Механизм интериоризации психической функции — Студопедия

Что такое интериоризация?

Интериоризация — это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходит процессы:

  • развитие мышления;
  • созревание и становление функций психики в целом;
  • формирование жизненного опыта;
  • социализация человека.

Что такое интериоризация в педагогике?

Интериоризация в педагогике — это важный процесс развития сознания личности учащегося и ему отводится важное место и результат процесса преследует не только приобретение новых знаний учащимися, но и преобразование структуры личности. Успешная интериоризация школьников зависит от личности самих педагогов.

  • развитию гармоничной личности учащегося;
  • формированию устойчивой мотивационной сферы;
  • усвоению моральных и этических ценностей и норм общества.

Что такое интериоризация в психологии?

Вся внешняя деятельность человека регулируется внутренней психической деятельностью. Интериоризация в психологии — это изучение процессов переработки информации поступающей извне внутрь.

Человек оперирует различными сложными действиями, так формируется опыт, который позволяет осуществлять предметную деятельность уже в уме – умственные операции без участия самих предметов.

Образование устойчивых структурных единиц сознания помогает личности «перемещаться» умственно в разные времена.

Изучением интериоризации занимались психологи Ж. Пиаже, Л. Выготский по мнению которых, любая психическая функция изначально складывается как внешняя, затем в процессе интериоризации укореняется в самой психике человека. Становление речи происходит в процессе интериоризации и формируется в три стадии:

  1. Взрослые своей речью воздействуют на ребенка, побуждая его к действиям.
  2. Ребенок перенимает способы общения и уже сам начинает воздействовать на взрослого.
  3. В дальнейшем, ребенок воздействует словом сам на себя.

Интериоризация в философии

Понятие интериоризации взяли на вооружение и философы. Практическая деятельность – это способ познания мира и бытия.

Раздел философии – гносеология видит в практической деятельности критерий истины, но сама практика при этом является лишь средством формирования эмпирического знания. Д.В.

Пивоваров сделал вывод: опыт человека формируется из практической деятельности путем сопоставления с имеющейся теоретической составляющей о предмете. Принцип интериоризации в философии указывает на то, что познавательная деятельность человека – это способ осмыслить бытие.

Интериоризация деятельности

Любое понятие является продуктом деятельности, поэтому научить ему невозможно. Однако можно так организовать процесс обучения, что интериоризация деятельности будет происходить поэтапно и поступательно.

Мыслительная функция в первоначально материальном действии, подвергаясь интериоризации, становится частью психического процесса. Умственный план – это не какой-то пустой сосуд, который можно чем-то заполнить.

Внутренний план – это непрерывный процесс, находящийся в состоянии формирования.

Каждое новое умственное действие опирается на опыт, который приобретается благодаря интериоризации деятельности, а переход «извне вовнутрь», по мнению Гальперина, является основным механизмом формирования умственного плана. Гальперин вывел основные параметры преобразования действия:

  • Уровень исполнения;
  • Мера обобщения;
  • Полнота выполняемых операций;
  • Мера освоения навыка.

Уровни исполнения могут различаться сложностью, в зависимости от поставленных задач. Выполнение того или иного задания может происходить на трех подуровнях. Это следующие действия:

  • С материальными объектами;
  • При помощи речи, как устной, так и письменной;
  • В уме.

Высший уровень интериоризации деятельности заключается в умении совершать те или иные действия «в уме», не пользуясь дополнительными инструментами: книгой, калькулятором и так далее.

Интериоризация процессов общения

Психические процессы человека подлежат изменениям в ситуации общения, так как общение в некоторой «латентной» форме содержится в них и тогда, когда человек один. Строение психических функций человека имеет множество сходств со строением процессов общения. Это, в свою очередь, происходит по причине того, что психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения».

В процессе онтогенеза человека идёт интериоризация, некий процесс, в результате которого создаются устойчивые, глубинные, синхронические структуры человеческой психики, похожие на «априорные социальные формы» психики человека. Эти социальные механизмы психики, в свою очередь, определяют характер «вышележащих» изменяющихся, диахронических психических процессов (соответственно, «речь» психики) человека (эмоциональных и когнитивных), определяют их характер как социальных процессов. В этом ключе интериоризация выступает «механизмом формирования механизма» (социального механизма психики человека).

Предлагаем ознакомиться  КАК ПОНЯТЬ, что ПОДРОСТОК вами МАНИПУЛИРУЕТ: Важные советы родителям

Интериоризация не имеет преимущественного отношения к некоторому определённому психическому процессу (к памяти, восприятию и пр.), но в равной степени определяет социальные формы всех психических процессов. Результаты интериоризации относятся к восприятию специфической социокультурной информации (однако в данном случае они проявляются особенно наглядно): все, что воспринимается (и в широком, и в узком смысле данного понятия), человек воспринимает в социальных формах.

По итогам процессов интериоризации появляется особенность структуры психических процессов человека, за счёт которой их ход отличается от хода аналогичных процессов у животных.

Предпосылкой интериоризации служит несознаваемый внутренний план (у ребёнка в раннем онтогенезе). В итоге интериоризации данный внутренний план качественно изменяется, так как формируется план сознания.

В результате интериоризации формируется ряд устойчивых социальных структур психики, благодаря которым существует сознание. Кроме того, результатом интериоризации является и формирование, на основе сознания определённых детально описанных внутренних действий.

Интериоризация, с одной стороны, идёт лишь в процессе общения (очевидно, со взрослыми), с другой — в ходе перевода действия (которое может совершаться человеком, когда он совсем один) из внешнего плана во внутренний, умственный.

Процесс интериоризации

Высшие психические функции развиваются поначалу как внешние формы деятельности, и только в процессе интериоризации они превращаются в психические процессы индивида. Исследования в школе Выготского позволили сформулировать основные фундаментальные положения:

  • Построение психических функций раскрывается только в процессе генеза, когда они сложатся, строение становится неразличимым, уходит вглубь;
  • Становление психических процессов раскрывает сущность явления, которой изначально не существовало, но в результате интериоризации она зародилась;
  • Появившаяся сущность явления не может быть объяснена обычными физиологическими процессами и логическими схемами, но представляет собой процесс, который не останавливается даже после прекращения действия того или иного явления.

Путем интериоризации происходит превращение внешних признаков во внутреннюю мысленную деятельность. Такой процесс не может проходить самостоятельно. Правильное психическое развитие ребенка возможно только в условиях общения с окружающими людьми.

С помощью интериоризации человек обучается строить мысленные планы, разрабатывать варианты. Иными словами, получает способность мыслить абстрактными категориями.

Психология и педагогика 2 виды и (стр. 5 из 32)

Интериоризация

– это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно, «в уме», перемещается в прошлое и будущее во времени и пространстве.

Экстериоризация

– это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее.

Поскольку деятельность является процессом, то в ней, как и во всяком процессе, можно выделить определѐнные этапы: постановку цели (ясное осознание конкретной задачи); планирование работы (включает в себя определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля); выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; проверку результатов деятельности, исправление ошибок; сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и оценку.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, явилось речевое общение.

Речь

– это язык в действии.Язык– система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Язык является продуктом исторического общества, становления его культуры. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова.

Предлагаем ознакомиться  Что такое эмоциональное выгорание и почему оно может погубить ваше здоровье, карьеру и семью

В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет в системе деятельности человека.

Выделяются следующие основные функции языка:

средство существования, передачи и усвоения собственно историческогоопыта; средство общения (коммуникациия);

орудие интеллектуальной деятельности (восприятие, мышление, память,

воображение).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое или косвенное.

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия.

Все три функции языка важны в жизнедеятельности человека, но основной является функция коммуникации. В зависимости от того, на что в психике людей мы воздействуем, что в ней намерены изменить, будет меняться и психологическое содержание общения [10].

В зависимости от того, что является объектом деятельности общения – один человек или много людей – выделяют межличностное общение и социальное. Выделяют также цирковое общение, которое характерно для небольшого коллектива, объединѐнного общей деятельностью.

Деятельность второй сигнальной системы определяет физиологическую основу личности, раздражителем при этом будут не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трѐх формах: слышимое, видимое, произносимое.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение их взаимодействия ведѐт к тому, что речь превращается в бессознательный поток слов, когда слово не подкрепляется образами.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает в себя речь устную и письменную. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Перевод внешней речи во внутреннюю сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внутренней речи. Эти процессы являются необходимыми при овладении различными видами деятельности. Навык экстериоризации требует специальной тренировки. Большое значение в его формировании имеют устные ответы студентов, активное участие в дискуссиях.

Важную роль в пополнении словарного запаса студентов играют активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии), в ходе которых оттачивается мастерство ведения доказательств.

Вопросы для самоконтроля

1. Что входит в структуру деятельности?

2. В чѐм заключается выполнение предметного действия?

3. В чѐм сущность сенсомоторных процессов?

4. Каковы функции речевой деятельности?

4.1. Функции психики

Психика

– общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

В процессе эволюционного развития живых существ в их организмах выделилась специальная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством, – нервная система.

Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Важным стимулом к развитию явилось усложнение условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нѐм. Первопричиной совершенствования психики являлась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отражения [13].

Одну из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психического отражения, начиная с простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.

Леонтьев. Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд уровней: низший, высший и наивысший.

4.2. Уровни и стадии двигательной активности

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определѐнным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлены раздражимость

Предлагаем ознакомиться  Психологи рассказали, как вычислить эмоционально нестабильного человека по поведению

– способность живых организмов реагировать на значимые воздействия среды изменением направления и скорости движений,чувствительность– способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды.

Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей, характеризуется появлением первых элементарных ощущений. На этом уровне уже существует чувствительность.

Элементы приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в виде инстинктов – наследственно закреплѐнных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

Высший уровень развития перцептивной психики характерен и для высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия.

Обобщив результаты наблюдений за интеллектуальным поведением животных, Р. Йерке выделил следующие основные особенности, которые характеризуют такое поведение:

1. Детальное изучение животным ситуации прежде, чем оно начинает действовать.

2. Наличие колебаний, перерывов между действиями, напоминающих «размышления».

3. Попытки разумного, целенаправленного реагирования на ситуацию, выражающиеся в том, что животное сразу пытается решить возникшую проблему, не делая случайных движений, бессмысленных проб и ошибок.

4. Применение нового способа решения, если первоначальный оказался неудачным.

5. Удержание в процессе выполнения действия конечной его цели в сфере внимания. Разумность и целенаправленность всех совершаемых движений, их подчиненность достижению цели.

6. Наличие в деятельности особого, критического момента, когда животное внезапно и быстро совершает необходимую серию действий, прямо ведущих к цели.

7. Легкость повторения в новых условиях однажды найденного решения проблемы.

8. Способность обнаруживать, усматривать существенное в ситуации, обращать на него внимание, отвлекаясь от всего остального.

4.3. Развитие высших психических функций у человека

Дальнейшее развитие психики на уровне человека идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания, благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основных достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи [18].

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству.

Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический аппарат, научиться пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры.

Усвоение опыта

Значение опыта в процессе интериоризации переоценить трудно. Благодаря ему человек выбирает ту или иную систему ценностей, которая определит мировоззрение и способы взаимоотношений с окружающими. Несмотря на расхожее мнение, опыт передать нельзя. Передать можно знания, секреты мастерства, определенные нюансы деятельности, но опыт всегда будет индивидуальным.

Процесс преобразования социального опыта в развитии человека имеет большое значение, т. к. интериоризация — это не только получение новых знаний, но и преобразование личности на внутреннем психическом плане.

Этапы развития умственной деятельности

Формирование умственных действий, согласно концепции Гальперина, проходит следующие этапы:

  • Построение схемы будущего действия. Ознакомление с материалами и требованиями к конечному результату;
  • Практическое освоение при использовании материальных предметов;
  • Освоение заданного действия без опоры на материальные предметы, то есть, процесс интериоризации, в результате чего происходит перенос наглядного действия во внутренний план. На этом этапе внешняя речь заменяет конкретные предметы;
  • Полный перенос внешнего речевого действия в умственную деятельность. Человек выполняет задание, думая «про себя»;
  • Завершающий этап интериоризации означает деятельность «только в уме».

Ребенок проходит последовательно все эти этапы, развивая мышление.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector