Интерактивная сторона общения в психологии: основные понятия

Факторы и основные стили поведения

Эрик Бёрн, основатель такого направления, как транзактный анализ, выявил несколько способов поведения в момент контакта, а именно:

  • Родитель. Находясь в этой позиции, человек считает себя самым умным, он склоняется к мысли, что всё понимает и совсем не сомневается в своих действиях, решениях и силах.
  • Ребёнок. Обычно эмоционален, может совершать совсем нелогичные поступки, поддаваясь сиюминутному желанию.
  • Взрослый. Анализирует, пользуется логикой, старается реально смотреть на ситуацию и умеет порой сдерживать эмоции.

Каждый из нас периодически находится в каждой из этих ролей, но бывает, что в какой-то позиции «зависает», что предполагает больше вреда, чем пользы. Например, когда взрослый человек ведёт себя с детьми как ребёнок, безответственно, это провоцирует детишек брать на себя роль взрослого. Встречали таких не по годам развитых, серьёзных детей, лишённых детства?

Обычно в семьях с алкогольной зависимостью их можно наблюдать. Ведь забота как о младших братиках и сёстрах, так и «больных», пьяных родителях лежит на их маленьких плечиках.

Основные факторы интерактивной стороны общения в психологии

Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей.

Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности.

Он считал, что если личность хочет измениться и стать на кого-то похожей, простого наблюдения за кем-то недостаточно. Процесс пойдёт, если они вместе начнут что-то делать, тогда, контактируя и соприкасаясь своими истинными «я», они неосознанно будут влиять друг на друга.

Предлагаем ознакомиться  Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Сама структура совместной деятельности состоит из целей, то есть предполагаемых и ожидаемых идеальных результатов. Как вы уже знаете из статьи, про правильную постановку целей, каждая цель делится на задачи, чтобы было понятнее, как её реализовывать.

Следующий компонент структуры – мотив, то есть то, что движет всеми участниками, вдохновляет и даёт энергию на свершения. Затем идёт непосредственно само взаимодействие, и завершающим является, конечно же, сам результат общих усилий.

Итак, непосредственно факторы, благодаря которым личность развивается

  1. У каждой личности в арсенале имеется два типа взаимодействия – кооперация, то есть совместность, и конкуренция. Кооперация помогает достигать общих целей, получая необходимые результаты, соперничество же, наоборот, ориентировано лишь на удовлетворение собственных желаний и интересов.
  2. У каждого из нас во время контакта есть определённая роль, которой мы придерживаемся.
  3. Наше развитие контролирует общество. Ведь мораль разрабатывалась учёными для того, чтобы управлять социумом, такой себе регулятор их поведения. Точно так же законы и нормы поведения.

    Поэтому при встрече мы чаще всего улыбаемся друг другу и здороваемся.

  4. Зная эти нормы, человек постоянно соотносит с ними свои поступки и действия, ориентируясь как на образец.

Редко встретишь человека, который успешно избегает взаимодействия с людьми, как бы сильно ни старался, находясь в социуме – это невозможно.

А каждое соприкосновение с личностью другого подразумевает возникновение конфликтной ситуации.

  Как найти настоящую любовь?

Стороны общения в психологии

  • Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
  • Зачастую границы между ними довольно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
  • В психологии выделяют три ключевые стороны общения:
  • коммуникативная. Происходит непосредственный обмен информацией между участниками взаимодействия. Главным способом коммуникации является речь. С помощью речи люди делятся суждениями и точками зрения, обсуждают проблемы, разрешают вопросы;
  • перцептивная. На когнитивном уровне происходит процесс восприятия людьми другу друга. Во время беседы складывается суждение о собеседнике, которое основывается на рассмотрении его внешнего вида, мимики и, жестов голоса, поступков;
  • интерактивная. Непосредственное образование совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия определяется на основе действий и поступков, которые они совершают на данном этапе времени.
Предлагаем ознакомиться  Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»

Каждая сторона имеет ряд особенностей.

Сущность понятия «интерактивная сторона общения»

Интерактивная сторона общения обеспечивает организацию совместного взаимодействия собеседников на основе полученной информации.

Составляющими взаимодействия выступают субъекты общения; объект или объекты, на которые направлено взаимодействие, и конкретная ситуация, благодаря которой данное взаимодействие стало возможным.

В процессе взаимодействия субъектов общения могут влиять друг на друга, объединяться в команды для решения различных задач, узнавать друг друга.

Три аспекта общения

  • Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.
  • Часто границы между ними достаточно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.
  • В психологии принято выделять 3 основных стороны общения:
  1. Коммуникативная. Непосредственно обмен информацией между участниками взаимодействия. Основной способ коммуникации в обществе — речь.

    Посредством речи люди делятся мнениями и взглядами, обсуждают проблемы, решают вопросы.

  2. Перцептивная. Процесс восприятия людьми другу друга на когнитивном уровне. Во время разговора формируется мнение о собеседнике, основанное на анализе его внешности, жестов и мимики, голоса, поступков.
  3. Интерактивная.

    Непосредственная организация совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия устанавливается на основании поступков и действий, которые они совершают в текущий момент времени.

Характеристика и примеры

Каждая сторона обладает определенными характерными особенностями.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector