Индивидуальность, индивидуализм и страх успеха

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется – индивидуальная психология. В основе теории – идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

В чем состоит отличие понятий “человек”, “индивид”, “личность” от понятия “индивидуальности”

Часто в разговорной речи, в художественной или научной литературе, в обиходе этими понятиями описывают какой-то один субъект. Они тесно между собой связаны, однако не означают одно и тоже.

Итак, “человеком” называется представитель человеческого рода. Человеческие качества и физические признаки определены генетически.

Индивид – это представитель вида “homo sapiens” в единичном экземпляре. Индивиды отличаются друг от друга ростом, весом, типом телосложения, цветом волос, расовыми принадлежностями, характером, мышлением, темпераментом и поведением.

Под “личностью” имеются в виду свойства человека, которые развиваются в нем под влиянием общества. От семейного воспитания, традиций, влияния родственников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в училище и университете, коллег и, в общем, от отношений между людьми зависит какой личностью станет человек.

Индивидуальность же представлена в основном духовными качествами человека. Отражает его неповторимость, самобытность и независимость. Индивидуальностью называют способность личности самой выбирать, определить свой путь, свое призвание, способность проявить себя иначе в сравнении с другими. Таким образом видно, что эти понятия взаимосвязаны, так как относятся к одному субъекту.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он – индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

Индивидуальность

от лат. неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах {интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегруппо-вым тенденциям).

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности.

Предлагаем ознакомиться  Как сказать парню о расставании: 8 советов перед большим взрывом

По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Олпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)

Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я.

Индивидуальность в психологии

Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.

Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям.

Несколько слов о развитии индивидуальности

Если человек обладает индивидуальностью, значит он – личность. Личность развивается фактически так же, как и ее отличительные признаки: формируются интеллект, мотивационная сфера, предпочитаемый стиль деятельности. И этот процесс последователен.

Развитие индивидуальности начинается еще в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с родителями, познает окружающий мир. Затем ребенок начинает больше общаться со своими сверстниками в детском коллективе, а еще позже – идет в школу и взаимодействует с воспитателями и педагогами. И все эти социальные отношения способствуют тому, что ребенок становится личностью, а вместе с тем приобретает и непохожесть на других людей.

Получается, что понятие индивидуальности неотделимо от понятия личности. Но эти слова не синонимичны. В отечественной психологии особое внимание уделяется правильной трактовке таких слов как «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Определение

Индивидуальность — комплексное понятие, которое включает в себя:

  • совокупность характерных особенностей, отличающих одного человека от другого;
  • своеобразие психики;
  • особый взгляд на мир;
  • неповторимость, уникальность внутреннего мира и внешности.

Индивидуальность в психологии — это:

  • индивидуально-психологические различия;
  • высший уровень иерархической организации психики человека по отношению к индивиду и личности.

Формируется под влиянием воспитания и общения, начиная с детства и на протяжении всей жизни человека.

Тема 8. индивид, индивидуальность, личность. социализация индивида

ЕГЭ 2020 по обществознанию — Человек

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид

(от лат. individuum – неделимый, неразделенный) –это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересови т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность

– это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности(человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность

(от лат. persona – особа) –это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни(человек ссоциально значимыми качествами).

Предлагаем ознакомиться  Вербальное и невербальное деловое общение

Структура личности

• Социальный статус

– место человека в системе общественных отношений. •Социальная роль– образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу. •Направленность– потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация

(от лат. socialis – общественный) –это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации

». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

– в сфере деятельности

– расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

– в сфере общения

– обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

– в сфере самосознания

– формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1

–С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего „Я“, творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <�…>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает.

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <�…>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <�…>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования.

Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г.

Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98–101.).

C1.

Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

Ответ:

Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.

C2.

Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.

Ответ:

Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом.

C3.

Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

Предлагаем ознакомиться  7 основных принципов бихевиоризма

Ответ:

Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер.

C4.

В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

Ответ:

В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

Тема 9. Внутренний мир человека →

← Тема 7. Самореализация

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

5 (100%) 1 vote

У детей

Становление индивидуальности в идеале должно происходить в детском возрасте. Поэтому каждый родитель, заботящийся о полноценном развитии своего ребёнка, должен способствовать формированию у него качеств, которые будут выгодно отличать его на фоне остальных. Подходить к данному вопросу следует комплексно.

Вырабатывать вкус

Для этого нужно детей с раннего возраста приучать к прекрасному. Слушать классическую музыку, ходить в музеи, театры и картинные галереи. Наблюдать за красотой природы. Окружать элегантными вещами. Учить опрятности и правилам ухода за собой. Рассказывать о сочетании цветовых гамм. Вместе подбирать одежду.

Учить общаться

В первую очередь обучать правилам поведения в обществе. Предоставлять ему возможность общаться со сверстниками. Приглашать домой его друзей, наблюдать за их общением, аккуратно поправлять ошибки собственного ребёнка. Следить за тем, чтобы у него не было навязчивых движений, бесконтрольной мимики. Развивать лидерские качества, если они есть.

Формировать собственную точку зрения

Параллельно развивать собственное видение всего происходящего вокруг. Самый элементарный приём: после прочтения сказки или просмотра мультфильма спрашивайте, какие герои, с точки зрения ребёнка, хорошие, а какие плохие, и почему. По мере взросления нужно показывать, что не всегда общее мнение может быть правильным. Всем жалко весёлого и озорного Колобка, которого съела Лиса. Но разве он положительный персонаж, если ослушался дедушку с бабушкой и убежал от них?

Обогащать внутренний мир

Способствовать развитию творческого начала: отдать в художественную студию, на танцы, в спорт, где ребёнок сможет реализовать себя. Расширять кругозор чтением книг, прослушиванием классической музыки, посещением музеев.

На формирование личностных особенностей ребёнка также оказывает большое влияние развитие адекватной самооценки. Если с ней замечены какие-то проблемы, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Ежедневно разговаривайте со своими детьми, просите их проанализировать, что произошло за день.

Философия толстого

Автор романа «Война и мир» придерживался похожего мнения. В своем бессмертном произведении он высказывал мысль о том, что отдельная личность не способна повлиять на ход истории. Все глобальные события, происходящие на земном шаре, предопределены свыше.

Поэтому, если рассматривать его философскую систему через призму индивидуализма и коллективизма, можно прийти к выводу, что Лев Николаевич Толстой, бесспорно, придерживался второго направления.

Характеристика индивидуальности

Индивидуальность человека описывается набором качеств, личностными свойствами и способностями, которых нет в других людях. Особенно отличительны интеллектуальные способности человека. Интеллект развивается в результате работы над собой. Он зависит от количества полученных знаний, жизненного опыта и умений.

Интеллектуально развитая личность мыслит, самовыражается и ведет себя независимо и в своей манере. Индивидуальность обусловлена наличием своего мировоззрения, своего восприятия окружающего мира. При этом человек имеет четкую жизненную позицию и собственную точку зрения на все. Часто с индивидуальностью личности мы позиционируем творческую личность, человека, у которого есть личный творческий взгляд на все.

Эпоха возрождения

Можно сказать, что переходным этапом в мировоззрении людей стал Ренессанс. В ту эпоху многими деятелями культуры был провозглашен лозунг о том, что личность должна быть гармонично развита. Впервые в истории в центре внимания философов оказался отдельный человек, а не государство, семья или другие общественные институты. Таким образом, можно утверждать, что именно деятели искусства эпохи Возрождения впервые высказали мысли, ставшие предвестниками индивидуализма.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector