Профилактика профессионального выгорания сотрудников

Что такое профессиональное выгорание сотрудников

Синдром профессионального (эмоционального) выгорания трудящихся – это психологическая проблема, представляющая собой постепенное истощение энергии и появление равнодушия к выполнению трудовых обязанностей. При этом у сотрудника полностью пропадает желание трудиться и достигать каких-либо результатов, а привычные способы мотивации перестают оказывать на его благоприятное воздействие.

Согласно статистике, рассматриваемый синдром проявляет себя незначительно, и момент развития недуга заметить сложно. Но постепенное «выгорание» в итоге приводит к тяжелым последствиям, которые тяжело исправить. Причем ущерб наблюдается не только в плане упущения работодателем прибыли, снижения эффективности работы, плохого качества выполненных заданий, несоблюдения сроков выполнения работ и появления напряжения в коллективе, но и в плане эмоционального состояния трудящегося и даже появления психосоматических расстройств.

Что такое профессиональное выгорание? признаки и стадии выгорания на работе

Синдром профессионального выгорания – это защитная реакция организма на затяжной (хронический, постоянный) стресс от работы.

Если вы заметили, что обычная усталость не покидает вас даже после отдыха (выходных, отпуска), полноценного сна, значит, есть повод задуматься: в чем причина? Это могут быть первые признаки выгорания на работе. Раньше считалось, что этому состоянию больше подвержены люди среднего возраста, находящиеся в постоянном контакте с людьми, обычно – женщины. Сейчас доказано, что от выгорания может страдать любой человек, независимо от своей профессии, пола или возраста.

Для начала: признайте ответственность

Очень важно понимать, что профессиональное выгорание – это не личная проблема того или иного сотрудника, а последствия недочётов в организации труда. Даже в самом определении, данном ВОЗ, говорится: «Выгорание – это синдром, возникающий в результате воздействия хронического стресса на рабочем месте».

Можно выделить три фактора, которые дают наиболее серьёзную нагрузку на психику:

  • Плохая организация рабочего времени;
  • Чрезмерное вовлечение в задачи других работников;
  • Тенденция к повышению нагрузки на самых способных сотрудников.

В российской бизнес-культуре всё это – обычное дело даже для достаточно крупных компаний. Так не пора ли что-то менять?

История из жизни: как избежать выгорания на работе

Я столкнулся с выгоранием, когда хотел сделать больше, чем реально мог. Не отказывался от проектов, брался за все и сразу. Вначале пытался все успеть, но дела наслаивались друг на друга и превращались в снежный ком. Появилось раздражение, постоянная нервотрепка. Я остановился. Сделал паузу. Посмотрел на свою жизнь и наметил планы, чего действительно хочу, почему и когда.

По факту стал успевать больше, чем когда «грузил себя под завязку», и настроение улучшилось. Сейчас, если вдруг возникает раздражение или форс-мажор, сразу смотрю – реальные ли планы я составил, не пытаюсь ли снова себе перегружать? Если планы нереальные, то снижаю нагрузку. Оставляю только то, что могу сделать.

Предлагаем ознакомиться  Что делать при нервной дрожи в теле: причины возникновения и методы лечения

Как люди обычно пытаются преодолеть выгорание на работе?

Чаще всего люди выбирают один из двух вариантов борьбы с проблемой:

  1. Полная отстраненность от происходящего. Наблюдение со стороны за процессом работы. Сведение к минимуму общения с коллегами и клиентами, работа жестко по инструкциям, нежелание делать что-то больше или лучше – так называемый профессиональный цинизм.
  2. Полная противоположность первому – это неконтролируемая одержимость работой, даже при всех приобретенных недугах и проблемах со здоровьем, стремление доказать всем и самому себе, что вы «в седле».

Оба эти варианта усугубляют положение и могут привести к появлению новых проблем, в том числе со здоровьем. Полная отстраненность от работы может привести к потере клиентов и самой работы, упадку в бизнесе. Стремление преодолеть себя, нагрузив еще большим объемом работы, приведет с ускоренному сгоранию и переходу к следующим стадиям синдрома.

По каким причинам наблюдается профессиональное выгорание сотрудников

Основной причиной возникновения синдрома эмоционального истощения является повышенный уровень стресса, с которым не справляется сотрудника. Однако, данная причина приводится в действие явными и скрытыми факторами:

Явные причины возникновения СЭВ Опосредованные факторы
Сложные отношения с начальством, напряженная ситуация в коллективе Работа вразрез с жизненным призванием (работа не «по душе»)
Монотонный однообразный труд Недостатки планирования времени и самоорганизации
Отсутствие перспектив в плане карьерного роста и самовыражения Осуществление работ в психологически «неэкологичном» режиме (необходимость производить махинации или что-то скрывать, мошенничество, постоянные обманы членов семьи, коллег, покупателей)
Непрекращающиеся «дедлайны» Несоблюдение режима труда и отдыха
Подавление рабочих инициатив Проблемы с мотивацией (отсутствие целей)
Работа в тесном контакте с людьми «Синдром отличника» (желание выполнить работу безукоризненно), из-за которого наступает перенапряжение и разочарование
Постоянное повышение умственной нагрузки

Признаки профессионального выгорания

  • Отсутствует желание работать.
  • Неудовлетворенность своей работой.
  • Ощущение бессмысленности того, что вы делаете.
  • Рассеянность, забывчивость.
  • Желание отложить дела на потом.
  • Раздражение, агрессия, нежелание общаться с коллегами и клиентами. Как следствие эмоциональных изменений и переживаний – чувство вины, беспокойство и недовольство собой.

Профессиональное выгорание сотрудников: стадии

Специалисты выделяют 3 стадии эмоционального выгорания сотрудников:

Стадия расстройства Характерные особенности
Эмоциональный «лифт» Характер эмоционального отношения к трудовым обязанностям постепенно меняется:
  • происходит нарастание внутренней неудовлетворенности, сотруднику хочется, чтобы его не трогали;
  • работник испытывает меньше эмоций, причем не только на рабочем месте, но и по возвращении домой;
  • сглаживается острота переживаний, исчезает ощущение новизны, на замену положительным эмоциям приходит ощущение пустоты, тогда как внешне ситуация остается прежней.
Одиночество среди людей Внутреннее мироощущение прорывается наружу и становится заметным в профессиональной деятельности:
  • наступает напряженное общение с членами коллектива, иногда возникает раздражительность;
  • работник начинает испытывать необъяснимую неприязнь к коллегам;
  • подчиненный допускает ошибки, которые ранее не допускал.
Болезнь души и тела Душевное состояние отражается на соматическом здоровье:
  • отмечаются психосоматическое расстройство;
  • пропадает «блеск в глазах» при сохраняемой внешней респектабельности;
  • эмоции притупляются, наблюдается равнодушие к работе, жизни, семье, значимые вещи обесцениваются.
Предлагаем ознакомиться  ХАРАКТЕРИСТИКА. Сангвиник – экстраверт:Стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия

Работа занимает все ваше время и мысли. Вы отказываетесь от личных потребностей в пользу любимого или не очень дела. Как следствие – постоянный стресс.

Вторая стадия

Потеря интереса к работе. Признаки депрессии. Чувство, что вас недооценивают, оплата не соответствует нагрузке на работе.

Начинает проявляться раздражение и агрессия по отношению к коллегам и клиентам. Присутствует постоянное чувство усталости, даже после полноценного отдыха.

Третья стадия

Начинают проявлять себя физические недуги: головная боль, скачки давления, различные расстройства со стороны ЖКТ. Появляются или усугубляются вредные привычки: переедание, курение, употребление алкоголя. Все это приводит к общему раздражению и жалости к себе.

Четвертая стадия

Резко падает работоспособность, исчезает мотивация, не хватает рабочего времени, чтобы все сделать. Вы пытаетесь исправить это увеличением нагрузки, работой в выходные, но результат только ухудшается.

Возрастает чувство неудовлетворенности во всех аспектах жизни. Все мысли заняты только работой и тем, что на ней все плохо!

Пятая стадия

Состояние беспомощности, отчаяние, ощущение бессмысленности происходящего.

Тест на наличие признаков профессионального выгорания

Ответьте «Да» или «Нет» на вопросы ниже. Не думайте долго, это может влиять на результаты тестирования. Свои ответы выпишете на листок бумаги:

  1. Вам сложно просыпаться утром, не хочется вставать с постели?
  2. Вы не сразу приступаете к работе, стараетесь отложить начало рабочего дня?
  3. Вы откладываете какие-либо задачи на потом, и потом снова переносите сроки их выполнения?
  4. Вы испытываете раздражение, когда клиенты или коллеги обращаются к вам с просьбами, хотят созвониться или обсудить дела?
  5. Вы стараетесь не высказывать новые идеи клиентам или руководству, больше молчите на планерках и совещаниях?
  6. Вы ждете окончания рабочей недели и наступления выходных?
  7. Вы считаете, что руководство или клиенты не ценят вас?
  8. Вы недовольны своей зарплатой?
  9. Вы стали меньше успевать за обычное рабочее время, дела начали копиться?
  10. Вы не испытываете интереса к своей работе, ее результатам?
  11. Вы испытываете постоянно чувство раздражения, подавленности, тревоги?
  12. Вы работаете по принципу «и так сойдет», закрываете глаза на мелкие ошибки в работе?

Поставьте 1 балл за каждый ответ «Да». Посмотрите результаты:

  • От 9 до 12 баллов. У вас есть основные признаки профессионального выгорания. Рекомендуем обратить внимание на свое состояние и принять меры для преодоления проблемы.
  • От 5 до 8 баллов. У вас наблюдается некоторые признаки выгорания на работе. Важно не допустить развития проблемы и заняться профилактикой.
  • От 1 до 4 баллов. У вас нет профессионального выгорания и, скорее всего, оно вам не грозит в ближайшем будущем.

Три простых действия, которые помогут защитить персонал от выгорания

Итак, для того, чтобы свести вероятность эмоционального выгорания ваших сотрудников практически к нулю, достаточно простых и прозрачных изменений в системе повседневной работы.

Шаг 1: измените отношение к стрессу

«Преодоление» – это часть русской истории и русской культуры. Сталкиваясь с плохими условиями работы или со слишком сложными задачами, наши люди стискивают зубы и движутся вперёд, преодолевая все проблемы… до поры до времени. Постоянный стресс приводит к тому, что человек расходует весь свой ресурс, после чего он уже не может восстановиться – сотрудник «сломан».

Предлагаем ознакомиться  Как перестать быть Жертвой и НАЧАТЬ ЖИТЬ

Донесите до своего персонала, что вы ждёте от них хорошей работы, но, при этом, не хотите доводить людей до переутомления. Да, время от времени могут возникать авральные ситуации, в которых каждый должен сделать всё возможное для достижения цели, но основная часть рабочего процесса выстраивается таким образом, чтобы всё было спокойно.

Если вы видите, что какой-то из сотрудников близок к выгоранию, задайте ему три вопроса:

  1. Возможно, есть какой-то проект, который отнимает гораздо больше времени, чем стоило бы?
  2. Возможно, какие-то незначительные задачи постоянно отвлекают от важной работы?
  3. Возможно, часть обязанностей было бы справедливо передать другим людям?

Донесите до персонала понимание: честный ответ на эти вопросы ничем им не грозит. Да, вы будете сравнивать мнение людей с объективной статистикой по их работе – об этом поговорим ниже – но, в любом случае, озвучивать свои проблемы – это нормально. А вот стресс – это не норма, и ваша общая цель заключается в том, чтобы избавиться от него.

Шаг 2: отсеките всё лишнее

Речь идёт о бизнес-процессах, устоявшихся практиках и принципах повседневной работы – обо всём, что может мешать вашим людям, создавая для них дополнительные источники стресса. И в верхней части этого списка находится «корпоративная коллаборация». Собрания, планёрки, внутренняя переписка, общение по телефону – ваши сотрудники тратят колоссальное время на взаимодействие, на вовлечение в задачи друг друга, вместо того, чтобы просто решать эти задачи.

Из-за этого у многих людей возникает ощущение, что совместная работа – это главное, и времени на выполнение по-настоящему важных обязанностей просто не остаётся. Одно из исследований, проведённых RescueTime, показывает: в среднем офисные сотрудники проверяют почту каждые 6 минут – и порядка 20% рабочего времени уходит именно на такие проверки с быстрыми ответами на вопросы коллег. Если добавить сюда мессенджеры, планёрки и т. п. мероприятия, то до 70-80% производительности сотрудника просто уходит в никуда.

Речь не идёт о том, чтобы отказаться от совместной работы целиком – просто её нужно перестроить:

  1. Проверяйте каждую запланированную встречу: действительно ли она необходима? Если сомневаетесь, вычёркивайте собрание из списка. Если оно по-настоящему нужно, ставьте событие на время, когда оно не помешает работе – лучше всего, после обеда;
  2. Введите нормальное время ответа на электронные сообщения – например, 1 час. И донесите сотрудникам, что концентрация на основной работе важнее, чем внутренняя переписка.

Этого уже будет достаточно для того, чтобы ваши специалисты смогли больше времени и внимания уделять собственным обязанностям: их продуктивность вырастет, а уровень стресса в компании снизится.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector