Деловой этикет: 44 основных правила делового общения

До звонка и в начале беседы:

  • Заранее подготовьтесь к разговору, чтобы уточнить сразу всю нужную информацию и не перезванивать по этому же вопросу.
  • Не ждите ответа «до победного». После 5-6 гудков уже стоит отключиться. Скорее всего, собеседник занят.
  • Если вы не знаете, кто взял трубку, спросите: «Могу ли я услышать Ивана Ивановича?»
  • Уточните, удобно ли собеседнику сейчас говорить. Возможно, он за рулем или на переговорах. Если собеседник отвечает, что сейчас занят, уточните, в какое время можно перезвонить. Не просите перезванивать, если вам этого не предложат.
  • Отведенное деловым этикетом время для телефонных звонков – с 9 утра до 9 вечера.
  • На личный номер по рабочим вопросам звоните только в случае крайней необходимости.
  • Берите трубку после 2-3 звонков. Не заставляйте собеседника ждать. Но и нестись к трубке после первого же звонка не обязательно.
  • Поздоровайтесь. Никаких «алло» и «слушаю». Только «здравствуйте» или «добрый день (вечер)». Можно добавить название компании: «Добрый день, компания Успех», и ваше имя: «Добрый день, компания Успех», Юлия». Если вы звоните кому-то сами, обязательно представьтесь: «Здравствуйте, это Константин, я работаю над дизайном сайта Вашпроект.ру».
  • Звонок поступил в неудобное время? Извинитесь и скажите, что перезвоните через час (после 17, завтра, в среду утром и так далее).

В конце разговора:

  • Оборвалась связь? Если вы говорили с клиентом, перезвоните в любом случае. Даже если изначально звонил клиент, а не вы ему. В остальных случаях перезванивает инициатор звонка.
  • Будьте кратки. Телефон хорош для быстрого обсуждения вопросов – минут на 5. Если тема требует длительного обсуждения, рассмотрите вариант переговоров по e-mail, Skype или личной встречи.
  • Хорошим тоном является после разговора отправить собеседнику письмо с кратким изложением того, о чем вы договорились. Это поможет избежать разногласий и недопонимания.
  • Не забудьте попрощаться в конце разговора. Как ни странно, многие забывают об этом элементарном правиле вежливости и просто кладут трубку. Не надо так.

Предлагаем ознакомиться  Современного этикета: главный принцип, современный речевой этикет, проблемы и дифференциация

В процессе разговора:

  • Если вам нужно поставить разговор «на удержание», спросите собеседника, можно ли это сделать. Возможно, лучше перезвонить позже. Не заставляйте ждать больше минуты.
  • Громкую связь включайте только с согласия собеседника. Убедитесь, что никакие посторонние шумы не будут мешать разговору. Объясните, зачем это надо (например, ваш коллега, который тоже участвует в проекте, хочет присоединиться к обсуждению).
  • Не занимайтесь посторонними делами во время беседы. Не будем говорить, что не стоит хрустеть чипсами или прихлебывать чай. Но печатать на клавиатуре или просматривать посторонние документы тоже не стоит. Проблема не только в том, что ваши действия прекрасно слышно – они еще и отвлекают вас от разговора.
  • Будьте готовы что-то записать. В панике искать карандаш и блокнот, приговаривая «подождите минуточку, да где же эта ручка, еще секундочку, почти нашел» – не лучший вариант.
  • Найдите спокойное место. Перекрикивать шум автомагистрали или громогласного коллегу в офисе – неприемлемо.
  • Активно слушайте. Собеседник вас не видит и не понимает, слушаете вы его внимательно или же безучастно смотрите в окно. Время от времени говорите что-то вроде «понятно, «да», «так», «ага», «ясно» – чтобы на другом конце провода поняли, что вы внимательно слушаете.

Зачем нужен этикет?

Правила делового общения возникли не просто так:

  • Они упрощают коммуникацию.
  • Позволяют избежать недопонимания и конфликтов.
  • Если вы соблюдаете этикет, клиенты и партнеры воспринимают вас как профессионала, с которым надежно и комфортно работать.

Кроме того, система правил всегда подскажет, как вести себя в нештатной ситуации на работе. Поэтому эти нормы стоит знать и придерживаться их.

Ключевые принципы делового этикета


Основные принципы делового этикета носят нематериальный характер, и, как правило, озвучивать их нет необходимости. В большинстве случаев люди, вступающие в деловые отношения, уже знают и принимают действующие нравственные нормы взаимодействия, а также придерживаются общих моральных ценностей.

Предлагаем ознакомиться  Глава 6. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (интерактивная сторона общения) — Студопедия

Кодекс норм делового этикета, установленных в компании, определяется стилем и методами руководства, сформировавшейся корпоративной культурой и традициями, а также сферой деятельности. Вместе с тем, основы делового этикета являются неизменными и постоянными для всех организаций. Речь идет о следующих принципах:

  1. Уважительное отношение к руководству, коллегам и подчиненным вне зависимости от действующей иерархии и занимаемых должностей.
  2. Субординация, которая обеспечивает беспрепятственное и оперативное прохождение решений руководства к исполнителям и обратной связи от них.
  3. Пунктуальность и обязательность, без которых планирование и правильное распределение рабочего времени всех участников бизнес-процесса становится невозможным.
  4. Умение последовательно и кратко формулировать свои мысли, а также грамотно излагать их содержание в письменном виде. Благодаря четким, однозначным формулировкам, а также соблюдению правил орфографии, вы сможете проще понять друг друга и свести к минимуму риск возникновения конфликтных ситуаций.
  5. Владение основными правилами делового этикета. Ключевую роль играет умение правильно вести себя с членами коллектива и бизнес-партнерами, а также соблюдение норм поведения не только в деловом общении, но и в неформальной обстановке.
  6. Конфиденциальность. Не рассказывайте никому сведения, о которых вы узнали в процессе личного общения или в ходе исполнения служебных обязанностей. Распространение сплетен в деловом сообществе не приветствуется. 

Правила деловой переписки

  • Будьте кратки и точны. Избегайте формулировок, которые можно понять двояко.
  • Одна тема – одно письмо. Не смешивайте разные вопросы.
  • Не отправляйте письмо без темы – это резко уменьшает его шансы быть прочитанным. Тема должна отражать суть письма. Формулируйте тему кратко, чтобы ее полностью было видно без открытия письма.
  • Будьте кратки. Объемные письма читать тяжело. И не хочется.
  • Конфиденциальную информацию в письме отправлять нельзя. Все, что вы отправляете через интернет, может стать достоянием широкой общественности.
  • Структурируйте текст, не пишите «сплошной стеной». Разбивайте письмо на абзацы. Используйте списки. Выделяйте жирным шрифтом важную информацию. Все эти функции есть в почтовых программах.
  • Отвечайте быстро. Чем быстрее, тем лучше. Если для ответа нужно время (например, необходимо сначала просчитать бюджет проекта) – предупредите собеседника об этом.
  • Если в переписке участвуют несколько человек, отвечайте всем, а не только отправителю.
  • Обращение по имени всегда лучше, чем просто «добрый день». Если в письме указано имя, обязательно обратитесь к адресату лично: «Добрый день, Евгения». Но будьте очень аккуратны с написанием имени! Помните, что есть Наталья и Наталия, Алеся и Олеся, Катерина и Екатерина – и еще много имен, в которых легко ошибиться.
  • Не допускайте ошибок. К счастью, во многие почтовые программы сейчас встроена проверка орфографии.
  • Укажите в конце письма свои контакты. Обычно их можно настроить в шаблоне почты – контакты будут добавляться в письмо автоматически.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector