Понятие общения: формы, виды, функции

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения:

  1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
  2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
  3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
  4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Механизмы познания других людей.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация (от лат. identifico – отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – явлением эмпатии (от греч empatheia – сопереживание). Эмпатии дают различные определения: слияние в мыслях и чувствах с другим существом, способность вхождения в другую личность или проникновение в сознание другого существа. Сопереживание и эмпатия — различные явления.

Сопереживание с кем-то его эмоций, особенно горя, страданий, включает сострадание, жалость. Эмпатия — это слово, которое произошло от греческого термина, означающего нежность, и более позднего немецкого слова, означающего чувства к чему-то. Эмпатия подразумевает способность понимания и мысленного проникновения в другое существо.

Хотя оба этих понятия — сопереживание и эмпатия — не исключают взаимно друг друга, эмпатия подразумевает более объективное понимание другого существа. Сопереживание более субъективно, оно представляет собой интуитивное проникновение в чувства другого существа и отклик на его эмоции.

Отсутствие эмпатии дегуманизирует человека, превращая мир в отдельные предметы, не имеющие с нами никакой связи. Когда мы понимаем рассудочную и эмоциональную стороны поведения живых существ и испытываем эмоциональное чувство к ним, становится возможной зрелая, рациональная и исполненная ответственности эмпатическая любовь к другим существам, понимание их.

Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождениев личный мир другого и пребывание в нем «как дома».

Предлагаем ознакомиться  Медлительные люди - ваша реакция?

Он включает постояннуючувствительностьк меняющимся переживаниям другого — к страху или гневу, или расстроганности, или стеснения, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения.

Это включает сообщение о ваших впечатлениях, о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника.

Это подразумевает частые обращения к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого, указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости.

В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне свое «я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что они потеряли себя в порой странном и причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.

Может быть это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время — тонким и чутким.

Анализируя существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся:

1) понимание чувств, потребностей другого;

2) вчуствование в событие, объект искусства, природу;

3) аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;

4) свойство психотерапевта.

Наиболее популярно в психологии межличностных отношений и психологии личности понимание эмпатии, предложенное Даймонд: «Эмпатия — воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу».

В школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающее эффективное взаимодействие с больными. Липпс трактовал эмпатию как восприятие эстетического объекта — это одновременно акт наслаждения и познания.

Эмпатия есть способ познания объекта — эстетического наслаждения, вчуствования в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним. Правда эта трактовка давалась для психологии искусства, но она прекрасно подходит и для людей.

Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную – могу строить совсем по-иному.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio – обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Предлагаем ознакомиться  Признаки и факторы социализации личности

По средствам общение может быть:

3.1Непосредственное (Осуществляемое спомощью естественных органов, данныхживому существу – руки, голова, туловище,голосовые связки и т.д.)

3.2Опосредованное (связанное с использованиемспециальных средств и орудий)

3.3Прямое (предполагает личные контактыи непосредственное восприятие другдругом общающихся людей в самом актеобщения)

3.4Косвенное (осуществляется черезпосредников, которыми могут выступатьдругие люди).

Уровниобщения:

Общениекак взаимодействие предполагает, чтолюди устанавливают контакт друг сдругом, обмениваются определеннойинформацией для того, чтобы строитьсовместную деятельность, сотрудничество.Чтобы общение как взаимодействиепроисходило беспроблемно, оно должносостоять из следующих этапов:

1.Установка контакта (знакомство).Предполагает понимание другого человека,представление себя другому человеку.

2.Ориентировка в ситуации общения,осмысление происходящего, выдержкапаузы.

3.Обсуждение интересующей проблемы.

4.Решение проблемы.

5.Завершение контакта (выход из него).

Функцииобщения :

1)инструментальнаяфункцияхарактеризует общение как социальныймеханизм управления и передачиинформации, необходимой для исполнениядействия;

2)интегративнаяфункцияраскрывает общение как средствообъединения людей;

3)самовыражение — функция определяетобщение как форму взаимопониманияпсихологического контекста;

4)трансляционнаяфункциявыступает как функция передачи конкретныхспособов деятельности, оценок и т.д.

Средстваобщения– способы передачи информации, котораяпередается в процессе общения от одногосущества к другому.

вербальные(общение осуществляется посредствомречи)невербальные(жесты, мимика, позы, контакт глазами,тембр голоса, тональность, прикосновения,объятия, поцелуи, и др.)

Понятие общения, виды, уровни, функции общения

Общение — установление в развитиеконтактов между людьми, в процес­секоторого происходит обмен мыслями,чувствами, образцами поведения.

Выделяют различные видыобщения, которыеопределяются чаще по специфике обратнойсвязи. Общение может быть:

  • Непосредственным – прямое и
    естественное общение «лицом к лицу»,
    когда субъекты взаимодействия находятся
    рядом, общаются посредством речи и
    паралингвистических средств. Является
    наиболее полноценным видом взаимодействия,
    так как индивиды получают полноценную
    информацию. Может быть формальным и
    межличностным оно может осуществляться
    между двумя субъектами и одновременно
    между несколькими субъектами в группе.
    Прямое непосредственное общение
    является двухсторонним и характеризуется
    полной и оперативной обратной связью.

  • Опосредованным – происходит в
    ситуациях. Когда индивиды отдалены
    друг от друга временем или расстоянием.

  • Межличностным

  • Массовым
    – множественные контакты незнакомых
    людей, а также коммуникация опосредованная
    различными видами массовой информации.
    Может быть прямым (митинги, большие
    собрания) и опосредованным (односторонний
    характер и связано с массовой культурой
    и СМИ).

Общение может происходитьна разных уровнях.

1 уровень.Самый примитивный – фатический,предполагающий простой обмен репликамидля поддерживания разговора в условиях,когда общающиеся особенно не заинтересованыво взаимодействии, но вынуждены общаться.Особенность данного уровня: субъект неполучает никакой новой информации.

2 уровень– информационный,на котором происходит обмен интереснойдля собеседников информацией, являющейсяисточником каких-либо видов активностичеловека. Он обычно носит стимулирующийхарактер и преобладает в условияхсовместной деятельности.

3 уровень– личностный,характеризует взаимодействие, прикотором субъекты способны к самомуглубокому самораскрытию и постижениюсущности другого человека. Самого себяи окружающего мира. Данный уровеньявляется глубоко нравственным,характеризует такое общение, котороенацелено на активизацию позитивногоотношения самих субъектов взаимодействияк себе, другим людям и окружающему мирув целом.

Общение всегда рассматривалоськак полифункциональный процесс. Еслиже рассматривать общение в определеннойсистеме отношений, то модно выделитьсовокупность трех групп функций:

  1. Психологические функции обуславливают
    развитие человека как индивида и
    личности.

  2. Социальные функции детерминируют
    развитие общества как социальной
    системы и развитие групп как составных
    единиц этой системы.

  3. Инструментальные функции определяют
    многочисленные связи между человеком
    и миром в самом широком смысле слова;
    между различными социальными группами.

Предлагаем ознакомиться  Психология продаж - методы влияния на покупателя, лучшие техники

Л.А. Карпенко выделяет следующие функцииобщения:

1. Контактная — готовность к приему ипередаче сообщения.

2. Информационная(коммуникативная) — обмен мыслями,мнениями, информацией между общающимисялюдьми.

3. Побудительная — стимулированиеактивности партнера,

4. Координирующая — согласование действий.

5. Эмотивная — обмен эмоциями, переживаниями.

6. Смысловая (перцептивная, функцияпонимания) — восприятие, оценка и пониманиепартнерами общения друг друга.

7. Установление отношений — осознаниепартнерами своей роли и места в деловыхи межличностных связях.

8. Изменение состояния, поведения,межличностных смыслов партнера, егомотивов, потребностей.

Тема 1.4. виды и уровни общения

План:

  1. Виды, уровни и функции общения

  2. Стороны общения

  3. Способы влияния одного человека на
    другого

Понятия:общение; коммуникативная, интерактивная,перцептивная стороны общения; кинесика,проксемика, просодика, паралингвистика,экстралингвистика; жесты и позы,визуальный контакт; невербальноеобщение; идентификация, эмпатия ирефлексия; убеждение, заражение,принуждение, подражание.

Вопросы к обсуждению:

  1. Стратегии общения: открытое — закрытое,
    личностное — ролевое, монологическое
    — диалогическое.

  2. Виды общения и их характеристика:
    «контакт масок», примитивное,
    формально-ролевое, деловое, духовное
    или межличностное, манипулятивное,
    светское общение.

Убеждающая модель общения.

Этамодель позволяет сделать участниковобщения своими единомышленниками, выйтииз той или иной ситуации с наибольшейпродуктивностью. Однакоубеждение— это сложный коммуникативный процесс,и не каждому удается пользоваться этоймоделью общения с максимальнойэффективностью.

Известно,что убеждение было формализовано какопределенная концепция более двух тысячлет назад греками, которые сделалириторику(от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, номалосодержательная речь)— искусствоиспользовать речь эффективно и убедительно— частью своей системы образования.

Убеждение— этокоммуникативный процесс, в которомкоммуникатор пытается вызвать изменениев убеждениях, отношении или поведениидругого индивидуума или группыиндивидуумов через передачу сообщенияв таком контексте, где убеждаемый имеетнекоторую степень свободы выбора.

Влитературе описаны базовые принципы,влияющие на убеждение. Среди нихпредпочтительны устные, позитивныесообщения, сдержанно эмоциональныеобращения, логические выводы, опирающиесяна факты и веские аргументы, удовлетворениеальтруистических потребностей человека,ораторское мастерство.

Наиболеетрудная задача убеждения — это превратитьпротивоположные мнения по поводу техили иных действий, решений в совпадающие.Люди делают обобщение на основе личногоопыта и того, что говорят им члены ихгруппы. Убеждение происходит гораздолегче, если сообщение совместимо с общейпозицией по отношению к тому или иномупредмету, ситуации, проблеме.

Самаялегкая форма убеждения — это коммуникация,усиливающая благоприятные мнения ипозиции. Каждому участнику общениянеобходимо осуществлять непрерывныеусилия по поддержанию запасадоброжелательности и таким образомпревентивно создавать условия дляэффективной совместной деятельности.

Убеждение— этотакже метод воздействия на сознание личностичерез обращение к ее собственномукритическому суждению. Чтобы убедитьв чем-либо профессиональных партнеров,коллег, чей интеллект, как правило,высоко развит, участникам общениянеобходимо использовать специальныекоммуникативные техники.

Впроцессе общения следует помнить, чтоубеждение как коммуникативная техникаболее убедительно и действенно вследующих ситуациях:—в рамках одной потребности;—при малой интенсивности эмоций;— синтеллектуально развитым партнером.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector