ДЕТСКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (Часть 1)

Основные симптомы

Школьная тревожность является понятием довольно широким. Оно включает в себя различные аспекты эмоционального неблагополучия ученика, носящие устойчивый характер. Выражается школьная тревожность в повышенном беспокойстве, которое имеет место в учебных ситуациях, а также в классе. Ребенок находится в постоянном ожидании отрицательной оценки, которую ему дадут сверстники и педагоги, а также считает, что окружающие относятся к нему довольно плохо.

Но в целом тревожность в эти годы возникает из-за взаимодействия личности с жизненными вопросами. Это специфическое состояние, которое характерно для целого ряда ситуаций, возникающих в школьной образовательной среде.

Неадекватность ожиданий родителей

Большинство мам и пап уверены, что их ребенок будет отличником. В этом случае, если успеваемость школьника начинает хромать по тем или иным причинам, у него возникает внутриличностный конфликт. Причем чем более родители будут ориентироваться на получение их чадом самых высоких результатов, тем более выраженной станет тревожность ребенка.

Однако мамам и папам стоит иметь в виду, что нередко оценка – это не более чем результат отношения педагога к своему воспитаннику. Порой случается так, что ученик, приложив усилия, добивается определенных результатов. Однако учитель, исходя из сложившегося стереотипа, продолжает оценивать его знания как и прежде, не ставя более высокий балл. Таким образом мотивация ребенка не находит своего подкрепления и постепенно исчезает.

Плохие отношения с учителем

При определении школьной тревожности данный фактор считается многослойным. Прежде всего, негативное эмоциональное состояние может вызывать тот стиль взаимодействия с детьми, которого в большинстве случаев придерживается учитель. Помимо оскорбления детей и физического насилия повышенная тревожность у школьников возникает при применении педагогом рассуждающе-методического стиля ведения урока.

Предлагаем ознакомиться  Педант и педантичность — что это такое и хорошо ли быть педантичным

В этом случае как к сильным, так и к слабым ученикам предъявляются одинаково высокие требования. При этом учитель выражает нетерпимость к малейшим нарушениям дисциплины и склонен переводить обсуждение конкретных ошибок в русло оценки личности ребенка. В этих случаях ученики боятся выходить к доске, и их пугает сама возможность ошибки во время устного ответа.

Формирование школьной тревожности происходит и при завышенных требованиях педагога к ученикам. Ведь чаще всего они не соответствуют тем возрастным особенностям, которыми обладают дети. Исследователи отмечают, что некоторые учителя считают школьную тревожность положительной характеристикой ребенка. Педагоги полагают, что подобная эмоциональность свидетельствует об исполнительности ученика, его ответственности и заинтересованности в учебе. При этом они стараются искусственно нагнетать напряженность в классе, что на самом деле дает один лишь негативный эффект.

Порой диагностика уровня школьной тревожности выявляет ее в случаях избирательного отношения учителя к конкретному ребенку, что связывают с систематическим нарушением данным учеником требований поведения во время урока. Но стоит иметь в виду, что педагог, который постоянно обращает негативное внимание на ребенка, только фиксирует, усиливает и подкрепляет в нем нежелательные формы поведения.

Сложность в усвоении школьной программы

Учащийся не может справиться с объемом предлагаемого педагогом материала по разным причинам. Самыми распространенными из них являются:

  • повышенная сложность программы, которая не соответствует уровню развития ребенка;
  • педагогическая некомпетентность учителя и недостаточно развитые психические функции учащихся;
  • наличие синдрома хронической неуспешности, который складывается, как правило, в младших классах.

Смена детского коллектива

Этот фактор приводит к возникновению мощной стрессовой ситуации. Смена коллектива вызывает необходимость в установлении новых контактов с пока еще незнакомыми детьми. При этом конечный результат таких субъективных усилий заранее не может быть определен, так как в основном зависит от тех учащихся, из которых и состоит новый класс.

Предлагаем ознакомиться  Стеснительный мужчина что делать. Заинтригованы? Нажмите

Факторы риска

Для школьной образовательной среды характерны следующие признаки:

  • физическое пространство, отличающееся своими эстетическими особенностями, предоставляющее возможности для перемещения ребенка;
  • человеческие отношения, которые выражены схемой «ученик – педагог – администрация и родители»;
  • обучающая программа.

Первый из этих трех признаков считается минимальным фактором риска, влияющим на формирование тревожности у учеников. Тот дизайн, в котором выполнено школьное помещение, является самым небольшим стрессовым элементом. Однако результаты исследований утверждают, что в некоторых случаях негативная реакция возникает именно из-за того или иного дизайна образовательного учреждения.

Тревожность у детей школьного возраста более всего появляется из-за образовательных программ. Они и выступают теми социально-психологическими факторами, которые оказывают максимальное влияние на развитие этого негативного чувства.

Формированию и дальнейшему закреплению уровня школьной тревожности способствуют:

  • учебные перегрузки;
  • неадекватные ожидания родителей;
  • неспособность ребенка освоить учебную программу;
  • неблагоприятные отношения с учителями;
  • постоянный повтор оценочно-экзаменационных ситуаций;
  • смена детского коллектива или неприятие ребенка сверстниками.

Рассмотрим эти факторы риска подробнее.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector