Понятие, виды, структура педагогического общения. Педагогическое общение как взаимодействие, барьеры педагогического общения, конфликты в педагогическом общении. — Студопедия

. Формы организации изучения музыкальных дисциплин. Типы и виды уроков музыки.

Форма – внешнее
очертание, наружный вид.

По отношению к
обучению форма:
1. Как форма обучения, 2. Как форма
организации обучения.

Форма обучения
– внешняя сторона организации учебного
процесса: групповая форма, индивидуальная
форма, коллективная форма, аудиторная
и неаудиторная, классная и внеклассная,
школьная и внешкольная форма.

Форма организации
обучения
представляет собой конструкцию отдельного
звена, процесса обучения: урок, лекция,
семинар, факультативные занятия, экзамен,
концерт, экскурсия и т. д.

Урок классифицируется:
— индивидуальные, групповые, лекции,
консультации, концерты, диспуты и т. д.;
— вводный, ознакомление новых знаний,
закрепление, повторение и обобщение,
контрольный урок; — комбинированный и
моно урок.

Виды моно урока:
1 урок — в соответствии с основными видами
муз. деятельности — импровизации, урок
подбора по слуху, урок сочинения музыки,
слушание музыки, урок аккомпанирования,
урок чтения нот с листа; 2 урок – как
критерии содержания учебной работы –
аппликатурный, урок работы над
инструктивным материалом, урок работы
над полифонией, над крупной формой, над
кантиленой, урок – гамма;

3 урок – этапы
освоения муз. содержания, моно уроки
бывают – урок разбора произведения,
урок углублённого изучения произведения,
урок создания целостной структуры
произведения, урок проверки полученных
знаний, умений и навыков процессе
исполнения произведения. Использованные
методы обучения – информационный,
инструктивно – технический, наглядный,
проблемный.

Комбинированный
урок посвящён
решению некоторых дидактических задач:1
– организационный момент или организационно
– психологическая настройка на урок
занимает не более 3 – 5 мин.; 2 – подготовка
исполнительского аппарата к работе; 3
– проверка домашнего задания; 4 –
изучение домашнего материала; 5- повтор
пройденного материала = 5 мин. проведение
итогов урока.

. Педагогический такт педагога-музыканта и условия его развития.

ТАКТ-
прикосновение; это нравственная категория
основанная
на принципе гуманизма и проявляющаяся
в сложных и противоречивых ситуациях
в виде сохранений человеческого
достоинства. Часть педагогического
мастерства.

Педагогический
такт
— обозначает
не только св-ва личности педагога,
но и предполагает
наличие умения подбирать правильный
подход к каждому ученику. Педагогический
такт
— это мера
педагогики целесообразного воздействия
педагога
на учеников и умение устанавливать
прадуктивный стиль общения.

Проявляется
в уравновешенности педагога и предполагает
доверие к ученику. Это показатель
культуры общения педагога
и проявление
в четкости, корректности, строгости
общения. Вне класса

непринужденность, задушевность, доверие,
гибкость
поведения. Умение пользоваться ролевыми
позициями.
Их 4: 1.

Позиция
родителя(
пристройка сверху) педагог
демонстрирует независимость и берет
ответственность на себя. 2.
Позиция «дитяти»
(пристройка снизу) проявляется
как неуверенная, подчиняемая личность.
3. Позиция
взрослого
(пристройка рядом) выражается в умении
считаться с ситуацией, понимание др
люд. 4.

Позиция
неучастия
(отстраненность на уроке; все течет
своим чередом). Выбор позиции зависит
от ситуации, цели
урока. Деловой уровень общения, так же
проектирует в ученике равнопр партнера.
Позиция
дитяти

развитие
самостоятельности
ребенка. Позиция
родителя

тормозит
развитие
и приводит к конфликтам.

Условия развития
пед такта:

1. Знание
психологического
возраста и индивидуальных
особенностей
современных детей.

2. Знание основ
моралей и умение видеть нравственность
в поступках.

3. Знание способов
воздействия
на уч-ся.

4. Формирование
выдержки, самообладание педагога и
творческий
подход к анализу нужного опыта.

5. Развитие
педагогической
техники и чувство юмора.

6. Развитие
коммуникативных умений ( чтение по
лицу).

. Убеждение как способ коммуникативного воздействия педагога-музыканта на обучающихся

Следует
различать убеждение
как систему знаний, взглядов и норм
поведения и убеждение как способ их
формирования. С помощью убеждения
формируют новые взгляды, отношения или
изменяют неправильные взгляды и
отношения. Формами
убеждения
могут быть диспуты, дискуссии, беседы,
рассказ учителя, личный пример.

Предлагаем ознакомиться  Как нам перестать переживать и накручивать себя по любому поводу, чтобы начать жить полной жизнью

Чтобы
убеждение как метод взаимодействия
было максимально действенным, оно должно
удовлетворять целому ряду
требований:
— содержание и форма убеждения должны
отвечать уровню возрастного развития
личности (в младшем школьном возрасте
на примере сказок, былин, фантастических
рассказов, дальше на примерах изучения
реального мира, изучения духовного мира
человека);


убеждение должно строиться с учетом
индивидуальных особенностей воспитываемого;
необходимо знать истинную жизненную
позицию школьника;


убеждения должны содержать как обобщенные
положения (принципы и правила), так и
конкретные факты, примеры; в младшем
школьном возрасте велика роль
наглядно-образного материала;

— при
убеждении часто бывает необходимо
анализировать факты поведения, которые
одинаково известны собеседникам; это
помогает парализовать возможные
сомнения  как в действительности
самого факта, так и в истинности
выдвигаемого общего положения, вывода:


убеждая других, воспитатель должен
глубоко верить в то, что он сообщает.

К
условиям эффективности убеждающего
взаимодействия относятся:
— обеспечение силы взаимодействия,
которая определяется его содержанием
и авторитетом убеждающего. Чем лучше
ученик относится к учителю, тем лучше
он принимает его убеждения; — учет при
построении убеждения особенностей
психического склада убеждаемого.

Для
этого педагогу надо знать тип нервной
системы воспитанника, представлять
зону его ближайшего раз­вития в
обучении и воспитании. Например, ребенок
имеет сильный неуравновешенный тип
нервной системы. У него преобладает
процесс возбуждения над процессом
торможения. Воспитателю следует построить
убеждение таким образом, чтобы оно не
вызывало дополнительных  эмоций, не
способствовало бы усилению силы
возбуждения; — учет интеллектуально-эмоционального
состояния убеждающего и убеждаемого в
момент их взаимодействия.

Метод
убеждения будет действенным только при
условии един­ства в нем мысли, чувства
и волевого стимулирования. В его
при­менении целесообразно следовать
структуре
убеждения:
знания – ­чувства (эмоции) — поведение.
Первые два компонента невозмож­но (и
не нужно) отделять друг от друга.

Обращаясь
к рациональ­ному в ученике, вооружая
его знаниями, учитель продумывает, как
придать передаваемым знаниям большую
силу эмоциональ­ного воздействия.
Большое значение имеет аргументированность,
доказатель­ность выдвигаемых положений,
взволнованность педагога, его убежденность
в правильности своих слов, готовность
защищать свои взгляды.

Восприятие и понимание личности ученика учителем

Восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) — это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований. Понятия, формирующиеся у учителя, способствуют регуляции его поведения и деятельности в отношении учащихся.

На основе действия механизмов обратной информации он получает знания об объекте общения, о протекании общения, что и обеспечивает ему поиск новых, более совершенных способов общения. Повышение уровня понимания детей способствует выбору видов и количества педагогических воздействий, число которых уменьшается, а качество возрастает; увеличивает качество положительных оценочных воздействий и уровень педагогической оценки личности учащегося независимо от типа успеваемости.

Информационная функция

Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе.

Историческая сторона вопроса

Педагогическое общение можно рассматривать как «рапорт», т.е. установление близких межличностных отношений, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств; установление доброжелательной, дружественной атмосферы между субъектом и объектом, максимально обеспечивающей эффективный процесс обучения и воспитания, интеллектуального и психического развития человека, сохраняющего индивидуальность и неповторимость личностных особенностей.

Рассматривая педагогическое общение, Я.А. Коменский видел в нем школу радости для детей и учителя. П.П. Блонский, А.В. Луначарский, С.Г. Шацкий (20-е годы) рассматривали коллективное сотрудничество как основу общения. А.С. Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику. В.А.

Предлагаем ознакомиться  Дети не слушаются воспитателя. Что делать?

Сухомлинский педагогическое общение представлял как виртуозное владение словом как самым сильным источником воздействия на ум и сердце воспитанника. Он придавал особую важность сохранению детского доверия и уважения к слову учителя. Белорусский классик Я. Купала рассматривал возможности поэтического общения как средства воздействия на чувства и сознание людей.

В 80—90-е годы в педагогике обозначился личностный подход, т.е. равенство позиций учителя и ученика в общении. Практика такого педагогического общения характерна для целой плеяды педагогов-экспериментаторов (В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.), ученых-педагогов, психологов (Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, И.И.

Рыдановой и др.). Процессы демократизации, гуманитаризации образования и гуманизации школы и всего общества обусловили поворот к личности ребенка, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Педагогическое общение призвано обеспечить глубокое уважение к личности ребенка как к потенциальному носителю разумного, духовного, творческого и осуществляться на уровне детского восприятия и понимания, обеспечивать демократизацию отношений и личности, ее саморегуляцию, условия быть как объектом, так и субъектом собственного воспитания и развития, духовного совершенствования и возвышения.

Можно отметить исторически обусловленное изменение целей и задач педагогического общения как социально-педагогического процесса. Педагогическое общение имеет ряд функций, отражающих его содержание и обусловленных ему присущими закономерностями, ролью в педагогическом процессе, изменениями в социально-экономической и политической сфере общества, реформированием школы.

Понятие и функции педагогического общения

Тазаян Арменуи Анна

Понятие и функции педагогического общения

Понятие педагогического общения, его функции

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися(А. А. Леонтьев)

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся(Л. Д. Столяренко)

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально важные качества педагогического общения:

1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2. способность к эмпатии и пониманию людей;

3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;

4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;

6. способность к спонтанности (неподготовленной)

коммуникации;

7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8. хорошие вербальные способности;

9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.

Функции педагогического общения:

— познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;

— эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со-общаемому и собеседнику;

— воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

— регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

— функция само актуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;

— коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.

— интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

— перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности

Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров»общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.Затруднение в общении и деятельности – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя»

Предлагаем ознакомиться  Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

в реализации прогнозируемого(планируемого)общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения, непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д.Статусно-позиционно-ролевая область затруднений.

Эта область затруднений в общенииобусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.

Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками.

Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.

Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения(как учителя, так и учеников)

чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем,что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя, ученика(студента)и их принятия друг другом.

Как отмечает Е. А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненногообщения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др., негативно влияющих на общение.

Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направление на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.

Функции пед. общения:познание личности как педагога, так и уч-ка; обмен информацией, создание условий для развития положит. мотивации учебно-воспитательного процесса; организация деят-ти; обмен ролями (общение через роли, образование социального поля деят-ти личности и программирование у личности того или иного шаблона поведения; сопереживания – обеспечивают условия для понимания чувств др. ч-ка, для формирования способностей поддерживать точку зрения другого ч-ка; самоутверждение в общении проявляется в осознании учеником собственного личного «я»

в ощущении личностной значимости и формировании адекватной самооценки учеников.

2 стороны в общении — отношения и взаимодействия, спец. стили отнош.с учеником: положительный (устойчивый, ситуативный, неустойчивый, отрицательный (устойчивый, ситуативный)

Взаимодействие между учеником и учителем,3 стиля: авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей,демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива, такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив. самоуправление. в коллективе,либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).

Структура проф. пед. общения(Кан-Калик)

: 1 этап прогностический – моделированиепедагогом предстоящего общения с учащимися. 2 этап – «коммуникативная атака»— организация непосредственногообщения в момент начального взаимодействия (быстрое включение ученика в работу). 3 этап – управлениеобщением – умение педагога поддерживать инициативу ученика, умение организовывать диалогическое общение.

; 2.Общение-дистанция (организация деят-ти ближе к авторит. стилю, что снижает общий творческий уровень); 3. Устрашение; 4. Заигрывание (3 и 4 фрагментарно можно использовать); 5. Увлечение совместной творческой деят-тью, самый продуктивный, в его основе — положительное устойчивое отношение к детям, к профессии, стремление совместно решать вопросы учебно-воспитательного процесса.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector