Межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия

Психологический анализ понятий индивид, личность, субъект индивидуальность.

Проблема
личности — одна из центральных в
психологии. Психологию личность
интересует с точки зрения ее внутрен­него
строения, архитектоники, закономерностей
возникновения, формирования, развития,
особенностей социально-психологиче­ских
проявлений, роли в этом природных,
биологических (на­следственных),
социальных и других обстоятельств.

Понимание
личности тесно связано с осмыслением
таких ка­тегорий, как человек,
индивид, индивидуальность, субъект,
субъектность.

Человек
— понятие
видовое и включает в себя две
взаимосвя­занные системы: биологическую
и психическую, духовную.

Индивид
— это
отдельный, конкретно взятый человек.

Индивидуальность
обычно
рассматривается как совокупность
физиологических и психических особенностей
конкретного чело­века, характеризующих
его своеобразие.

Субъект
— это
человек в совокупности таких психических
ха­рактеристик, которые позволяют
ему осуществлять целеполагание и
соответствующие целям действия, поступки,
деятельность и поведение в целом.

Субъектность

это способность человека к тому или
иному целеполаганию и соответствующей
поставленным целям актив­ности. Эти
цели могут быть ситуативными, в интересах
решения задач текущих дел и более
отдаленного характера: на тот или иной
отрезок жизни либо на всю жизнь.

Под
личностью
в
отечественной психологии понимают
слож­ное, системное, многоуровневое,
иерархически организован­ное,
разноплановое, полисодержательное,
прижизненно сло­жившееся, сформировавшееся
психическое образование чело­века,
в котором он выступает не только как
объект и продукт, результат педагогических
и других воздействий, но и как созна­тельный
субъект познания и активного преобразования
действи­тельности.

Личность

это конкретный человек в совокупности
тех духов­ных, психических особенностей,
качеств, которые характеризу­ют его
как объекта (продукт, результат)
общественного (и друго­го) развития
и как субъекта преобразования
действительности на основе ее познания
и отношения к ней. Личность — это
конкрет­ный человек как носитель
сознания (К.
К. Платонов) и
самосо­знания.

Сознание
личности имеет общественно-исторический
харак­тер. Самосознание — это высший
уровень развития сознания че­ловека,
основа формирования его умственной
активности и самостоятельности личности
в ее суждениях, оценках, отноше­ниях,
действиях и поступках. По мере того как
у человека формируются и развиваются
со­знание, осознание и понимание
смысла окружающей его дей­ствительности,
себя в реальном мире, смысла своего
существова­ния, складывается и
развивается личность.

Человек
не рождается личностью, он ею становится
в процес­се взаимодействия с социальной
и природной средой, с матери­альными
и духовными обстоятельствами его жизни
и деятельнос­ти. В процессе этого
взаимодействия человек и формируется,
и раскрывается, и проявляет себя как
личность.

Литература:

  1. Шиффман
    Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2008.

  2. Психология
    мышления /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
    В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В.
    Петухова – 2-е изд., переаб. и доп. –М..
    2008.

  3. Буланова-Топоркова
    М.В. Педагогика и психология высшей
    школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону:
    Феникс, 2006.

  4. Денисова
    О.П. Психология и педагогика : учеб.
    пособие / О.П. Денисова. — М. : Флинта :
    МПСИ, 2007.

1.
Психологическая
характеристика ощущения.

Исключительно
большую роль в жизни и деятельности
человека играет его познавательная
сфера, включающая в себя совокупность
психических процессов: внимание,
ощущение, восприятие, память, представление,
мышление, речь, воображение. Эти процессы
вы­ступают своеобразными инструментами
познавательной, а также и других видов
деятельности, обслуживая их и обеспечивая
их эф­фективность. Основная функция
этих процессов — познавательно-аналитическая.

Ощущение
– чувственное отображение объективной
действительности. Физиологической
основой ощущения является деятельность
сложных комплексов анатомических
структур, названных И.П. Павловым
анализаторами. Каждый анализатор состоит
из трех частей: периферического
(рецептора), проводящих нервных путей;
корковых отделов анализатора (центральных,
кора головного мозга).


Ощущения могут
быть охарактеризованы свойствами:

  • Качество
    – характеризует основную информацию,
    отображаемую данным О.

  • Интенсивность
    – количественная характеристика и
    зависит от силы воздействия раздражителя
    и функционального состояния рецептора.

  • Длительность
    – временная характеристика возникшего
    О. время воздействия раздражителя и
    его интенсивность.

  • Пространственная
    локализация раздражителя (откуда).

Минимальная
величина воздействия раздражителя, при
котором впервые возникает О., называется
абсолютным
порогом О.
(Г.Т. Фехнер)

Верхний абсолютный
порог (болевой
порог) – значение стимула, при котором
он перестает восприниматься адекватно.

Нижний абсолютный
порог –
минимальная сила раздражителя, при
котором появляется О.

  • Основные
    виды ощущений:

  • Кожные
    или тактильные ощущения. Рецепторы в
    коже и слизистых оболочках прикосновения,
    температура (тепла, холода), боль).

  • Вкусовые
    и обонятельные ощущения. Рецепторы
    вкусовые луковицы (вкусовые клетки) на
    языке. Обонятельные клетки в слизистой
    обонятельной области. В.И О. часто
    смешиваются.

  • Слуховые
    О. различают все звуки на музыкальные
    и шумы. Речь содержит характеристики
    обеих групп. О. имеют три стороны: высоту
    звука, громкость звука, тембр звука.

  • Зрительные
    О. свет и цвет

  • Прориоцептивные
    О. – равновесия и движения. Рецепторы
    во внутреннем ухе.

  • Осязание
    процесс сочетания кожных и двигательных
    О. Способность оценивать свойства
    предметов – твердость, мягкость,
    гладкость, шероховатость.

2.Психологическая
характеристика восприятия.

Восприятие
– целостное отражение предметов,
ситуаций, явлений, возникающих при
непросредственном воздействии физических
раздражителей на рецепторные поверхности
органов чувств. Все, что человек
воспринимает, предстает перед ним в
виде целостных образов. Происходит
синтез О. в сложные комплексные системы.

Этот синтез может протекать как в одной
модальности (зрительные в образы), так
и в пределах нескольких модальностей.
В. Включает в себя О. и основывается на
нем. Но помимо О. в В. задействован и
предыдущий опыт человека, процессы
осмысления того, что воспринимается,
т.е. в процесс В. включаются психические
процессы более высокого уровня, такие
как память и мышление. Поэтому В. очень
часто называют перцептивной системой
человека.

Физиологической
основой В. являются процессы, проходящие
в органах чувств, нервных волокнах ЦНС.
Физиологическая основа В. усложняется
тем, что оно тесно связано с двигательной
деятельностью, с эмоциональными
переживаниями, разнообразными
мыслительными процессами.


Основные свойства
восприятия:

Предметность —
способность отражать объекты и явления
реального мира не в виде набора не
связанных друг с другом О., а в форме
отдельных предметов.

Целостность –
восприятие дает целостный образ предмета.


Структурность –
В. доводит до нашего сознания структуру
предмета или явления, с которыми мы
столкнулись в реальном мире.

Константность –
относительное постоянство некоторых
свойств предметов при изменении условий
их восприятия.

Осмысленность –
хотя В. возникает при непосредственном
воздействии раздражителя на органы
чувств перцептивные образы всегда имеют
смысловое значение.


Активность
(избирательность) – в любой момент
времени мы воспринимаем только один
предмет или конкретную группу предметов,
в то время как остальные объекты реального
мира являются фоном нашего В., т.е. не
отражаются в нашем сознании.

Предлагаем ознакомиться  Болит душа - что делать? Советы психолога ::

Виды восприятия:

По модальности
(анализатор) – слуховое зрительное,
осязательное, кинестетическое,
обонятельное, вкусовое. Различные виды
В. редко встречаются в чистом виде.
Обычно они комбинируются и в результате
возникают сложные виды восприятия.


По форме существования
материи: В. пространства, В. времени, В.
движения.

К пространственным
свойствам предмета относятся: величина,
форма, положение в пространстве.

3.
Психологическая
характеристика внимания.

Внимание

это динамическая сторона сознания,
психики че­ловека, выражающая степень
ее направленности на тот или иной объект,
его отдельные стороны и степень
сосредоточенности со­знания на нем.
Это обеспечивает адекватное отражение
объекта, он воспринимается более полно,
точно и качественно. Внимание обеспечивает
также и успешность деятельности.

Внимание
проявляется как в сенсорных процессах
(зритель­ное, слуховое, обонятельное,
тактильное, осязательное и др.), где его
объектами выступает действительность
во всем ее много­образии, так и в
мнемонических, мыслительных. Здесь
объектами внимания являются воспоминания,
представления человека, его мысли,
переживания.

Физиологической
основой внимания выступает общая
активи­зация деятельности мозга и
создания доминантных очагов воз­буждения
в его коре.

В
зависимости от того, где находится
объект внимания — во внешнем мире, вне
субъекта познания и деятельности
(матери­альные процессы, явления
действительности, люди, их действия)
или в субъективном мире личности
(собственные мысли, пере­живания,
планирование своего поведения и т.п.),
— различают внимание внешнее
(сенсорно-перцептивное)
и внутреннее.

Различают
три
вида внимания.

1.
Непроизвольное.
Возникает
и поддерживается независимо от
сознательных намерений человека и
обусловлено особенностями объекта (его
новизны, неожиданности появления, силы
воздей­ствия, степени значимости для
человека и т.д.).

2.
Произвольное.
Это
высшая специфическая человеческая
фор­ма внимания. Она возникает, когда
человек ставит перед собой задачи,
сознательные цели, и поэтому неразрывно
связана с ре­чью, это внимание невозможно
без волевой регуляции и использования
специальных приемов сосре­доточения,
поддержания, распределения, переключения
внима­ния. Его иногда называют волевым
вниманием.

3.
Послепроизвольное.
Возникает
на основе произвольного, как бы вырастает
из него и заключается в сосредоточенности
на объекте в силу его ценности, значимости,
интереса для личности.


Внимание
человека характеризуется рядом качеств,
свойств.

Объем
внимания определяется
максимальным количеством объектов,
которое человек может воспринимать в
единицу вре­мени в связи с какой-нибудь
задачей. Объем внимания, как и другие
качества психики, можно раз­вивать
специальными упражнениями, деятельностью.

Распределение
— способность
одновременно держать в поле вни­мания
несколько объектов, видов деятельности,
воспринимать и осуществлять их в равной
степени эффективно. Высокая степень
распределения внимания позволяет
человеку осуществлять большой объем
разных действий в единицу време­ни,
создает резерв, запас времени.

Переключаемость
— перевод
внимания с одного объекта на другой, с
одних видов действий и деятельности на
другие. Эти характеристики внимания
связаны с такими особенностя­ми
нервной системы, как мобильность,
возбудимость, торможе­ние.

Концентрация
— способность
человека в деятельности сосредо­точиться
на главном с одновременным отвлечением
от второсте­пенного.

Устойчивость
— это
умение длительное время задерживать
вни­мание на избранном объекте. Эта
особенность внимания зависит от
особенностей нервной системы человека
(чем слабее нервная система и чем более
возбуждена, тем устойчивость внимания
ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.

Концентрация
и устойчивость внимания зависят от
осознания ответственности за деятельность,
чувства долга, понимания смысла
деятельности, интереса к ней, волевых
качеств личности.

Колебание
внимания — это
качество, противоположное устой­чивости.

Рассеянность
— отрицательное
качество внимания. Она высту­пает
следствием различных причин. Самые
существенные из них: низкая ответственность
за порученное дело, отсутствие интереса,
состояние утомления и напряженности,
болезнь. В борьбе с рассе­янностью
необходим тщательный анализ ее причин.

Межгрупповые взаимодействия

Группа несет в себе структуру внутренних межличностных формальных и неформальных отношений, которые связаны с ее внешними взаимодействиями. Внешние отношения группы с другими группами влияют на внутренние отношения группы. Эта зависимость была выявлена в исследованиях М. Шерифа, изучающего закономерности межгрупповых отношений: деление большой социальной группы на более мелкие подгруппы способствует формированию социального чувства принадлежности — чувства «мы», которое порождает контраст восприятия «свои» — «чужие».

Ведущим отношением между социальными группами является отношение соперничества. В условиях соревновательной деятельности между группами фиксируется рост враждебности, агрессии по отношению к представителям другой группы. Угроза со стороны другой группы вызывает позитивные изменения в структуре группы, чувствующей себя в опасности.

Происходит усиление внутригрупповой солидарности, увеличивается непроницаемость границ группового членства. Усиливается социальный контроль в группе, уменьшается степень отклонения индивидов от выполнения групповых норм. М. Шериф считал, что источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия.

Существует несколько подходов к оценке характера межгруппового взаимодействия.

Впервые стройная система психологических взглядов на область межгрупповых отношений была выдвинута в поздних работах 3. Фрейда. В описании межгруппового взаимодействия он многое заимствовал из работ Г. Лебона, У. Мак-Даугола.

1. Под влиянием толпы люди обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, свои бессознательные агрессивные влечения (Г. Лебон).

Врожденный инстинкт агрессивности и драчливости побуждает группы людей, общины и страны воевать друг с другом (У. Мак-Даугол). Анализируя межгрупповые взаимодействия, 3. Фрейд утверждал следующее: неизбежна межгрупповая враждебность; функция этой враждебности заключается в том, что она является главным средством сплочения и стабильности группы.

Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», по мнению 3. Фрейда, является эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда к отцу ребенок испытывает и любовь, и ненависть: любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, в признание власти лидера, уважение к нему (отец отождествляется, идентифицируется с лидером группы), в привязанность к своей группе, а враждебность переносится на чужую группу.

  • 3. Фрейд, К. Лоренц полагают, что агрессивное поведение людей является следствием биологически заданной агрессивности, которая направляется на враждебных соседей и способствует сохранению группы.
  • 2. С позиции гипотезы фрустрации—агрессии Н. Миллера и Д. Дол- ларда агрессивное поведение возникает тогда, когда человек или группа подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели.

Фрустрация вызывает чувство гнева, что приводит к открытой агрессии, причем существует неизбежность переноса агрессии на всех «других», «похожих» на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом (в качестве признаков похожести выступает групповая и этническая принадлежность). Даже если человек не испытал непосредственно фрустриру- ющего воздействия, а являлся лишь пассивным свидетелем сцен жестокости, у него усиливаются агрессивные реакции.

Предлагаем ознакомиться  Астеническая психопатия: симптомы и лечение болезни | Здоров Онлайн

3. Среди подходов, анализирующих индивидуальные различия в отношениях человека с другими группами, известна концепция «авторитарной личности» Т. Адорно. Отношение к чу.жим группам зависит от процесса социализации ребенка в раннем детстве, от амбивалентности эмоциональных отношений в семье.

У человека, воспитанного в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплескивается на тех, с кем человек себя не идентифицирует, т.е. на внешние группы. Для этих людей была характерна тенденция неприятия всех чужих групп и народов и завышения оценки собственной группы, своего народа.

Авторитарная личность почтительно относится к любому представителю власти (как к родителю), хотя внутренне и бессознательно сохраняет враждебность и агрессию, которая по механизму замещения направляется на другие социальные группы, этнические меньшинства. Такая «авторитарная личность» отрицательно относится к чужим народам, проявляет агрессивность, цинизм, слепое следование авторитетам, механическое подчинение общепринятым ценностям своей культуры, стереотипность мышления, подверженность суевериям. Социальные условия могут способствовать тому, что авторитарная личность становится на какое-то время типичной в той или иной стране.

4. Ситуативный подход к анализу межгрупповых отношений реализуется в теории реальных конфликтов. М. Шериф утверждает, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих сторон может стать победительницей, причем в ущерб интересов другой.

Конкуренция групп ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. А все вместе это приводит к враждебным действиям. Конфликт интересов быстро перерастает в агрессивную враждебность, а взаимодействие с негативно оцениваемой чужой группой увеличивает групповую сплоченность и создает новые символы групповой идентичности.

Таким образом, характеристики самого межгруппового взаимодействия приводят к появлению межгрупповой враждебности. «Естественное средство, способное уменьшить враждебность — наличие и возможность осуществления “высших целей”, которые требуют общих усилий со стороны всех членов всех групп в процессе их совместной деятельности» (М. Шериф).

Реалистическая теория межгруппового конфликта (Д. Кэмпбелл) гласит: реальный конфликт интересов между группами обусловливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы, что вызывает враждебность между группами и увеличение внутригрупповой солидарности. Другими словами, межгрупповая враждебность зависит исключительно от внешних факторов, изменяя которые, можно усиливать или ослабевать степень межгрунповой напряженности.

5. Ситуативный подход: в экстремальной ситуации группа делится на микрогруины несколько раз в зависимости от обстоятельств, ситуаций, деятельности и личностных особенностей субъектов взаимодействия (В. Хановес). Важнейший фактор влияния на межгрупповые отношения — характер совместной деятельности. В исследованиях В.

Хановес группа участников международной экспедиции, которые отличались друг от друга по национальности, возрасту, культуре, религии, политическим взглядам, за время экспедиции делилась на подгруппы три раза: на первом этапе совместной деятельности, когда напряжение было слабым, группа разделилась на две подгруппы по признаку общительности.

Межгруповые отношения изменились, когда участники экспедиции столкнулись с трудностями, требующими максимального приложения сил, в результате наблюдалось появление трех подгрупп, образование которых связано с отношением к работе. Когда экспедиция подходила к концу, межгрупповые отношения вновь изменились: деление на подгруппы по уровню культуры. Конфликтные отношения возникают между группами, которые имеют существенные основания для сравнения.

Выводы В. Хановеса: совместная деятельность — лучший способ узнать друг друга, причем ни расовые, пи возрастные, ни социальные различия не играют существенной роли в отношениях между людьми, за исключением культурного уровня. Основными функциями межгрупповых отношений являются сохранение, стабилизация и развитие групп как функциональных единиц общественной жизни.

При взаимодействии с другими группами каждая стремится к устойчивому состоянию посредством сохранения относительного баланса тенденций интеграции и дифференциации. Если во внешних отношениях группы увеличиваются тенденции дифференциации, то внутренние отношения будут характеризоваться усилением тенденции интеграции.

6. Когнитивный подход к оценке межгруппового взаимодействия исходит из того, что люди по-разному оценивают, воспринимают свою и чужие группы: склонны переоценивать результаты собственной группы и недооценивать результаты чужой группы, даже если и не было ситуации межгруппового соревнования.

В рамках когнитивного подхода теория социальной идентичности

(А. Тэшфел) утверждает, что условием для возникновения межгрупповой враждебности являются не обязательно несовместимые интересы и цели, а порой достаточно просто наличия осознания своей принадлежности к группе у т.е. наличия социальной и этнической идентичности. А. Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе и критическо-враждебного отношения к другой группе наблюдается даже при отсутствии объективной основы конфликта между группами.

В эксперименте студентам показывали две картины художников и предложили посчитать количество точек на каждой картине. Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у одного художника, в другую — те, кто зафиксировал их больше у другого художника.

Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и была выявлена приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Это позволило А. Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявлении враждебности к чужой группе.

В другом эксперименте испытуемые при выборе способа распределения денежного вознаграждения анонимным членам своей и чужой группы за участие в эксперименте предпочитали устанавливать различия в пользу своей группы, чем выделение для ее членов максимально возможной суммы денег, если при этом «чужим» досталось бы еще больше.

Эксперименты показали, что межгрупповая дискриминация возникает, даже когда собственные интересы личности совершенно не затрагиваются и не связаны с актом благоприятствования чужой группе, не существует никакого межгруппового соревнования и нет никакой предшествующей или актуальной враждебности между группами.

По мнению когнитивных психологов (Дж. Тэрнер), «группа — это совокупность индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той же социальном категории, достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и их членства в ней». Любая совокупность людей будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях.

Предлагаем ознакомиться  Определение морали в экономической сфере

Групповая сплоченность выступает как степень воспринимаемого сходства между собой и другими: поэтому разделяемые неудачи, успехи, опасности увеличивают групповую сплоченность, выступая в роли «общей участи» для людей данной группы. Конкурентное взаимодействие между группами подчеркивает, а кооперативное сотрудничество затушевывает воспринимаемые различия и границы между группами.

Самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт — упразднить различия между группами, поэтому кооперативное сотрудничество будет смягчать конфликт только в той степени, в какой оно достигнет этого результата. Когда общие цели будут осознаны участниками взаимодействия и на их основе возникнет межгрупповая кооперация, это не приведет автоматически к разрешению межгруппового конфликта — последнее будет зависеть от того, насколько взаимодействие способствует формированию единой, включающей в себя предыдущие, группы.

Дж. Тэриер считает, что если сохраняется межгрупповое деление, то межгрупповая кооперация может и не улучшить межгругиювые отношения, а когда непосредственная цель кооперации будет достигнута, сохраняющееся межгрунповое деление может вновь вызвать к жизни конфликт интересов и межгрупиовую враждебность.

Исследования показали, что действия, ведущие к к дискриминации, депривации — лишению благ, необходимых для жизнедеятельности своей группы, более важны для возникновения межгрупповой враждебности и включения в движение протеста, чем личная депривация. Таким образом, межгрупповое сравнение является важным фактором, влияющим на социальное поведение в групповом контексте.

Межгрупповая дискриминация тесно связана в концепции А. Тэшфела с цепочкой когнитивных процессов: «социальная категоризация — социальная идентификация — социальное сравнение — межгрупповая дифференциация — межгрупповая дискриминация».

Факт группового членства сам по себе обусловливает развертывание этих когнитивных процессов, неизбежно приводящих к межгрупповой дискриминации.

Члены доминантной группы демонстрируют большую тенденцию к социальной конкуренции. Но только до определенного предела — наиболее могущественные группы настолько уверены в своем статусе и обладают столь позитивной идентичностью, что могут себе позволить не проявлять социальной конкуренции к группе меньшинства. Угроза со стороны другой группы вызывает позитивные изменения в структуре группы, чувствующей себя в опасности.

Члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле. Акцент на внутригрупповом сходстве приводит к деиндивидуализации, выражающейся в чувстве собственной анонимности, что облегчает осуществление агрессивных действий по отношению к «врагам». Чем больше сходных элементов оформления внешности (одежда, прическа, раскраска лица), способствующих деиндивидуализации у членов племени, тем более оно агрессивно.

Члены двух групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть па самом деле. Часто культурные и языковые границы между этническими общностями трудно уловимы, но в ситуации конфликта эти различия воспринимаются как четкие, яркие, важные.

Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т.п.), т.е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции. Межгрупповые конфликты сопровождаются проявлениями «деиндивидуализации», т.е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а относятся к ним как к членам другой группы, которой приписывается негативное поведение.

Деиндивидуализация детерминирует усиление агрессивности к другим группам благодаря следующим способам:

  • — социальному, межгрупповому сравнению, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку («они злодеи, они глупые, они отсталые» и т.п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает», и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе («железный занавес»); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группами. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;
  • — групповой атрибуции, т.е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события». Объяснение причин событий резко различается для своей и чужой группы:
    • 1) положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины («мы поступаем правильно, потому что мы хорошие», «они поступают плохо, потому что они плохие»),
    • 2) негативное поведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, обстоятельствами. Так, нападения своей группы (негативное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами («нас вынудили обстоятельства»), а нападения противников объясняют внутренними причинами («они плохие люди»). Конструктивные положительные действия чужой группы оценивают как внешне обусловленные («у них не было другого выхода, обстоятельства вынудили их пойти на мировую») или порой воспринимаются как подвох, «военная хитрость» («что-то здесь не так, нельзя доверять их “миролюбивым” предложениям»). Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять действиями «чужой группы», которые «вредят нам, строят заговоры против нас».

На протекание этнического конфликта влияет и такая особенность восприятия социальной информации, как феномен «иллюзорной корреляции», когда такие два события воспринимаются людьми как тесно связанные между собой и способствующие этническому конфликту, хотя на самом деле связь между этими событиями либо вообще отсутствует, либо намного слабее, чем воспринимается.

Часто встречается особая форма каузальной атрибуции — атрибуция заговора, т.е. предполагается, что несчастья — это результат чьих-то действий, какого-то заговора, и прежде всего группового заговора «врагов», чужих групп или социальных и этнических групп меньшинств. Но почему на группы меньшинств возлагается ответственность за все несчастья какой- либо группы или всего общества?

Французский психолог С. Московичи предполагает, что это происходит потому, что любое меньшинство, даже не подозревая об этом, нарушает запреты, обязательные для каждого в том или ином обществе, т.е. своим стилем жизни, взглядами, действиями меньшинство выделяется от других, как бы бросает вызов большинству, что вызывает ненависть этого доминантного большинства.

Деятельностный подход к оценке межгруппового взаимодействия объясняет, что объективные условия, в которых существуют и взаимодействуют те или иные социальные группы, обусловливают развитие когнитивных процессов, которые в свою очередь влияют на межгрупповое поведение и взаимодействие. Объективно существующие отношения, взаимозависимость между группами определяют и актуальное межгрупповое взаимодействие.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector