- Что представляет собой заикание
- Как проявляется
- Когда проявляется
- Лечение заикания у взрослых в домашних условиях
- Методики лечения заикания
- Правила для родителей
- Причины заикания
- Рекомендации врачей и полезные советы
- Современные комплексные методики коррекции заикания
- Статистика
- Страхи и речь
- Схема мироновой
- Схема селиверстова
- Этапы коррекции
Что представляет собой заикание
Логоневроз – комплексное, тяжелое нарушение функции речевого аппарата, заикание провоцируют судороги лицевой мускулатуры. Нарушается плавность речи, ее целостность, появляются повторения звуков и их удлинение. Речь является достаточно сложной деятельностью, и развитие мозгового сектора, отвечающего за данную функцию, начинается в утробе и продолжает развиваться после рождения.
Как проявляется
На детской площадке, часто слышно: «дай, дай, дай мне». От этой фразы до «д-д-д-дай мне» короткий путь. Специалисты в области неврологии утверждают, что повторение слова или звука больше двух раз уже является отклонением от нормы развития речевого аппарата.
Когда проявляется
Различные расстройства речи проявляются в промежутке между 2 и 5 годами. В это время происходит активное развитие и формирование фразовой речи. Заикание обычно начинается неожиданно и со временем усиливается.
Тут многих взрослых ждет ловушка: свои переживания, излишнее проявление обеспокоенности провоцируют усиление патологии речи. Так ребенок реагирует на чрезмерное внимание к его дефекту речи. Логоневроз – это форма системного невроза, осложняется он логофобией, а это затрудняет устранение заикания.
Лечение заикания у взрослых в домашних условиях
Многие пациенты, а чаще всего их родные, склоняются к тому, чтобы лечить заикание дома. Такое, скажем прямо, безответственное отношение к проблеме нарушения речи может привести к ухудшению ситуации. Ведь в домашних условиях нет возможности осуществлять комплексный подход к лечению заикания у взрослых.
Тем не менее, если уж вы так настаиваете на домашнем лечении, вам предварительно необходимо научиться некоторым элементам самопомощи, таким как аутотренинг (самовнушение), самомассаж лица и шеи (лечебный!), а также дыхательная гимнастика, например, по методу Стрельниковой, который основан на использовании элементов йоги.
Дыхательная гимнастика направлена на нормализацию, как носового, так и ротового дыхания, ведь без навыков оптимизации дыхания во время разговора больному очень сложно справиться с заиканием. Различные дыхательные упражнения от заикания у взрослых, согласно системе Стрельниковой, должны основываться на правильном дыхании во время выполнения движений: резкий вдох и продолжительный спокойный бесшумный выдох, активное участие диафрагмы в дыхательном процессе. Все активные движения (приседания, повороты головы, наклоны туловища) выполняются только на вдохе.
Речевая гимнастика в домашних условиях. Такая гимнастика способствует развитию правильного дыхания во время разговора.
- Попробуйте прочитать русскую народную сказку «Репка», делая вдох на паузах между словами.
- Делая короткий вдох с открытым ртом, произносите один из гласных звуков на выдохе, пока хватит воздуха в легких.
- То же самое попробуйте проделать с несколькими гласными звуками, произнося их один за другим.
- Попробуйте на выдохе досчитать до 10, постепенно увеличивая счет.
- Читайте на одном выдохе различные поговорки, пословицы и скороговорки, что способствует тренировке дыхания и более скорому избавлению от заикания у взрослых и детей.
Примеры скороговорок для тренировки речи и дыхания:
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
- У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
Помимо пословиц и скороговорок можно пробовать пропеть известные с детства песенки. Веселые и добрые они поднимут настроение, помогут максимально расслабиться и научат правильно дышать при разговоре.
Методики лечения заикания
Лечение заикания включает в себя логопсихокоррекционные методики, разработанные специалистами (логопедом, неврологом, дефектологом). Чем раньше вы обратитесь к специалисту и начнете выполнять комплексные упражнения, тем быстрее наступит излечение.
Будьте откровенны с ребенком в вопросе заикания, объясните, что происходит с ним, и к чему вы вместе стремитесь. Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, хвалите его за маленькие и большие победы. Находите время для неторопливых разговоров, даже 15-20 минут вечером, перед сном скажутся благоприятно.
Правила для родителей
Ряд простейших правил для родителей и родственников ребенка, страдающего от заикания:
- заикание не должно быть причиной освобождения ребенка от домашних дел, избавления от наказаний или поблажек;
- чаще обнимайте и хвалите ребенка;
- замечания минимизируйте, но без ущерба для дисциплины, они должны быть направлены на поступки ребенка, а не на его личные качества;
- телевизор не должен работать на фоне целый день;
- минимизируйте время, проводимое перед экраном компьютера и телевизора, особенно за два часа до сна;
- соблюдайте строгий распорядок дня, избегайте перевозбуждения;
- в доме должна быть благоприятная атмосфера, без конфликтов и криков;
- соблюдайте культуру речи, не выражайтесь матом;
- контролируйте свою речь, пусть она будет плавной и спокойной, четко произносите слова и делайте между ними паузы;
- разбивайте сложные смысловые предложения на, простые и короткие;
- терпеливо слушайте ребенка, дайте ему закончить свою мысль, не заставляйте повторять сказанное;
- помогите исправить ошибки уже после высказывания ребенка;
- учите вместе короткие ритмические стихи и песни.
Логопедам известны случаи, когда ребенок излечился от заикания самостоятельно, и это было обусловлено рядом причин: позитивный настрой всей семьи, отсутствие стыда за дефект, кроткие слова выговаривались без запинки, и главное, ребенок не замкнулся в себе и продолжал общаться.
Причины заикания
Основные предпосылки, провоцирующие развитие логоневроза, можно разделить на физиологические, психологические и социальные.
Физиологические причины:
- родовые травмы с поражением ЦНС;
- табачная и алкогольная зависимость женщины в период беременности;
- генетическая предрасположенность;
- черепно-мозговая травма в первые годы жизни;
- различные заболевания гортани и носоглотки;
- перенесенные тяжелые инфекции (менингококковая или пневмококковая инфекция, рахит и пр.);
- принудительное переучивание левши в правшу.
Психологические причины:
- частые стрессы, потрясения;
- потеря близких людей в осознанном возрасте;
- нервные расстройства (страх темноты, страх наказания и пр.);
- обида, ревность (борьба за первенство при появлении еще одного ребенка в семье);
- желание обратить на себя внимание родителей;
- сильный испуг (напала собака, гроза и пр.).
Социальные причины:
- излишняя строгость родителей и жесткий подход в воспитании;
- копирование поведения заикающегося родственника или знакомого;
- чрезмерная нагрузка на речевой аппарат ребенка;
- раннее изучение иностранных языков;
- недостаточное внимание и занятость родителей (малыш торопится сказать, чтобы не отнимать ваше время);
- смена привычного окружения, переход в другой сад, школу, переезд.
Рекомендации врачей и полезные советы
Если у ребенка заикание, то для его преодоления очень важна поддержка родителей. Дома должна быть спокойная и понимающая атмосфера. При семейной дисгармонии труды логопеда будут бесполезными.
Рекомендации родителям:
- введите режим дня для ребенка;
- скорректируйте сон, он должен составлять не менее 8 часов;
- с ребенком следует говорить спокойным и негромким голосом;
- избегайте повышения интонации и агрессивного тона;
- не перебивайте малыша, когда он говорит;
- воздержитесь от частой критики;
- хвалите ребенка за его успехи.
Ребенок должен понимать, что в семье он найдет поддержку и опору. Агрессивная среда может воздействовать на него крайне негативно.
Современные комплексные методики коррекции заикания
Лечение заикания по методикам от разных специалистов может существенно отличаться.
Статистика
В мире 3% детей имеют различную сложность заикания. Мальчики болеют в 5 раз чаще, чем девочки. Логоневроз усиливается в знаковые для ребенка периоды: поход в детский сад, в школу, во время полового созревания. Заикание сказывается на адаптации в коллективе, на здоровом принятии себя, на умении владеть собой.
Патология провоцирует дублирование, каких-либо, чаще гласных, звуков или коротких слов, резкую остановку речи. Речь изобилует паразитами («э-э-э, м-м-м, и-и-и»). Во время их произнесения, чувствуется внутренняя борьба, желание сказать быстро и правильно. Многие дети заикаются только при волнении, если попали в неловкую ситуацию или в новый коллектив. В привычной же обстановке их речь чиста и нетороплива.
Страхи и речь
— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?
— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.
— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?
— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику.
И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком… Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.
— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…
— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.
Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».
— Почему?
— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать.
— А что ученые говорят о феномене заикания?
— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте.
Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание.
Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.
— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?
— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться.
— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?
— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания.
Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.
Схема мироновой
Логопед предложила использовать схему, при которой дети с дефектом, по мере прохождения подготовительных групп в детском саду, будут посещать дополнительные занятия, посвященные ознакомлению с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, рисованием, лепкой, аппликацией и т. д.
Методика Мироновой по коррекции заикания включает в себя 4 этапа. Для массовых детских садов, специализированных для заикающихся детей, предлагается ввести измененную программу, которая опирается на речевые способности детей.
Коррекционная методика предполагает, что в результате дети должны свободно овладеть речью любой сложности.
Схема селиверстова
Программа больше рассчитана на детей в медицинских учреждениях. Она включает в себя одновременное использование разнотипных логопедических упражнений. По мнению автора, логопед должен быть человеком с творческим подходом, так как каждому ребенку требуется индивидуальный подход.
Методика трёхэтапная. Коррекционная работа при заикании начинается с подготовительного этапа, на котором ребенок отрабатывает ритмичность и самостоятельность речи. Затем идет тренировочный, более сложный этап. Последний этап – закрепительный, на котором малыш решает сложные логопедические задачи (например, контекстное описание).
Этапы коррекции
Разные методики предполагают разное количество этапов. Но, как правило, все этапы можно объединить в три основных – подготовительный, тренировочный и закрепительный. Во всех схемах лечения ребенок занимается сначала более простыми задачами, а затем более сложными.
В зависимости от того, какая схема для лечения была выбрана, малыш может заниматься либо творческим развитием, либо развивать мелкую моторику рук, либо выполнять упражнения по нормализации артикуляционной мускулатуры.