Бихевиоризм — ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

. Бихевиоризм

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX
века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал
кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является
поведение». Отсюда и название – от английского
behavior – «поведение» (бихевиоризм можно перевести
как поведенческая психология). Анализ поведения должен
носить строго объективный характер и ограничиваться внешне
наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной
регистрации, – не подлежит изучению, т.е. мысли,
сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить,
регистрировать).

Все, что происходит внутри человека,
изучить невозможно, т.е. человек выступает как «чёрный
ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только
реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации,
которые эти реакции обусловливают. И задача психологии
заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный
стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что
иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих
данному человеку. Та или иная поведенческая реакция
возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул
– реакция» (S – R) являлась ведущей в
бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет:

связь между
S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление
может быть положительным (похвала, получение желаемого
результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо
отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое
замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего
из ожидания положительного подкрепления, но иногда
преобладает желание прежде всего избежать отрицательного
подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность –
все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении
реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты,
социализованные эмоции способность пластичности, чтобы
образовывать новые навыки способность удержания,
сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е.
личность – организованная и относительно устойчивая
система навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего
как реагирующее, действующее, обучающееся существо,
запрограммированное на те или иные реакции, действия,
поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно
программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948)
подверг сомнению схему S – R как слишком упрощенную и
ввел между этими членами важную переменную I –
психические процессы данного индивида, зависящие от его
наследственности, физиологического состояния, прошлого
опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризм
представил свои концепции в новом освещении – в теории
социального научения.

По мнению Бандуры (1965), одна из
главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть,
связана с нашей склонностью подражать поведению других
людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть
результаты такого подражания для нас. Таким образом, на
человека влияют не только внешние условия: он также
постоянно должен предвидеть последствия своего поведения
путем самостоятельной оценки.

Предлагаем ознакомиться  Нехватка воздуха при ВСД: причины нарушения дыхания

. Поведенческая концепция Б. Скиннера

Поведенческая концепция рассматривает личность
как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж.
Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма
представляет система взглядов Б. Скиннера,
выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. Его
механистическая концепция поведения и разработанная на ее
основе технология поведения, используемая в качестве орудия
управления поведением людей, получили широкое
распространение в США и оказывают влияние и в других
странах, в частности в странах Латинской Америки, как
инструмент идеологии и политики.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма
Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя
двучленную схему анализа поведения, он изучает только его
двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных
исследованиях и теоретическом анализе поведения животных,
Скиннер формулирует положение о трех видах
поведения: безусловнорефлекторном,
условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и
составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды
поведения вызываются стимулами (S) и называются
респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S.
Они составляют определенную часть репертуара поведения, но
только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде
обитания.

Реально процесс приспособления строится на основе
активных проб – воздействий животного на окружающий
мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному
результату, который в силу этого закрепляется. Такие
реакции (R), которые не вызываются стимулом, а
выделяются («испускаются») организмом и некоторые из
которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер
назвал оперантными.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою
теорию научения. Главным средством формирования нового
поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у
животных получила название «последовательного наведения на
нужную реакцию».

Данные, полученные при изучении поведения животных,
Скиннер переносит на человеческое поведение, что
приводит к крайне биологизаторской трактовке
человека. Так, на основе результатов научения у
животных возник скиннеровский вариант программированного
обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в
сведении обучения к набору внешних актов поведения и
подкреплению правильных из них.

При этом игнорируется
внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как
следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает.
Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер
исключает внутренний мир человека, его сознание из
поведения и производит бихевиоризацию его психики.

Предлагаем ознакомиться  Личные качества в резюме: слабые и сильные стороны

Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он
описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека
– как реактивное существо, подвергающееся воздействиям
внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует
вероятности, являющейся результатом последствий поведения
«проявления интереса».

Поведение, которое ассоциируется с
дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот
человек изменяет поставляемые им подкрепления.
Биологизаторский подход к человеку, характерный для
бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия
между человеком и животным, достигает у Скиннера своих
пределов.

Вся культура – литература, живопись,
эстрада – оказывается в его трактовке «хитроумно
придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности
бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к
абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально
нашумевшей книге «По ту сторону свободы и достоинства»
(1971). Трансформация Скиннером понятий свободы,
ответственности, достоинства фактически означает их
исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества
Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии
поведения, призванной осуществлять контроль одних людей
над другими Поскольку намерения, желания, самосознание
человека не принимаются во внимание в бихевиоризме,
средством управления поведением не является обращение к
сознанию людей. Таким средством выступает контроль за
режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

. Типология поведения по Макгвайру

Согласно концепции американского психолога Макгвайра,
классификация поведения и поступков человека должна
проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации.
Потребность – это переживаемое и осознаваемое
состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде,
безопасности, любви и т.п.). Цель показывает, к чему
человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и
та же цель может быть поставлена исходя из разных
потребностей.

Какой-либо поступок человека может быть: 1) результатом
ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное
поведение) либо 2) проявлением какого-то внутреннего
источника активности, внутренней потребности, желания
(активное поведение). Целью поступка человека может быть:
1) сохранение привычного, адаптивного состояния
(стабильность) либо 2) приобретение нового качества, новых
результатов (развитие).

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов
поведения.

  1. Перцептивное поведение – стремление
    совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной
    категоризации, в результате которой многообразие
    воздействующей информации классифицируется, упрощается и
    может привести как к более ясному пониманию оцениваемого,
    так и к потере значимой информации.
  2. Защитное поведение – любые реальные или
    воображаемые действия психологической защиты (отвергание,
    замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать,
    сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека
    о самом себе.
  3. Индуктивное поведение – восприятие и
    оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения
    собственных действий.
  4. Привычное поведение – удовлетворение от
    положительного подкрепления – создает большую
    вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в
    соответствующих ситуациях.
  5. Утилитарное поведение – стремление
    человека решить практическую проблему с максимальным
    достижением (субъективным переживанием максимально
    возможного успеха).
  6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми
    требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека
    к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными
    устремлениями).
  7. Сценарное поведение – человек является
    исполнителем множества правил допустимого «приличного»
    поведения, соответствующего его статусу в данной культуре,
    обществе.
  8. Моделирующее поведение – варианты
    поведения людей в малых и больших группах (заражение,
    подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим
    человеком, так и другими людьми.
  9. Уравновешивающее поведение – когда
    человек имеет одновременно противоречащие друг другу
    мнения, оценки, установки и пытается их «примирить»,
    согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний,
    воспоминаний.
  10. Освобождающее поведение – человек
    стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию)
    от реальных или кажущихся «негативных условий
    существования» (сохранить стабильность своего внутреннего
    эмоционального состояния за счет активных внешних действий),
    избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных
    целей, уступчивость.
  11. Атрибутивное поведение – активное
    устранение противоречий между реальным поведением и
    субъективной системой мнений, ослабление, устранение
    когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и
    реальными действиями, приведение их к взаимному
    соответствию.
  12. Экспрессивное поведение – в тех случаях,
    сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства
    и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при
    сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное
    воспроизведение которой является основным регулятором
    повседневного социального поведения.
  13. Автономное поведение – когда чувство
    свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих
    поступков) создает готовность человека преодолевать любые
    барьеры на пути достижения цели (высокий уровень
    внутреннего «локуса контроля» своих поступков,
    представление о себе как об активном «деятеле», а не
    исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли).
  14. Утверждающее поведение – переживание
    своих действий как свершения своих планов при максимальном
    использовании внутренних собственных условий.
  15. Исследовательское поведение – стремление
    к новизне физического и социального окружения, готовность
    «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование»
    разнообразной внешней информации к форме, к которой
    применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
  16. Эмпатическое поведение – учет, большой
    охват чувственной информации, лежащей в основе
    межличностного взаимодействия людей, способности
    чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние
    другого человека.
Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector