Основные правила психологического консультирования

Что делать?

Переформулируйте на вопрос: В каком случае моя помощь будет неэффективной для клиента?

Примеры ответов специалистов, которые ко мне обращались: если я буду не в ресурсе…, если я не буду стремиться к самореализации…, если я не смогу технически организовать процесс консультации… и прочее.

Смысл в том, что все ответы про самого специалиста, а к клиенту они не имеют никакого отношения! Поэтому ответ на данный вопрос и есть решение, это и надо сделать.

Страх № 1 а вдруг все узнают, что …

Продолжите ответом: узнают что?

Многие специалисты отвечали мне: узнают, что у меня нет опыта работы…, что по данной проблеме я еще ни разу не консультировала…, что именно по этому запросу у меня нет дополнительного образования…, что в 2020 году 5 мая я«неудачно» провела консультацию с клиентом… и прочее.

Как вы понимаете, страхи эти иррациональны, но очень мешают эффективно оказывать помощь клиентам.

Возможности онлайн — консультирования

Многие специалисты выбирают именно такой формат работы, предпочитая его очным консультациям, потому что:

  • онлайн-консультирование дает возможность принимать людей из самых разных городов и стран;
  • расширение клиентской базы;
  • такая форма работы позволяет консультанту обрести уверенность в своей работе, особенно в начале практики. Есть возможность подготовиться, подумать и даже заглянуть в материалы перед ответом клиенту;
  • некоторые формы онлайн-консультирования дают возможность консультанту подробно изучить ту работу, которую он провел, что расширяет возможности супервизии и самосупервизии (письма, переписка, аудиозаписи и пр.), могут быть проанализированы на предмет поиска ошибок, альтернативных путей работы с клиентом;
  • процесс и результат онлайн — консультирования менее травматичен для консультанта (попытки помощи, оцениваемые консультантом как «неудачные», переживаются менее болезненно и не оказывают такого влияния на самооценку и желание продолжать работу с клиентами).

Проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, оказывающие консультативные услуги онлайн

Во — первых, у большинства специалистов вообще нет понимания как правильно проводить онлайн — консультацию, какова ее структура, с чего начать и какие шаги предпринять дальше, как завершить консультацию. Этому не учат в институте при получении базового образования.

Предлагаем ознакомиться  Как умереть спокойно - wikiHow

Все дополнительные образовательные программы также в основном оснащают специалистов подходами, техниками, методами, но не технологией их применения в онлайн — формате. В итоге психологи, коучи, астрологи проводят свои консультации «как получится» и потом испытывают неудовлетворение от своей деятельности и чувство вины перед клиентом.

Во — вторых, многие специалисты боятся переходить на онлайн-формат. У них есть большой опыт очного консультирования, но они боятся заниматься своей деятельностью в онлайне. Страшно, что не получится помочь клиенту. Страшно, вдруг будут технические неполадки и не получится провести консультацию. Страшно, вдруг клиент не заплатит и пр.

В — третьих, специалисты не знают и не могут применить методики и техники, которыми они владеют, в онлайн — формате. Не хватает понимания как это сделать, гибкости, творческого подхода.

В — четвертых, очень мало очных клиентов и соответственно специалист мало зарабатывает. Не используя возможности онлайн-консультирования, специалисты лишают себя возможности расширения клиентской базы, консультирования клиентов из других городов и стран, теряя при этом и потенциальных клиентов и потенциальный заработок.

В — пятых, клиенты обесценивают работу психологов, коучей и астрологов онлайн. Говорят «а за что платить? Мы же простопоговорили!». Или платят мало, а хотят от специалиста много: пишут и звонят ему 24/7. Специалисты испытывают сложности с тем, чтобы задавать своим клиентам границы и правила консультирования.

В — шестых, в процессе онлайн-консультации специалист вместо сосредоточенности на клиенте и работе с ним думает о том, как он выглядит (т.к. видит себя в камеру), правильно ли он все говорит, полезен ли он для клиента, сколько с него взять за консультацию и пр. В результате эффективность его деятельности значительно снижается.

В — седьмых, не могут брать деньги за свой труд, соглашаются на бесплатные консультации. Специалисты сами обесцениваютсебя и свой труд!

Страх № 2 клиент потратит время и деньги, а результата не получит …

Что стоит за этим страхом?

Предлагаем ознакомиться  4 современных способа помириться с девушкой после ссоры

Обычно это чрезмерное стремление к контролю (в данном случае желание контролировать даже самого клиента), заниженная самооценка, обесценивание своих достижений и пр.

Топ-5 грубых ошибок:

  1. Низкое качество связи. Нужно позаботиться о том, чтобы скорость вашего интернета была высокой, микрофон, наушники и прочее необходимое оборудование были хорошего качества.
  2. Пренебрежение фоном, на котором проходит консультация. Лучше, если это будет что-то однотонное и не будет привлекать внимания клиента больше, чем вы сами.
  3. Неопрятный внешний вид консультанта. Онлайн-консультация — это тот же выход на работу, поэтому обязательно должен быть макияж и соответствующая одежда.
  4. Консультант говорит больше клиента. В принципе это ошибка консультантов не только он — но и оффлайн формата. Помните!: управляет тот, кто задает вопросы. Не позволяйте клиентам управлять процессом консультирования. Как только он начал заваливать вас вопросами про вас, вашу жизнь, а как у вас — а вы начали отвечать… считай, дело пропало!
  5. Консультант говорит клиенту, что ему делать для решения его проблемы. Самый лучший специалист — «тупой» (не думает за клиента), «ленивый» (не делает за клиента) и «аморален» (не оценивает клиента). Золотое правило — мы не даем клиентам советов, мы не говорим, что ему делать, как и с кем разговаривать и прочее.
  6. Консультант «учит» клиента, исходя из своей системы ценностей. Ваш жизненный опыт — это ваш опыт, прежде всего, как «мамы», «жены», «подруги» и др., но не как специалиста и стремиться «передать» его клиенту совершенно бесполезное мероприятие.
Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector