Как победить заикание: советы нейропсихолога Татьяны Визель — Амурская правда

Что представляет собой заикание

Логоневроз – комплексное, тяжелое нарушение функции речевого аппарата, заикание провоцируют судороги лицевой мускулатуры. Нарушается плавность речи, ее целостность, появляются повторения звуков и их удлинение. Речь является достаточно сложной деятельностью, и развитие мозгового сектора, отвечающего за данную функцию, начинается в утробе и продолжает развиваться после рождения.

Как проявляется

На детской площадке, часто слышно: «дай, дай, дай мне». От этой фразы до «д-д-д-дай мне» короткий путь. Специалисты в области неврологии утверждают, что повторение слова или звука больше двух раз уже является отклонением от нормы развития речевого аппарата.

Когда проявляется

Различные расстройства речи проявляются в промежутке между 2 и 5 годами. В это время происходит активное развитие и формирование фразовой речи. Заикание обычно начинается неожиданно и со временем усиливается.

Тут многих взрослых ждет ловушка: свои переживания, излишнее проявление обеспокоенности провоцируют усиление патологии речи. Так ребенок реагирует на чрезмерное внимание к его дефекту речи. Логоневроз – это форма системного невроза, осложняется он логофобией, а это затрудняет устранение заикания.

Лечение заикания у взрослых в домашних условиях

Многие пациенты, а чаще всего их родные, склоняются к тому, чтобы лечить заикание дома. Такое, скажем прямо, безответственное отношение к проблеме нарушения речи может привести к ухудшению ситуации. Ведь в домашних условиях нет возможности осуществлять комплексный подход к лечению заикания у взрослых.

Тем не менее, если уж вы так настаиваете на домашнем лечении, вам предварительно необходимо научиться некоторым элементам самопомощи, таким как аутотренинг (самовнушение), самомассаж лица и шеи (лечебный!), а также дыхательная гимнастика, например, по методу Стрельниковой, который основан на использовании элементов йоги.

Дыхательная гимнастика направлена на нормализацию, как носового, так и ротового дыхания, ведь без навыков оптимизации дыхания во время разговора больному очень сложно справиться с заиканием. Различные дыхательные упражнения от заикания у взрослых, согласно системе Стрельниковой, должны основываться на правильном дыхании во время выполнения движений: резкий вдох и продолжительный спокойный бесшумный выдох, активное участие диафрагмы в дыхательном процессе. Все активные движения (приседания, повороты головы, наклоны туловища) выполняются только на вдохе.

Речевая гимнастика в домашних условиях. Такая гимнастика способствует развитию правильного дыхания во время разговора.

  1. Попробуйте прочитать русскую народную сказку «Репка», делая вдох на паузах между словами.
  2. Делая короткий вдох с открытым ртом, произносите один из гласных звуков на выдохе, пока хватит воздуха в легких.
  3. То же самое попробуйте проделать с несколькими гласными звуками, произнося их один за другим.
  4. Попробуйте на выдохе досчитать до 10, постепенно увеличивая счет.
  5. Читайте на одном выдохе различные поговорки, пословицы и скороговорки, что способствует тренировке дыхания и более скорому избавлению от заикания у взрослых и детей.

Примеры скороговорок для тренировки речи и дыхания:

  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
  • У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

Помимо пословиц и скороговорок можно пробовать пропеть известные с детства песенки. Веселые и добрые они поднимут настроение, помогут максимально расслабиться и научат правильно дышать при разговоре.

Предлагаем ознакомиться  Причины вегетососудистой дистонии у детей, методы диагностики и лечения

Методики лечения заикания

Лечение заикания включает в себя логопсихокоррекционные методики, разработанные специалистами (логопедом, неврологом, дефектологом). Чем раньше вы обратитесь к специалисту и начнете выполнять комплексные упражнения, тем быстрее наступит излечение.

Будьте откровенны с ребенком в вопросе заикания, объясните, что происходит с ним, и к чему вы вместе стремитесь. Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, хвалите его за маленькие и большие победы. Находите время для неторопливых разговоров, даже 15-20 минут вечером, перед сном скажутся благоприятно.

Правила для родителей

Ряд простейших правил для родителей и родственников ребенка, страдающего от заикания:

  • заикание не должно быть причиной освобождения ребенка от домашних дел, избавления от наказаний или поблажек;
  • чаще обнимайте и хвалите ребенка;
  • замечания минимизируйте, но без ущерба для дисциплины, они должны быть направлены на поступки ребенка, а не на его личные качества;
  • телевизор не должен работать на фоне целый день;
  • минимизируйте время, проводимое перед экраном компьютера и телевизора, особенно за два часа до сна;
  • соблюдайте строгий распорядок дня, избегайте перевозбуждения;
  • в доме должна быть благоприятная атмосфера, без конфликтов и криков;
  • соблюдайте культуру речи, не выражайтесь матом;
  • контролируйте свою речь, пусть она будет плавной и спокойной, четко произносите слова и делайте между ними паузы;
  • разбивайте сложные смысловые предложения на, простые и короткие;
  • терпеливо слушайте ребенка, дайте ему закончить свою мысль, не заставляйте повторять сказанное;
  • помогите исправить ошибки уже после высказывания ребенка;
  • учите вместе короткие ритмические стихи и песни.

Логопедам известны случаи, когда ребенок излечился от заикания самостоятельно, и это было обусловлено рядом причин: позитивный настрой всей семьи, отсутствие стыда за дефект, кроткие слова выговаривались без запинки, и главное, ребенок не замкнулся в себе и продолжал общаться.

Причины заикания

Основные предпосылки, провоцирующие развитие логоневроза, можно разделить на физиологические, психологические и социальные.

Физиологические причины:

  • родовые травмы с поражением ЦНС;
  • табачная и алкогольная зависимость женщины в период беременности;
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговая травма в первые годы жизни;
  • различные заболевания гортани и носоглотки;
  • перенесенные тяжелые инфекции (менингококковая или пневмококковая инфекция, рахит и пр.);
  • принудительное переучивание левши в правшу.

Психологические причины:

  • частые стрессы, потрясения;
  • потеря близких людей в осознанном возрасте;
  • нервные расстройства (страх темноты, страх наказания и пр.);
  • обида, ревность (борьба за первенство при появлении еще одного ребенка в семье);
  • желание обратить на себя внимание родителей;
  • сильный испуг (напала собака, гроза и пр.).

Социальные причины:

  • излишняя строгость родителей и жесткий подход в воспитании;
  • копирование поведения заикающегося родственника или знакомого;
  • чрезмерная нагрузка на речевой аппарат ребенка;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • недостаточное внимание и занятость родителей (малыш торопится сказать, чтобы не отнимать ваше время);
  • смена привычного окружения, переход в другой сад, школу, переезд.

Рекомендации врачей и полезные советы

Если у ребенка заикание, то для его преодоления очень важна поддержка родителей. Дома должна быть спокойная и понимающая атмосфера. При семейной дисгармонии труды логопеда будут бесполезными.

Рекомендации родителям:

  1. введите режим дня для ребенка;
  2. скорректируйте сон, он должен составлять не менее 8 часов;
  3. с ребенком следует говорить спокойным и негромким голосом;
  4. избегайте повышения интонации и агрессивного тона;
  5. не перебивайте малыша, когда он говорит;
  6. воздержитесь от частой критики;
  7. хвалите ребенка за его успехи.

Ребенок должен понимать, что в семье он найдет поддержку и опору. Агрессивная среда может воздействовать на него крайне негативно.

Предлагаем ознакомиться  Как распознать в мужчине манипулятора

Современные комплексные методики коррекции заикания

Лечение заикания по методикам от разных специалистов может существенно отличаться.

Статистика

В мире 3% детей имеют различную сложность заикания. Мальчики болеют в 5 раз чаще, чем девочки. Логоневроз усиливается в знаковые для ребенка периоды: поход в детский сад, в школу, во время полового созревания. Заикание сказывается на адаптации в коллективе, на здоровом принятии себя, на умении владеть собой.

Патология провоцирует дублирование, каких-либо, чаще гласных, звуков или коротких слов, резкую остановку речи. Речь изобилует паразитами («э-э-э, м-м-м, и-и-и»). Во время их произнесения, чувствуется внутренняя борьба, желание сказать быстро и правильно. Многие дети заикаются только при волнении, если попали в неловкую ситуацию или в новый коллектив. В привычной же обстановке их речь чиста и нетороплива.

Страхи и речь

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику.

И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком… Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат  инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Почему?

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что  очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте.

Предлагаем ознакомиться  СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание.

Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения,  то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания.

Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Схема мироновой

Логопед предложила использовать схему, при которой дети с дефектом, по мере прохождения подготовительных групп в детском саду, будут посещать дополнительные занятия, посвященные ознакомлению с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, рисованием, лепкой, аппликацией и т. д.

Методика Мироновой по коррекции заикания включает в себя 4 этапа. Для массовых детских садов, специализированных для заикающихся детей, предлагается ввести измененную программу, которая опирается на речевые способности детей.

Коррекционная методика предполагает, что в результате дети должны свободно овладеть речью любой сложности.

Схема селиверстова

Программа больше рассчитана на детей в медицинских учреждениях. Она включает в себя одновременное использование разнотипных логопедических упражнений. По мнению автора, логопед должен быть человеком с творческим подходом, так как каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Методика трёхэтапная. Коррекционная работа при заикании начинается с подготовительного этапа, на котором ребенок отрабатывает ритмичность и самостоятельность речи. Затем идет тренировочный, более сложный этап. Последний этап – закрепительный, на котором малыш решает сложные логопедические задачи (например, контекстное описание).

Этапы коррекции

Разные методики предполагают разное количество этапов. Но, как правило, все этапы можно объединить в три основных – подготовительный, тренировочный и закрепительный. Во всех схемах лечения ребенок занимается сначала более простыми задачами, а затем более сложными.

В зависимости от того, какая схема для лечения была выбрана, малыш может заниматься либо творческим развитием, либо развивать мелкую моторику рук, либо выполнять упражнения по нормализации артикуляционной мускулатуры.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector