Научный журнал Современные наукоемкие технологии ISSN 1812-7320″Перечень» ВАКИФ РИНЦ = 0,916

Метод контент-анализа

Контент-анализ (от англ. content – содержание; концепт- анализ – от лат. concept – понятие) – метод качественноколичественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Особенность контент-анализа состоит в том, что в рамках данного метода документы изучаются в их социальном контексте. Контент-анализ может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании общественной направленности студентов), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности демонстрации информационных виртуальных презентаций), вспомогательный, или контрольный (например, при классификации ответов обучаемых на открытые вопросы в процессе аттестации, на коллоквиуме). Основная идея, заложенная в данном методе, заключается в выходе на новое содержание через структурирование, концептуализацию и проблематизации).

В психолого-педагогической практике не каждый документ может стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы иитересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).

Чаше всего в качестве объектов контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения, а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. В образовательной системе объектами контент-анализа являются кейсы (проблемные профессиональные ситуации), аналитические обзоры, различные отчеты, учебные планы, учебно-методические комплексы и другие текстовые документы.

Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до анализируемого материала (текста) и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта – окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом; выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом.

Предлагаем ознакомиться  Абстинентный синдром при алкоголизме

При работе с материалом методом контент-анализа обычно выделяют три этапа.

  • 1. Введение в контекст:
    • – общее ознакомление с содержанием текста (например, анализ компетентностей, прописанных в документе);
    • – постановка вопросов на непонимание, внесение уточнений, разъяснений;
    • – проведение первичной работы с текстом, затем анализа в зависимости от стоящих перед исследователями задач.
  • 2. Осуществление контент-анализа:
    • – концептуализация; используется парадигматический подход, в соответствии с которым изучаемые признаки анализируемого материала (содержание проблемы, причины ее возникновения, взаимосвязь с идентичными проблемами, пути решения и пр.) рассматриваются как определенным образом организованная структура;
    • – структурирование материала (текста) с точки зрения принятой концепции.
    • – категоризация – введение ролей (эксперт, менеджер, преподаватель, обучаемый) и ролевая идентификация экспертов; анализ материала с позиций заданной роли общей концепции-гипотезы, фиксация результатов.
  • 3. Анализ полученных результатов:
    • – интеграция разрозненных данных;
    • – оценка необходимых показателей, их отбор и классификация;
    • – расстановка приоритетов, сравнение с гипотетической моделью.

Итоговый результат анализа – целостный взгляд на исследуемую проблему, использование полученных данных для поиска ее решения.

Метод моделирования

Моделирование – процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Данный процесс служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа. Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели (от фр. modele – образец; например, идеальный учащийся, идеальная группа), но результат исследования переносится с модели на объект.

Моделирование позволяет выявить несоответствие результатов обучения поставленным образовательным целям. Можно также рассматривать метод или технологию обучения как модель должного, т.е. нормативную модель, воплощающую общее представление о системе методических приемов, а содержание образования как педагогическую модель социального опыта.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector