Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии

Первичные представления и понятия

Добрый день, уважаемые читатели! Этот текст призван быть первым пособием для тех, кто начал обучение психодраме. Я надеюсь, что вы уже видели психодраму своими глазами, так как ее сложно понять, не увидев и не опробовав на себе. Но все-таки, мне кажется полезным начать с кратких определений основных терминов, для тех, кто пока не слишком сильно погружен в метод.

Психодраматический метод и психодраматическая работа

Первая терминологическая тонкость связана с самим словом «психодрама». Так получилось, что этим словом обозначаются два разных понятия — психодраматический метод и психодраматическая работа. Психодраматисты легко понимают это по контексту, но нам на первых порах полезно пользоваться узкими терминами: психодраматический метод и психодраматическая работа.

Психодраматический метод — это метод групповой и индивидуальной психотерапии, использующий элементы игры в психотерапевтических целях. То есть для решения терапевтических задач клиенту предлагается представить себя в некоторой воображаемой ситуации, обозначенной в пространстве кабинета, и начать в ней действовать.

Терапевтические эффекты при этом достигаются не за счёт разговора с терапевтом, а в первую очередь за счет реального действия в предлагаемых (игровых) обстоятельствах. Этот принцип действия оказался настолько продуктивным в терапии, что кроме психодрамы появились и другие методы, использующие его. Психодраматисты обозначают их общим названием методы действия.

Психодраматический метод, как и положено любому большому методу, имеет свою теорию и практику. В нем есть раздел, посвященный ведению психодраматических групп, и есть раздел, посвященный проведению психодраматических работ. Психодраматическая работа — это особый процесс, когда один из участников группы заявляет желание поработать над своей проблемой, а ведущий и другие участники в отведенное на это время помогают ему в решении его сложности разными психодраматическими средствами.

Психодраматические работы участников группы — это центральный вид психотерапии, происходящий в психодраматических группах. Психодраматическую работу называют так же просто работой, ее же называют драматизацией, ее же драмой, ее же психодраматическим действием или просто действием, и ее же называют психодрамой в узком смысле.

Функциональные роли в группе

Ведущего психодраматической группы и психодраматических работ называют директором психодрамы. Участника группы, который работает над своей проблемой, на время этой работы называют протагонистом. Участники группы, которые играют роли в работе протагониста, называются акзи́лари или «дополнительные я», но зачастую их не слишком правильно называют просто актерами. А все оставшиеся участники группы становятся зрителями.

Психодраматическая работа для протагониста происходит в части пространства комнаты, называемом психодраматической сценой или просто сценой.

Чуть более сложная судьба у слова дубль. В России прижилась традиция называть дублем акзилари, который играет роль самого протагониста. При этом в других психодраматических традициях дублем называют особую функциональную роль, на которую выбран один из участников группы.

Дублю в этом смысле необходимо всегда быть рядом с протагонистом, вчувствоваться в него, поддерживать своим присутствием и дублировать. Дублирование — это особый способ предлагать протагонисту варианты слов и действий, и о нем подробно будет рассказано отдельно.

Этапы работы психодраматической группы

Работу в психодраматической группе обычно организуют по классической структуре, состоящей из трех этапов: разогрев, действие, шеринг. Разогрев — это разные простые действия, которые настраивают группу на предстоящие психодраматические работы. Действие — это чаще всего одна психодраматическая работа.

Шеринг — это групповой процесс, во время которого бывшие зрители и акзилари могут поделиться своими переживаниями, возникшими в течение психодраматической работы. В учебных группах еще бывает четвертый этап: процессинг или процесс-анализ, когда в группе анализируется все ранее происходившее с учебными целями.

Краткое резюме

И еще раз перечислю основные слова.

Психодраматическая работа, просто работа, психодраматическое действие, просто действие, психодрама — это разные названия для психотерапевтической психодраматической работы, проводимой для одного участника.

Когда происходит психодраматическая работа для одного участника группы, этого участника называют протагонистом, ведущего — директором, играющих роли — акзилари («дополнительные я»), а оставшихся — зрителями.

Этапы работы психодраматической группы: 1) разогрев, 2) действие, 3) шеринг, и 4) процесс-анализ (только в учебных группах).

И напоследок. Для чтения этого текста вам понадобится понимать два сокращения, которые я традиционно использую для записи реплик:

  • Если директор сказал: «Привет», — то я запишу вот так:
  • А если протагонист — то вот так:

Всё! Погнали!

4. Принцип действия

Принцип действия является основополагающим для психодрамы. Две основные задачи любого психотерапевтического метода — диагностику и коррекцию — психодрама решает через психодраматическое действие, которое создается директором и протагонистом в психодраматической реальности.

Что же такое психодраматическое действие? Если попробовать дать определение, то будет получаться примерно так:

  • Психодраматическое действие — это действие в психодраматической реальности, максимально приближенное по степени психической вовлеченности (телесной, эмоциональной, коммуникативной, когнитивной…) к аналогичным действиям реальной жизни.

Можем ли мы в полной мере понять проблемы человека, исследуя только его мысли? А исследуя только эмоциональные или телесные процессы? Многие методы психотерапии опираются на идею единства ментального, эмоционального и телесного в человеке. Но с точки зрения психодрамы, эти методы рискуют оказаться «патологоанатомами», т. к. «пытаются понять что-то про живое, исследуя мертвое».

С точки зрения психодрамы, ментальное, эмоциональное и телесное существуют в человеке именно для того, чтобы проявляться в действиях — и их нельзя изучать в отрыве от изучения того, как человек действует. Кроме того, сфера действия может иметь свои нарушения, не проявленные в ментальной, эмоциональной и телесной сферах, и без изучения действий мы не увидим этих нарушений.

Вышеописанное можно иллюстрировать метафорой. Если мы игнорируем то, как человек действует, мы изучаем его лишь частично — это как будто мы рассматриваем детали неработающего часового механизма, не пытаясь понять поломку целостно. Девиз психодрамы в этой метафоре будет звучать так: «Не увлекайтесь рассматриванием деталей, сделайте корпус прозрачным и запускайте механизм на самых маленьких оборотах — вы очень быстро увидите, что и почему на самом деле не работает».

Давайте я попробую привести примеры, как эта идея может проявляться в психодраме:

  • Если сложность человека проявляется в диалоге с некими людьми, в психодраме мы предложим ему вступить в диалог с этими людьми, чтобы понять, что создает эту сложность.
  • Если человек боится оказаться в какой-то ситуации, то в психодраме мы будем исследовать его переживания, когда он оказывается в ней.
  • Если человек не умеет выражать переживания или мысли, именно это мы и предложим ему пробовать делать и будем смотреть, почему у него не получается.
  • Если человеку сложно «управлять своими переживаниями», то в психодраме мы будем стремиться создать сцену, в которой он сможет в этом непосредственно тренироваться.

В дополнение ко всему вышесказанному надо добавить, что само действие в психодраматическом пространстве часто обладает исцеляющими свойствами. Действие требует согласованной работы ментальной, эмоциональной и телесной систем человека. И если такая согласованность была нарушена, то благодаря действию она может возникнуть вновь.

Психодрама как метод психологического воздействия

Психодрама — это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения.

Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает действительные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников [6, c.115].

Следует отметить, что именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и образцов поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации.

Предлагаем ознакомиться  Все проблемы — на лицо. Психосоматика кожи лица

Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследование, чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций.

Ролевая игра — широко применяемый в психодраме прием — состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальттерапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения [18, c.256].

Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями.

В роли терапевта режиссер психодрамы пытается помочь членам группы изменить неудачные стереотипы поведения. С одной стороны, режиссер может не вмешиваться в групповой процесс, позволяя группе самой продолжать занятие. С другой стороны, он может агрессивно, настойчиво и ласково требовать от участников работы в драматическом действии.

В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение участников, анализирует реакции всех членов группы на какое-то действие.

Тот член группы, который является субъектом конкретного психодраматического действия, называется протагонистом. Протагонист, изображая события из своей жизни, имеет редкую возможность дать собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой равных партнеров, сочувствующих ему. С помощью режиссера, аудитории и специальных творческих приемов протагонисты осуществляют действия по принципу «здесь и сейчас» для того, чтобы достичь инсайта при осознании своей психической реальности и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Участник, задействованный в работе с протагонистом, исполняет роль «вспомогательного Я». «Вспомогательное Я» олицетворяет всех значимых других в жизни протагониста. Зерка Морено выделила пять основных функций «вспомогательного Я»:

· сыграть ту роль, которую замышляет протагонист для осуществления психодрамы;

· помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с отсутствующими персонажами действия;

· сделать видимыми те аспекты взаимоотношений, которые протагонист не сознает;

· терапевтически направлять протагониста в решении его внутри- и межличностных конфликтов;

· помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни;

Как и руководители большинства групповых подходов, руководитель психодраматической группы должен выстраивать с участниками теплые, человеческие взаимоотношения. Так же как и гештальттерапевт, режиссер психодрамы является одним из наиболее активных руководителей психокоррекционных групп. Однако в отличие от гештальттерапевта режиссер психодрамы выступает в роли катализатора, статус которого в большей или меньшей степени аналогичен статусу члена группы.

Более того, он, как правило, не работает с участником один на один, а старается использовать потенциальные возможности всей группы. Одной из положительных сторон психодрамы является то, что члены группы активно вовлекаются в работу внутри группы, особенно если они выступают во время представлений как «вспомогательные Я».

Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт — это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта.

Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.

Таким образом, драма может служить терапевтическим целям и что психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения.

Ролевая игра — это одно из основных понятий психодрамы. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни [8,с. 344]

Второе понятие — спонтанность — было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей. Он считал, что спонтанность — это тот ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а, следовательно, она не чужда контроля над собой.

Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную особенность, как ролевые игры по принципу «здесь и сейчас». Этот подход имеет разнообразные приложения как к лечению, так и к личностному росту. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами.

Морено вывел несколько важных понятий, таких как «спонтанность», «креативность», «здесь-и-теперь» и др., и, опираясь на них, построил теорию психодрамы и групповой психотерапии.

В психодраматическом действии Морено выделял три фазы [6, c.115]:

Первая служила для сплочения и разогрева группы и помогала установлению контакта между директором и членами группы. Вместе с тем в процессе разогрева выяснялось, кто из присутствующих был готов стать протагонистом и какова была его проблема, которую ему хотелось бы «разыграть».

Вторая фаза — само драматическое действие. Теперь протагонист выступал в роли главного действующего лица, а директор отступал в сторону, управляя процессом со второго плана. Время от времени в игру включались другие участники, исполнявшие различные роли. «Протагонист получает возможность встретиться не только с частями своего «я», но и с другими персонажами, участвующими в его внутреннем конфликте».

Протагонист получал возможность войти в соприкосновение со своими конкретными жизненными трудностями, а также с реальными, преувеличенными или даже вымышленными проблемами. В процессе действия он мог войти в конфликт с конкретными антагонистами или своими проекциями на них. Подобно детским переживаниям в психодраме Морено, это взаимодействие иногда могло оказаться болезненным, так как оно приводило человека к открытию в себе не самых приятных личностных черт. Но иногда оно освобождало от субъективных заблуждений и позволяло вновь объективно взглянуть на жизнь.

Именно поэтому, говоря о катарсисе в психодраме, Морено видел в нем высшую ценность психодраматического метода. Он называл его «катарсисом интеграции, очищающим восстановлением». В своем труде «Театр спонтанности» он писал, а позже повторял: «Каждое последующее событие освобождает человека от впечатлений, оставшихся от предыдущего…

На третьей фазе театр заканчивался, и на первый план выступала группа. Иногда протагонист мог почувствовать себя жертвой, отданной на заклание группе. Только теперь, когда протагонист и группа вступили в прямой контакт, он опять по-настоящему осознавал существование группы. Каждый участник говорил о своих чувствах и переживаниях, которые возникали у него во время психодрамы.

Избавившись от своего тяжкого груза, протагонист получал ответный дар. Он узнавал о том, что и у других существуют похожие проблемы, и больше не чувствовал себя ущербным. Или же он начинал понимать, что похожие проблемы могут иметь иное решение. Его собственный жизненный опыт расширялся и обогащался за счет жизненного опыта окружающих.

Морено называл психодраму «естественным методом реального исцеления». Во время психодраматического процесса оживали древнейшие немые слои человеческой психики, возникшие значительно раньше слова и потому не имевшие возможности вербального выражения. «Как ни важна роль языка в развитии индивида и группы — он все-таки является устной и письменной формой общения и, разумеется, может считаться великим социальным завоеванием, — но в его в истории остаются более ранние ступени развития человеческого общения и довербальная жизнь ребенка…» [11, c 17].

Предлагаем ознакомиться  Свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента

Сознание связано с языком, бессознательное немо. Оно возникло задолго до языка и потому может считаться коллективным. «Теория психодрамы отводит немым слоям психики значительную роль в образовании неврозов и психозов». Но «в процессе исцеления не имеет никакого значения, относится ли «спонтанность» клиента к его «бессознательному» или нет» 36а.

Здесь уже упоминалось о том, что Морено отвергал психоанализ Фрейда, избегая употреблять термин «бессознательное». Источником всех психических процессов он считал жизненную реальность и, по нашему мнению, одновременно пытался найти подход к бессознательному, к немым слоям психики через символическое содержание драматического действия.

Психодраму Морено рассматривал как цельный терапевтический метод, основанный на спонтанном действии и позволявший использовать все формы выражения душевного состояния: слово, мимику и символику жеста.

Размышляя о ранней фазе детского развития и характерном для нее симбиотическом слиянии младенца с матерью, (по выражению Нойманна — «первичном единстве») , Морено пришел к мысли о возможном установлении тождества Я и Ты. Эти рассуждения привели его к развитию метода дублирования: один человек мог попробовать посмотреть на мир глазами другого, говоря, чувствуя и действуя от его лица.

Иными словами, дубль — это вторая половина «Я», его возможное дополнение. Здесь имеется в виду только ощущение человеком своей целостности, а не полное тождество, характерное для сильного «Я», способного идентифицироваться с другими. Возможность отождествления одного субъекта с другим, а также с окружающими объектами, которая позже была технически реализована в психодраме, впервые была использована Ф. Перлзом в созданном им методе гештальт-терапии37.

Следующей фазой психического развития Морено считал осознание ребенком своего «я», то есть уникальности своей личности. Психологические механизмы, характерные для этой фазы, просматриваются в психодраматической технике «зеркала». Подобно ребенку, который, глядя в зеркало, постепенно осознает, что отражение в зеркале является его собственным, протагонист видит свое отражение в других участниках драмы и постепенно осознает свое «я» и его внешние проявления.

Техника «зеркала» была очень проста в применении: человек наблюдал отражение, копию своей характерной манеры поведения, формы выражения своей личности и т.д. или, если говорить вообще, — отражение содержания своей психики [17, с. 27-30].

На третьей фазе развития психики возникает отношение «Ты», т.е. — познание другого. Этой фазе в психодраме соответствует введение в роли, их исполнение и обмен ролями с характерным для этой техники «проникновением в другого». По всей вероятности, этот обмен ролями является наиболее важной техникой для знакомства с внутренним миром другого человека.

Она может успешно применяться, если протагонист готов быть открытым и честным, а в некоторых случаях — достаточно мужественным. Например, иногда протагонисту, по указанию директора, неожиданно для себя приходится поменяться ролями со своим антагонистом. Или в драме, посвященной взаимоотношениям отца и сына, сыну требуется войти в роль отца.

В таком случае он должен изменить свое мировоззрение и чувства, свои мерки и эмоции, чтобы вжиться в образ отца и какое-то время находиться в этом образе. Если ему это удастся, он сможет субъективно воспринимать своего отца, воспринимая себя объективно с точки зрения отца. Таким образом, у протагониста появляется новый взгляд на самого себя, которого до сих пор просто не существовало. (В таком случае опять можно говорить о возвращении проекций.)

Межличностные отношения в психодраме

При обмене ролями необходима ровная эмпатия; ее наличие может служить главным условием того, что имел в виду Морено, говоря о встрече: «Тогда я посмотрю на тебя твоими глазами, а ты на меня — моими». Обмен ролями позволяет одному человеку проникнуть в сущность другого.

Дублирование, техника зеркала и обмен ролями — три основных технических элемента психодрамы. В процессе работы Морено периодически их изменял и дополнял. Впоследствии эти техники претерпевали изменение в соответствии с фантазией того или иного директора, применявшего их в конкретной ситуации.

Достижение спонтанности и креативности» — основная цель психодрамы. Эти понятия в теории Морено являются центральными. В них он видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к Запредельному. Только если спонтанность и креативность будут соответствовать внутренней динамике драматического действия, может произойти «естественный процесс исцеления» — процесс самоисцеления.

В психодраматической терапии ни в коем случае нельзя пренебрегать всевозможными межличностными отношениями. Говоря о «межличностных отношениях». Морено имел в виду три типа «отношений между людьми: эмпатию, перенос и «теле». «Теле» — объективный социальный процесс с патологическим (перенос) и психологическим (эмпатия) ответвлениями.

В первом приближении можно считать, что наличие эмпатии предполагает способность отказаться от предвзятого восприятия другого человека как неповторимой индивидуальности, возможность поставить себя на его место, умение ему сочувствовать. В психодраме существование эмпатической связи является непременным условием дублирования.

Подлинная эмпатия требует не только наличия непредвзятости, но и самоощущения и самопознания во избежание вторжения собственных переживаний и проецирования их на другого человека.

Такая опасность безусловно существует, ибо эмпатия — это процесс односторонний: я вчувствуюсь в сущность другого человека, в положение, в котором он находится, но поскольку при этом исключается всякая возможность анализа, моя эмпатия не может считаться верной или, наоборот, признана неадекватной и исправлена.

Понятие «перенос» является спорным из-за его разнообразного толкования различными психологическими школами. Морено подразумевал под переносом то же самое, что Фрейд: «Когда один человек вступает в отношения с другим, он является для него не личностью, значимой самой по себе, а главным образом носителем его бессознательных ожиданий и представлений, связанных с его воспоминаниями.

Основанные на переносе отношения не могут развиваться долго, так как в действительности никакой человек не соответствует ни ожиданиям, ни опасениям, содержащимся в переносе. В процессе переноса невозможно установление прочных отношений между людьми, между «Я» и «Ты». Партнер в отношениях выступает более или менее нейтральным объектом, на который выплескиваются собственные иллюзии» .

В психодраме проекции существуют в полном объеме. Они обусловливают динамический игровой процесс, изменяющий представления человека о его ближних. «Распознавание» проекций происходит при каждом столкновении с ними и тем раньше, чем большее число людей является их носителями: в общем случае — все участники группы и, в частности, каждый исполнитель роли.

Здесь на разных людей могут быть спроецированы и восприниматься со стороны разные интрапсихические факторы, желания, страхи, положительные и отрицательные черты личности. В таком случае соприкосновение с источниками проекций проходит легче, чем в «нормальной» жизненной ситуации (или при индивидуальном анализе в терапевтическом альянсе), когда на одного человека переносятся всевозможные бессознательные аспекты своего «я», что приводит аналитика к необходимости различать свои и чужие черты.

В результате проективного процесса изменяется восприятие: «Ты» начинает восприниматься в соответствии с тем, каким человек является в действительности. Это проясняется в общении между людьми, а в психодраме становится особенно ясным, в первую очередь при обмене ролями и дублировании. С другой стороны, проекции имеют еще и огромную терапевтическую ценность: однажды их «распознав», человек изменяет представление не только о «Ты», но и о самом себе.

«Процесс индивидуации имеет два принципиальных аспекта: с одной стороны, это процесс интеграции, а с другой — столь же необходимый процесс общения — найти себя, свое «ядро» можно только в процессе общения с людьми — и наоборот». То есть процесс самопознания может протекать от проецирования к распознаванию этих проекций и их интеграции [17, с. 57].

Возможность творчества в человеческих отношениях Морено усматривает в развитии процесса «теле», под которым он подразумевает соответствующие реальные представления людей друг о друге и на основе которого возможны истинная встреча, подлинные взаимоотношения и взаимное узнавание.

Предлагаем ознакомиться  Основные виды психологического воздействия и влияния

Психодрама стремится к достижению встречи в смысле достижения реального представления о партнере. Такое становится возможным при помощи разных психодраматических техник. Тогда на конкретных примерах можно увидеть, что мир и люди оказываются совсем не такими, какими мы их себе представляем. Основанное на проекциях ложное представление об окружающем мире получает шанс измениться и стать соответствующим действительности.

Психодраматическая группа [5, с. 114].

Психодраматические группы невелики. Их цель заключается в самопознании и приобретении «собственного опыта».Эти группы обычно состоят из 10 — 12 участников и образуются по гетерогенному принципу, то есть из людей разного возраста, пола и социального положения. (Вместе с тем могут существовать группы со схожей проблематикой участников.) Все участники находятся в равном положении. Не следует отбирать участников, исходя из их возраста или социального положения.

Со временем в каждой группе выкристаллизовывается свой определенный стиль, отвечающий как особенностям отдельных ее членов, так и ориентации ведущего или пары ведущих.

В любом случае цель работы остается терапевтической: устранение симптомов, разрешение конфликтов и, наконец, даже исцеление, имея в виду обретение целостности. У Морено это означало бы возвращение к космической размерности и вместе с тем достижения контакта с окружающими; у Юнга — поиск человеком себя в смысле возможного синтеза сознания и бессознательного, налаживания контакта между внутренним и внешним миром, так как «индивидуация предполагает интеграцию мира, а не его исключение «54.

Общая задача — найти середину, и при этом для каждого — свою. Она может означать констелляцию группой Самости — главного архетипа, установленного Юнгом, которому подвластны все прочие архетипы и структуры, возникающие в процессе переживаний.

В работе группы не существует обязательной цели или идеи. Существует лишь терапевтическая идея «способствующего действия», которая не может быть обязательной, а только объединяющей.

В давно работающих группах возникает атмосфера доверия, ответственности друг перед другом. Всех объединяет желание встретиться с конкретными или еще неизвестными трудностями и с помощью группы (или несмотря на присутствие других) вступить на путь внутреннего развития, внутренней самоорганизации.

Здесь нет первых и последних, ибо в течение определенного времени состав группы остается неизменным. Однако это означает, что участникам следует примириться со взаимными затруднениями в общении, друг друга понять и в процессе работы повлиять друг на друга. Все должны активно участвовать в работе независимо от того, насколько им это комфортно. Именно в этом и состоит одна из возможностей столкновения со своими трудностями, когда «ошибки» других режут глаз.

Поскольку психодрама имеет дело с процессом развития, а не с театром, в ней нет места персоне. Это введенное Юнгом понятие означает «маску», которая является приложением (к личности), за которым можно — часто бессознательно — надежно спрятаться. Если эту маску удается сбросить, чтобы увидеть самому и показать другим свое настоящее лицо, для психодрамы это событие.

Здесь под персоной понимается не только не собственная роль, не только «верхняя одежда», в которой удобно представать перед окружающими. Персона — это так называемая социальная оболочка личности, кокон, который защищает ее от окружающего мира. Персона, будь то маска или социальная оболочка, от человека, обладающего слабым личностным ядром или находящегося в неблагоприятной для него социальной обстановке, может отделяться с большим трудом.

Чтобы со временем у человека появилась возможность отказаться от этой защиты, между ним и группой должно существовать исключительное доверие. Чем лучше это получится, чем непосредственнее сможет вести себя человек, тем полнее его смогут узнать и понять в группе, а кто-то — и полюбить. При этом никого не принуждают поступиться тем, чем бы он не хотел.

Это касается не только персоны, но и других личностных аспектов, которые хотелось бы сохранить в тайне. Группу объединяет бережное отношение к тайне, к уязвимой стороне каждого человека. Поэтому чем больше участники группы доверяют друг другу и чем они между собой откровеннее, тем выше гарантия сохранения конфиденциальности.

В такой группе увеличивается ответственность. Морено требовал, чтобы каждый член группы дал обет молчания и прежде всего ясно понимал: все, что может повредить кому-либо из участников группы, не должно выйти за ее пределы. Он сравнивал такой обет с клятвой Гиппократа. Однако «обет, данный всей группой, не был бы психологичен и постепенно вошел в противоречие со спонтанным характером психодрамы». Члены группы постепенно проникаются чувством «полной взаимной ответственности» и усваивают соответствующий способ поведения.

В жизни возможно такое разделение ответственности между несколькими людьми, если каждый существует обособленно от остальных и вместе с тем их молчание дает им ощущение собственной защищенности.

Вот почему в психодраматической группе создается «защитное поле», которое столь необходимо для индивидуального процесса. Свой вклад в создание этого «защитного поля» вносит ритуальность, правила игры, а также общее построение драмы, прообразом которой является греческая трагедия. Однако об этом я скажу более подробно в следующей главе.

Личность и группа в психодраме [4, с.227].

Личность и группа подобны двум полюсам: они представляют собой противоположности и вместе с тем обусловливают и дополняют друг друга. Группа является таковой, если в ее состав входят люди, которые более или менее различаются между собой. Но стать индивидуальностью можно, только противопоставляя себя группе.

В этих двух аспектах существует скрытая причина амбивалентного отношения к группе многих людей: с одной стороны, их привлекает ощущение сплоченности и защищенность, а с другой — они испытывают жгучую потребность в том, чтобы проявить свою индивидуальность.

Обоснования возражений против групповой работы и групповой терапии основаны на скрытом страхе — перед неприятием группой или неким авторитетом, а также опасения, связанные с возможностью оказаться под давлением группы или ведущего. Существует и страх перед коллективным сознанием группы и боязнь получить репутацию «ненормального».

Многие участники бессознательно опасаются, что в психодраматической группе их персона не сможет послужить им достаточной защитой, и тогда проявятся их слабые места, которые хотелось бы скрыть не только от окружающих, но и от самих себя. Ни один из нас не желает предстать обнаженным перед другими, сбросив свою «социальную оболочку».

Когда, вопреки всем сознательным доводам, появляется ощущение, что чего-то не происходит и существует потребность в чем-то еще, возникает необходимость в человеческом общении. В бессознательном имеется знание о том, что «отношение к себе проявляется в отношении к ближнему и нет ничего, что в отношении к ближнему не относилось бы изначально к себе».

Для каждого конкретного человека характерны не только его сознательные установки, но и связи коллективного бессознательного. Он представляет собой не только долю коллективного сознания, но и некую часть коллективного бессознательного. Тогда для человека может возникнуть определенная опасность не справиться с содержанием коллективного сознания.

В таком случае субъективное сознание отождествляется с коллективным и расширяется, при этом содержание коллективного бессознательного полностью вытесняется, и человека начинает переполнять психическая энергия. Таким образом, перед феноменом возрастающего накопления коллективного бессознательного он оказывается совершенно беспомощным.

Вследствие такого процесса появляется так называемый человек толпы, каковым никто себя не считает. Между тем пренебрежение человеком толпы и стремление держать его на расстоянии свойственны именно коллективному сознанию. И та настойчивость, с которой каждый из нас этот аспект отвергает, вызывает естественное подозрение о его присутствии в качестве тени. То, что отвергается сознанием, продолжает жить в бессознательном.

эмоциональный онкологический депрессия психологический

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector