14) Механизмы соц перцепции.

Введение

Перцептивная функция общения объясняет восприятие и понимание другого
человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и
взаимодействия. В акт общения включаются и работают все психические процессы. С
их помощью воспринимаются и оцениваются индивидуальные особенности психики и
поведения людей.

Социальная перцепция предполагает не только понимание и
принятие целей, мотивов, установок партнера по общению, но и рассматривает,
как, каким образом он воспринимается. В процессе межличностной перцепции люди,
по мнению С.Л.Рубинштейна, как бы «читают» мысли другого человека. Это с одной
стороны.

С другой — чем более полно раскрывается иной человек, тем более полным
становится представление о самом себе. В ходе познания другого человека
одновременно осуществляется несколько процессов: и его эмоциональная оценка, и
попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия собственного
поведения.

Результат процесса социального восприятия определяется тем, как была
воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, в зависимости от этого им
будет применен тот или иной механизм социального познания.

Подробное изучение структуры и механизмов социальной перцепции позволяют
лучше понимать закономерности, которые работают в социальной среде в процессе
взаимодействия людей общения.

Цель исследования — рассмотреть структуру и механизмы социальной
перцепции.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

.        Ознакомиться с работами отечественных и зарубежных авторов по
проблеме социальной перцепции.

.        Определить структуру перцептивного процесса.

.        Дать анализ механизмам социальной перцепции

Объект — социальная перцепция, как социально-психологический аспект
взаимодействия.

Предмет — структура и механизмы социальной перцепции.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что подробное
изучение социальной психологии и социальной перцепции, как ее аспекта позволяют
лучше понимать механизмы, которые работают в социально среде.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, которая
подразделяется на 2 главы, заключения, глоссария, списка использованных
источников и приложения.

Структура социальной перцепции

.1       Понятие социальной перцепции

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в
том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой
мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других,
а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения,
складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют
совместную деятельность.

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в
ходе разработки т.н. нового взгляда на восприятие. В начале под социальной
перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже
исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько
иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так
называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди,
социальные группы, большие социальные общности.

Перцепция — теоретическое понятие, характеризующее искусственно
выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления
человеком Мира.

Социальная перцепция — сложное, многосоставное понятие, пытающееся
объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.

Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом
подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь
затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

·        собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;

·        интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и
ожидаемых последствий;

·        эмоциональную оценку;

·        построение стратегии собственного поведения.

Процесс социальной перцепции может быть представлен в виде схемы.
(Приложение А)

Социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный
за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает
восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными
характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Предлагаем ознакомиться  Зуд на нервной почве, чесотка: симпотмы, лечение

По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для
построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит
поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему
наблюдатель. Мы сами формируем отношение к нам других людей. Социальная
психология в очередной раз выступила в роли научного обоснования расхожего
знания.

1.2     Структура социальной перцепции

Традиционно принято выделять три составляющие социально перцептивного
процесса: субъект, объект и ситуация восприятия — и искать факторы
эффективности внутри каждого из них. Но, используя эти составляющие, социальные
психологи сами себя загоняют в ловушку, так как совершенно очевидно, что любой
момент человеческого общения есть процесс субъект-субъектный: ни в какой
ситуации партнер по общению не может находиться в позиции объекта и в качестве
наблюдаемого лица он все равно остается «лицом», то есть субъектом.
Поступим проще, выделим в качестве составляющих социальной перцепции:

.        партнера-наблюдателя,

.        партнера-наблюдаемого и

.        ситуацию (контекст).

.2.1    Наблюдатель: особенности и источники ошибок

Каждый из структурных компонентов является «узким местом» с
точки зрения адекватности процесса социальной перцепции, можно даже сказать —
ее эффективности. И каждый можно проанализировать именно с этой точки зрения.

Давайте обратимся к понятию замысла, которое в данном случае соотнесено с
наблюдаемым. И это логично: занимая в акте социальной перцепции более
пассивную, на первый взгляд, позицию, именно наблюдаемый является автором
сообщения. В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в
качестве замысла — истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые
должен воспринять и понять наблюдатель. Критерием эффективности будет адекватное
этому замыслу поведение наблюдателя.

Что же может помочь наблюдателю построить такое поведение? Перечислим
основное.

Ø  Высокий культурный уровень, позволяющий на основе
собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в
их соотношении с личностными особенностями: «Знаю, что за этим может
стоять».

Ø  Высокий рефлексивный уровень, позволяющий развести свои
профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и установки и
реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым: «Я знаю, что
надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я обычно привык это делать».

Ø  Высокий интеллектуальный уровень, позволяющий отойти от
эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним
сходством моего и его поведения могут стоять различные причины».

Ø  Высокий уровень личностной зрелости, позволяющий развести
свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека:
«Мой партнер и мои чувства по отношению к нему — это не одно и то
же».

Ø  Обширный репертуар поведенческих реакций, позволяющий
реализовать адекватное данной ситуации общения поведение: «Я знаю, как
вести себя именно в этой ситуации».

В социальной психологии область изучения свойств наблюдателя, влияющих на
адекватность восприятия, достаточно широко проработана. Исследованию
подвергнуты различные качества наблюдателя: пол, возраст, профессия, личностные
особенности, самооценка и т.д. Выявлены некоторые возрастные особенности
развития социально перцептивных процессов.

Так, у детей сначала формируется
способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по мимике, затем — по
жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения
отношений формируется лишь в подростковом возрасте. А.А. Бодалев в своей книге
приводит данные о влиянии профессии на особенности восприятия.

Существенно влияют на результат социальной перцепции психологические
особенности наблюдателя. Е. Мелибруда назвал образ «Я» и самооценку
психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие
на взаимоотношения людей: «Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и
убеждения относительно самого себя, которые имеют отношение как бы к тем
внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно
говорить.

Предлагаем ознакомиться  17 самых добрых пожеланий, в стихах и прозе (на каждый день)

Я подразумеваю также и оценки, которые человек выносит своим, скрытым
от других, но доступным ему самому особенностям, и те ощущения, которые он до
конца не осознает, но которые беспокоят и волнуют его. Нередко именно эти
элементы образа «Я», от которых человек хочет избавиться, вытеснить
их или вовсе забыть, становятся источником трудностей и проблем в восприятии и
понимании окружающих людей».

Более подробно влияние психологических свойств наблюдателя на процесс
социальной перцепции мы рассмотрим, анализируя механизмы восприятия и понимания
людьми друг друга.

.2.2 Наблюдаемый: важнейшие источники информации

Наблюдаемый — автор сообщения, которое предстоит воспринять, понять,
интерпретировать наблюдателю, — давно является объектом пристального внимания
социальных психологов. Как происходит считывание текста? Какие характеристики
внешности и наблюдения наиболее важны с точки зрения восприятия и понимания?
Какие психологические особенности стоят за этими характеристиками и откуда это
известно наблюдателю?

В момент восприятия наблюдаемый предстает для наблюдателя в качестве
некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в той
или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и
состояния. Признаки, или, как их еще принято называть, «перцептивные
крючки», которые для данного человека являются известным социальным
шифром.

Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие
близкие люди, некоторые — он сам, иные он присвоил в процессе общения с
образцами своей культуры. Эти «крючки» частично интернациональны: их
трактовка практически одинакова в различных культурах и сообществах. В своей
основе это те признаки, которые расшифровывают нам базовые эмоции человека:
радость, страх, боль и т.д.

Какие же признаки — «крючки» наиболее важны для восприятия
человека? При ответе на этот вопрос мы будем вынуждены опираться в основном на
европейские и американские исследования, экстраполируя результаты на российскую
среду, так как отечественных исследований в этой области очень мало.

.        Человеческое лицо — наиглавнейший источник информации о
воспринимаемом человеке. При этом из всех параметров для нас важнейшими
являются мимика и глаза. Микродвижения мимических мышц лица способны передать
широкую гамму чувств и переживаний. Наиболее важную и «честную»
информацию мимика дает о состояниях человека: он весел, печален, зол, тревожен.
В плане же трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма
ограничены.

Говоря о лице, как не вспомнить о физиогномике, древней науке,
«умеющей» читать человека, его особенности, прошлое, настоящее и
будущее по конфигурации черт лица. Одна из первых физиогномических систем
появилась в Китае в III веке до н.э. Для чтения лица было разработано более 100
карт.

В послевоенные годы довольно популярным направлением исследований в
социальной психологии было создание каталогов жестов и поз, типичных для той
или иной культуры.

О позах как средстве выражения экспрессии написано в последние годы очень
много. Подчеркнем лишь, что лучше всего изучен набор поведенческих реакций
(поз, жестов), которые выражают отношение к партнеру по следующим параметрам:
избегание — приближение, открытость — закрытость, доминирование — подчинение.
Например, о близости или формальности контактов говорит физическая дистанция
общения.

.        Походка человека

В русском языке есть множество определений походки, которые прямо
указывают на род занятий, психологическое состояние и даже психологические
особенности ее исполнителя: развязная, усталая, окрыленная, утонченная,
уверенная.

.        Голос и речь человека

С одной стороны, каждый человек обладает уникальным, неповторимым набором
голосовых и речевых особенностей: интонация в сочетании с громкостью и длиной
фраз, характерные паузы и вкрапления в речь… С другой стороны, очень многие
параметры голоса несут социально значимую информацию, помогающую
«расшифровывать» его владельца в ситуации общения.

Предлагаем ознакомиться  Как вежливо расстаться по смс?

социальный перцепция
стереотип самоподача

1.2.3  Перцептивные ситуации

Итак, воспитываясь в определенней культурной и национальной среде,
ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых
принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится
«считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью
которых можно их понять и оценить.

Естественно, что при этом наиболее полно,
точно воспринимаются те особенности другого, которые «встроены» в
цели и задачи общения, обладают ценностью для самого наблюдателя. Результат
процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и
интерпретирована наблюдателем ситуация, в зависимости от этого им будет применен
тот или иной механизм социального познания.

В современной социальной психологии выделено и изучено несколько
механизмов социального познания, которые могут быть разнесены по трем группам в
соответствии с социальной ситуацией, в которой они обычно используются.

.        Ситуация 1 — ролевого, межгруппового взаимодействия, в которой
партнер воспринимается как носитель определенной роли, принадлежащий к некой
социальной группе. В этой ситуации, как правило, ставится задача присвоения ему
определенных признаков, на основе которых может быть построен поверхностный,
первичный контакт.

Ситуация может быть определена как монологическая,
объектная, так как другой человек воспринимается здесь сквозь призму социально
выработанных ролевых и межгрупповых представлений, обобщений. Механизмы
восприятия, соответствующие этой задаче, — схемы первого впечатления,
стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм.

.        Ситуация 2 — межличностного взаимодействия, требующая не просто
категоризации воспринимаемого, соотнесения его с определенной группой или
ролью, но и понимания, установления доверительных отношений в процессе общения
или совместной деятельности. Ситуация может быть определена как диалогическая,
ориентированная на взаимопонимание. Механизмы понимания — идентификация,
эмпатия, аттракция, социальная рефлексия.

.        Ситуация 3 — достаточно специфическая, связанная с
возникновением непонимания партнера, прежде всего того, с которым
предполагается установить определенные отношения или наладить совместную деятельность.
Непонимание предполагает анализ причин поведения, соответственно механизм
социального познания, применяемый в такой ситуации, — причинно-следственное
приписывание, или каузальная атрибуция.

Обратимся к более подробному описанию этих механизмов

Заключение

Заканчивая рассмотрение социально перцептивных аспектов общения, подведем
некоторые итоги.

Социальная перцепция — многофункциональный психический процесс, который
предполагает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его
личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе
его поступков.

В структуре социальной перцепции выделяются наблюдатель, наблюдаемый и
социальная ситуация общения; каждый из структурных компонентов влияет на
успешность социально-перцептивного процесса. Среди наиболее важных, с точки
зрения успешности, характеристик наблюдателя выделяются: возраст, профессия,
состояние самооценки и содержание «Я-образа», социально перцептивные
умения и навыки.

Наблюдаемый — автор перцептивного сообщения, он формирует его
с помощью набора экспрессивных средств, имеющих культурное и индивидуальное
значение: мимики, дистанции, контакта глаз, пантомимики и др. В соответствии с
социальной ситуацией общения для осуществления социальной перцепции
наблюдателем могут быть использованы различные механизмы социального познания.

В ситуации межгруппового восприятия используются типовые схемы первого
впечатления, стереотипизация.

В ситуации межличностного понимания — идентификация, эмпатия, аттракция,
социальная рефлексия.

В ситуации непонимания для решения проблем, возникающих в совместной
деятельности, используется механизм каузальной атрибуции. Это механизм
причинного приписывания, задающий определенные схемы и типовые ошибки
восприятия поступков партнера по общению. Он выполняет важные адаптивные
функции. Для наблюдаемого процесс его восприятия партнером по общению предстает
как действие самоподачи, которая в зависимости от целей общения может быть
искренней или управляемой и манипулятивной.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector