- Основными отклонениями в эмоциональной и волевой сфере у детей являются:
- Когнитивные нарушения – что это такое?
- Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере
- Когнитивное расстройство у детей
- Прогноз и профилактика
- Профилактика эмоциональных нарушений
- Тяжелое когнитивное нарушение
- Умеренное когнитивное нарушение
Основными отклонениями в эмоциональной и волевой сфере у детей являются:
1.
Эмоциональная гипервозбудимость.
2.
Повышенная впечатлительность, страхи.
3.
Моторная заторможенность или гиперактивность.
4.
Апатия и равнодушие, безучастное отношение к окружающим, отсутствие сострадания.
5.
Агрессивность.
6.
Повышенная внушаемость, несамостоятельность.
Когнитивные нарушения – что это такое?
Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения. В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности. Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.
На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром. Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.
Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере
Среди нарушений в сфере эмоционально-волевого выражения личности у взрослых выделяют:
1.
Гипобулию — понижение воли. Больные с таким нарушением не имеют абсолютно никакой потребности в общении с окружающими людьми, их раздражает присутствие рядом посторонних, не способны и не хотят поддерживать беседу, часами могут находиться в пустой темной комнате.
2.
Гипербулию — повышенное влечение во всех сферах жизнедеятельности человека, чаще это нарушение выражается в усилении аппетита, потребности в постоянном общении и внимании.
3.
Абулию — резкое снижение волевых влечений. При шизофрении данное расстройство входит в единый симптомокомплекс «апатико-абулический».
4.
Компульсивное влечение — непреодолимая потребность в чем-либо, ком-либо. Данное чувство соизмеримо с животным инстинктом и заставляет человека совершать поступки, которые, в большинстве случаев, уголовно наказуемы.
5.
Обсессивное влечение — возникновение навязчивых желаний, которые больной не может самостоятельно контролировать. Не удовлетворенное желание ведет к глубоким страданиям больного, все его мысли заполнены только идеями о его воплощении.
Когнитивное расстройство у детей
Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.
https://www.youtube.com/watch?v=1wLcVmepzuQ
Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.
Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9).
Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.
Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.
Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста.
Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.
Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.
К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию. Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей. Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей.
Прогноз и профилактика
При своевременном обращении к врачу и строгом выполнении его назначений прогноз волевых расстройств благоприятен – больные возвращаются к привычному образу жизни, частично или полностью восстанавливается способность регулировать собственные действия. Предотвратить нарушения достаточно сложно, профилактика основывается на предупреждении причин – психических заболеваний, поражений ЦНС.
Профилактика эмоциональных нарушений
Главной целью профилактики нарушений эмоционально волевой сферы выступает формирование динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС. Данное состояние обуславливается отсутствием внутренних конфликтов и устойчивым оптимистичным настроем.
Устойчивая оптимистичная мотивация дает возможность двигаться к намеченной цели, преодолевая различные трудности. В итоге человек учится принимать взвешенные решения, основываясь на большом количестве информации, что снижает вероятность ошибки. Т. е. ключом к эмоционально устойчивой нервной системе является движение человека по пути развития.
Повышенная возбудимость или же, наоборот, пассивность свидетельствует о нарушении эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим возникает , общая гиперестезия, а .
Малышам в этот период очень сложно уснуть. Они становятся беспокойными ночью, часто просыпаются. Ребенок может бурно реагировать на любые раздражители, особенно, если он находится в незнакомой для него обстановке.
Взрослые тоже во многом зависят от своего настроения, которое может меняться по неизвестным, казалось бы, причинам. Почему же так происходит и что об этом важно знать?
Тяжелое когнитивное нарушение
Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:
- Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
- Делирий. Отмечается помрачением сознания.
- Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
- Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).
Умеренное когнитивное нарушение
Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.