкольного возраста

«угадай, что шумит» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.

Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.

Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.

С чего начинать игру

Есть несколько особых моментов и, чтобы получить максимум пользы, их нужно соблюдать.

Самое важное – уважать личность малыша. Учитывать его желания, не заставлять играть в то, что ему не хочется. Потому игра должна быть естественной и проходить в приятной атмосфере уважения и доверия друг к другу. В процессе обязательно наблюдать за ребенком и его эмоциональной нагрузкой. Нельзя допустить переутомления!

«времена года» (4 – 6 лет)

Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.

Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.

Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.

Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.

«где спрятался звук» (6 – 7 лет)

Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.

Описание. Ребёнку предлагается слово, предложение или небольшой текст, в котором он должен найти определённый звук. Со временем можно усложнить задание – определить слова со схожими звуками «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р». Например, коза и кожа, Сашка и шашка, ложки и рожки. Объясните ребёнку, как меняется смысл слова, если один звук заменить на другой.

Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.

«добрая сказка» (5 – 7 лет)

Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.

Описание. В игре принимают участие 4 – 5 детей. За основу берётся любая сказка с грустным концом, например «Снегурочка» или «Русалочка» и т.п. Детям предлагается подумать, как эту сказку можно изменить, используя героев из других сказок, так, чтобы она закончилась положительно.

Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.

Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.

«котёнок» (2 – 4 года)

Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.

Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.

А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка. Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся. На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.

Предлагаем ознакомиться  Консультация «Тревожность: особенности проявления у детей дошкольного возраста»

«мяч» (3 – 5 лет)

Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.

Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.

  1. Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
  2. Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
  3. Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
  4. Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
  5. Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
  6. Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
  7. Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
  8. Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
  9. Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.

«парашютисты» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).

Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.

Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.

«поймай птичку» (2 – 3 года)

Цель. Развитие быстроты реакции.

Описание. Одна ладонь ребёнка кладётся на ладонь взрослого. После этого нужно начать медленное и плавное поглаживание детских пальчиков поочерёдно, приговаривая: «Синичка, синичка». А затем быстро сказать: «Сорока», схватив при этом малыша за пальчик и потрясти его, сопровождая это следующими словами:

Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.

«полёты на облачке» (3 – 5 лет)

Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.

Описание. Эту игру следует проводить вечером перед отходом ребёнка ко сну. Малыш должен лечь в постель. Предложите ему закрыть глаза и представить себя сидящим в небе на белом пушистом облачке, медленно плывущем и уносящем его в страну снов. Пусть малыш ощутит, как его ножки расслабляются и становятся лёгкими-лёгкими, а затем расслабляются ручки и также становятся лёгкими.

По всему телу разливается приятное тепло. Веки становятся тяжёлыми. После этого пусть ребёнок вообразит, что сам превращается в белое облако и плывёт по небу вместе с другими облаками, а затем представит, что видит сверху: такие же облака, плывущие рядом, лужок с мягкой зелёной травкой внизу. Пусть он «увидит», как блеснула речка, «услышит», как журчит вода и т.п.

«постирушки» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).

Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка.

Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.

Предлагаем ознакомиться  Невроз: симптомы, виды и методы лечения

«цветочек» (2 – 4 года)

Цель. Формирование правильного дыхания.

Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.

Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится).

В чём смысл игротерапии?

Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными.

Виды лечебных игр и их характеристика

Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания. Для того чтобы в таких играх было легче ориентироваться специалисты разбили их на несколько групп:

  • игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • игры при заболеваниях дыхательной системы;
  • игры при ДЦП;
  • профилактические и восстанавливающие игры;
  • игры, развивающие речь (логопедические игры);
  • игры при различных нарушениях.

Игры при дцп

ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.

Игры при различных нарушениях

Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.

Логопедические игры

Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.

Признаки детского утомления и их устранение

Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:

  • ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
  • ребёнок начинает отвлекаться;
  • ребёнок капризничает и плачет;
  • ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
  • движения становятся вялыми и замедленными;
  • ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
  • наблюдается гиперактивность;
  • неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).

Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.

Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:

  • соблюдать режим дня ребёнка;
  • как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
  • обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
  • как можно чаще разнообразить игры;
  • чередовать активные игры со спокойными;
  • не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
  • уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.

Профилактические и восстанавливающие игры

Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.

Роль игры в жизни ребенка

Чтобы понять детей и найти правильный подход, нужно увидеть мир их глазами, ведь так часто взрослые воспринимают малышей своей уменьшенной копией! Но люди старшего возраста способны выразить мысли словами, а для дошкольников, особенно самых маленьких, это умение недоступно. Пока их язык – игра. И именно на нем они рассказывают о тревогах, радостях и мыслях.

Нет необходимости заставлять или учить детей играть. Все происходит спонтанно, с удовольствием, без какой-либо цели — это абсолютно естественный процесс. Но это не только развлечение, а также способ, с помощью которого малыши начинают знакомиться с окружающим миром и учатся в нем жить.

Предлагаем ознакомиться  Занятие "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции

Средства игротерапии

Игровой процесс активизирует ресурсы, раскрывает личностный потенциал и способствует росту. Самовыражение посредством игры непосредственно связано с упрочением психического здоровья индивида и может рассматриваться в качестве значимого фактора психокоррекционного воздействия. Однако наряду с этим психокоррекционный потенциал игрового процесса сегодня при всей его бесспорности применяется в практической психологии недостаточно.

Игровая психотерапия представляет собой редкостный опыт для социального развития и психического здоровья малыша при этом, открывая ему возможность вступить в индивидуальную взаимосвязь с взрослым. Это может быть психотерапевт, педагог, психолог, родители и др. Игровые действия активизируют образование произвольных психических процессов, способствуют развитию интеллектуальной деятельности и воображения, ведут к совершенствованию опорно-двигательного аппарата и волевой активности, к переходу малыша к мышлению представлениями, развитию речи.

В ходе определения функций игровой деятельности нужно выходить из ее важности для коррекционного и развивающего взаимодействия наставника с детьми и способствования развитию доверительных взаимоотношений наставника с родителями. Вследствие чего и происходит разработка и выбор средств, специфических приемов игровой терапии, сосредоточенных на установлении позитивного эмоционального отношения малышей к взрослому наставнику, образование контактов и взаимоотношений между ними для преодоления необщительности, низкого уровня самооценки, замкнутости и фобий.

Игротерапия позволяет установить тесный терапевтический контакт психотерапевта с родителями детей в самых разнообразных видах и конфигурациях, начиная с консультирования и заканчивая тренингами родительских групп. В качестве средств игровой терапии можно выделить разнообразные подвижные игры, лепку и рисование, игры с песком или куклами, игротерапию общения и др.

Игротерапия общения отлично зарекомендовала себя при коррекции коммуникативной сферы дошкольников. В ней могут применяться различные игровые средства и неигровые приемы, обучающие предупреждению конфликтных ситуаций, направленные на улучшение взаимопонимания и контроль собственного поведения.

Средства игротерапии призваны моделировать действительность, что предоставляет возможность малышу переживать ощущение счастья, успеха, удачи, позволяет раскрыть собственные физические и интеллектуальные способности. В условиях игры выражается личность детей.

Среди наиболее успешных видов игротерапии можно выделить куклотерапию за счет ее образности, наглядности и материальности, вследствие чего происходит более глубокое вхождение ребенка в игровую реальность, и игру в дочки-матери. Излюбленное занятие абсолютно всех малышей – присваивать куклам имена реальных людей, окружающих их, или героев сказок, мультиков и др. Наблюдая за игрой ребенка, родители могут понять, что его беспокоит, что ему нравится, что вызывает злость.

Сегодня с успешностью также применяется шахматная и музыкальная игровая терапия. Эти средства терапии были разработаны для решения нескольких задач одновременно: для понимания малыша, воздействия на детский разум, на его эмоции и чувства. Еще в арабских племенах шахматы считались наилучшим методом лечения нервных болезней. Сегодня вряд ли найдутся желающие оспорить благотворное влияние классической музыки на человеческий организм.

Игра в наше время стала лучшей практикой, способствующей развитию ребенка вне зависимости от его интеллектуальных и физических возможностей. Ведь при помощи игры ребенок обучается правильной речи, учится размышлять и самостоятельно принимать некоторые решения.

Требования к лечебным играм

Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:

  • игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него;
  • игры должны пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;
  • игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;
  • игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;
  • игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

Участие взрослого в игротерапии

  1. Активное. Организатором является игротерапевт. Например, он предлагает выбрать игрушки, которые вызывают ассоциации с тревогой или страхом. После разыгрывается проблемная ситуация, в которой дошкольник проявляет себя. Игра идет по заранее составленному плану с четким распределением ролей. В результате создаются конфликтные моменты, а ребенок успешно решает их.
  2. Пассивное. Терапевт не направляет игру и не участвует в ней. Ведущая роль предоставляется ребенку, который проигрывает ситуацию. Конечно, в результате он самостоятельно приходит к решению проблемы, ведь когда проблему можно увидеть со стороны, то и решение дается легче. Цель участия взрослого в упражнениях игротерапии для дошкольников – дать детям оставаться собой, благодаря чему возможно их самовыражение, освобождение от страхов и эмоционального напряжения.
Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector