Психология отношений с ребенком с раннего возраста

Влияние родительских установок на развитие детей

Родительские установки могут ущемлять интересы детей. Чем больше родители думают об удовлетворении своих интересов, тем больше страдают чувства и эмоции детей. 

Так например, существуют многие семьи, которые с детства привыкли, что ни в коем случае нельзя сидеть за одним столом со старшими. 

Через несколько лет привычки не уходят, их дети тоже ждут пока взрослые поедят и только потом появляются за столом, мечтая о теплых семейных вечерах, о которых рассказывают сверстники. 

Родительские установки ни в коем случае не должны ущемлять интересы детей. Каждый должен понимать, что мировоззрения людей разные и нужно заботиться об удовлетворении потребностей друг-друга в равных долях. 

Классификация стилей воспитания в психологии

Система воспитательных приемов — это неосознанный набор методов. Осознание включает:

  • понимание целей воспитания;
  • выбор приемов;
  • постановку задач;
  • анализ методов, учет опыта.

Существует 5 основных типов воспитательного воздействия:

  1. Опека. Все потребности малыша обеспечивают родители, лишая его самого инициативы, возможности проявить заботу о себе. Результатом такого воспитания оказывается полная неприспособленность человека к жизни. Самостоятельность ребенка блокируется.
  2. Диктатура. Признаки диктата — принуждение, игнорирование интересов ребенка, физическое или моральное издевательство при попытке проявить сопротивление.
  3. Невмешательство или либерализм. Одна сторона вопроса — учет интересов взрослых и детей, с другой — холодность, неумение родителей учиться общению, эмоциональная отдаленность.
  4. Сотрудничество — самое конструктивное сообщество близких людей, где каждый вправе обратиться за помощью.
  5. Паритет — группа, в которой члены семьи действуют по плану, обеспечивающему получение желаемого всеми людьми.

В неполных и полных семьях воспитанием занимаются матери. Роль отца — финансовое обеспечение потребностей ячейки.

Особенности воспитания в нынешнее время

Современная система домашнего воспитания заключается в том, чтобы дать малышу все блага, доступные материальные вещи. Финансовый ориентир воспитывает алчность, лицемерие, желание угодить там, где это сулит выгоду. Чаще всего, девочки наследуют такое воспитание от матери, мальчики — от отца. Нежелание следовать родительским установкам должно искореняться на уровне подсознания, сторонней помощью. Желание изменить семейные отношения — обоюдное решение двух сторон.

Наличие большого количества воспитательных заведений внушает родителям мысль, что другие люди способны заменить ребенку дом, внимание родителей, их авторитет. Такая же ситуация складывается, когда малыша надолго оставляют няне, бабушке. Важно понимать, что последствия воспитания лягут на плечи родителей.

Ошибки во взаимоотношениях детей и родителей

Статья «Дракон высокомерия» расскажет об опасности сравнения и оценки своего ребенка с другими детьми в ходе раннего воспитания.

Статья «Дракон самоуничтожения» расскажет об опасности предъявления к своему чаду неких завышенных тре­бований (перфекционизма по принципу «А мы будем — лучшие»),

Статья «Дракон упрямства» расскажет об опасности игнорирования мнения ребёнка во время принятия каких-то решений (даже таких решений как: какую майку надеть — жёлтую или красную)

Параметры родительского воспитания

  • Родительский контроль 
  • Родительские требования 

Родители привыкли требовать от детей хорошего поведения, манер. Чем больше их ожидания, тем больше ребёнок старается выполнить дел, чтобы порадовать родителей. К сожалению, некоторые родители не стараются понимать своих детей и требуют от них больше, чем они могут выполнить. 

В итоге это приводит к тому, что ребёнок старается прикладывать все силы чтобы порадовать своих родителей и не получая должного поощрения, психологическое состояние малыша приходит в нестабильную норму. Родительские требования нужно уметь контролировать, иначе, это негативно скажется на состояние здоровья малыша.

Все действия находятся под контролем. Некоторые семьи привыкли, что дети постоянно делают только то, что они скажут. Это идёт либо на генетическом уровне, либо из детства, когда в более консервативном поколении было принято, что дети должны подчиняться старшим. 

Предлагаем ознакомиться  Как пережить измену мужа — совет психолога после измены партнера

Понятие «родительские отношения»

Отношения между родителями — пример для маленького члена семьи, поэтому они должны развиваться, улучшаться. Основы личности закладываются до семилетнего возраста. Далее изменить что-либо можно будет с помощью профессионалов, но это занимает больше времени, сил, энергии.

Психология детско-родительских отношений включает:

  • совместную деятельность;
  • общение;
  • влияние детей на отношения между родителями;
  • влияние родителей на формирование личности малыша.

Отношения бывают благополучные и неблагополучные. Первый случай — детей уважают, им доверяют, учитывают мнение. Второй — отсутствие взаимоуважения, понимания, доверия.

Выделяют несколько типов отношений:

  • сотрудничество, учитывающее потребности каждого члена семьи;
  • соперничество, где каждый стремится занять лидирующую позицию, лишая тем самым остальных членов внимания, цель — реализовать потребности любыми способами;
  • конфронтация — стремление главенствовать, доказывать свою значимость в ущерб интересам остальных членов семьи;
  • союзничество — предполагает получение выгоды всеми людьми, входящими в ячейку;
  • антагонистические отношения — неприятие мнения, желаний, потребностей другого человека, независимо от его статуса в семье.

Психоанализ — первое научное направление, которое заинтересовалось детско-родительскими отношениями, выявило степень влияния воспитания на человека.

Воспитательные позиции взрослых — главный фактор, формирующий личностные качества, характер, эмоциональный фон воспитанника. Воспитательные позиции бывают:

  1. Оптимальные, отвечающие требованиям адекватности, умению родителей видеть потребности ребенка, организацию его душевного мира, прогнозировать возрастные изменения, связанные с потребностями. Родительская гибкость — умение перестраивать собственное поведение, чтобы найти подход, прогностически повлиять на поступки воспитанника.
  2. Неоптимальные. Проявления гибкости утрачены, поведение отличается неизменностью, не учитывает меняющуюся обстановку, условия жизни, возраст. Неосознавание потребностей личности, неадекватная оценка психологического состояния, неумение предвидеть поведение, действовать на опережение.

Воспитательные позиции поддаются коррекции, но это требует внимательного отношения к советам профессионала, практическому применению, анализа личного поведения, высказываний, требований, выдвигаемых детям.

Понятие семьи и семейных отношений

Семья — это социальная группа, которая влияет на психологическое состояние человека всю его оставшуюся жизнь. Это одни из наиболее важных ценностей жизни. В семье субъекты (родители) и объекты (дети) имеют определенные свойства, взаимодействуют большую часть времени. Такие отношения определяют физиологическое, психологическое, моральное состояние воспитанника.

Нормальным считается факт, что семейная пара, готовясь стать родителями, хочет дать малышу все самое лучшее. Отец и мать должны осознавать, что будут нести ответственность за детей, но повторяют модели поведения, принятые в их семьях. Межличностные отношения родителей — это принципы общения, существующие в семьях детей.

Психологический климат — важнейшая функция семьи.

Психология отношений между родителями и детьми включает:

  1. Взаимное доверие — полное спокойствие, когда дети и родители не сомневаются друг в друге. Отсутствие доверия становится главное причиной одиночества человека, вступившего во взрослую жизнь. Возможно, корни проблемы заложены в семейных отношениях.
  2. Сочувствие, поддержка. Данные качества позволяют ребенку чувствовать себя спокойно в обществе родителей. Эмоциональное благополучие требует физического контакта, прежде всего поглаживаний, поцелуев, объятий.
  3. Рациональная оценка деятельности. Внимание родителей, которое уделяется занятиям малыша, должно включать одобрение, подсказку, сочувствие. Успех — личный, профессиональный — складывается совместными усилиями.
  4. Адекватные требования. Ребенок должен четко осознавать свои обязанности, выполнять их. Семьи, где нет разграничения ответственности, дети испытывают дискомфорт, мечутся между желанием угодить родителям и непониманием своего места в семейной иерархии.

Потребность в оценке деятельности часто подразумевает желание малыша почувствовать родительское понимание, поддержку, внимание. Отсутствие реакции влечет за собой низкую самооценку, неуверенность, ребенок пытается найти понимание вне семейных отношений, часто опасными способами.

Порядок рождения ребенка и ролевая позиция

Зигмунд Фрейд выявил закономерность, которая предполагала уровень позиции ребенка в семье среди своих братьев и сестёр. Отмечалось, что чем старше ребенок, тем больше ответственности ложится на его плечи. 

Как правило, старшим братьям и сёстрам кажется, что младших любят гораздо больше, но только потому, что все внимание переходит на них из-за соответствующего возраста. 

Дети, которые были одни в семье, не испытывают проблем с самооценкой, в отличие от тех, кто рос в многодетной семье. 

У таких детей практически не бывает проблем с самооценкой, так как они привыкли постоянно находиться в центре внимания и получать равноценную любовь своих родителей.

Предлагаем ознакомиться  толерантность - это... Что такое толерантность?

В многодетных семьях дети постоянно борются за любовь родителей очень страдают, если один из них получает меньше внимания чем сестра или брат. 

В итоге это приводит к тому, что в обществе такие дети продолжают бороться за внимание, используя не всегда качественные методы для достижения своих целей.

Последствия разных стилей воспитания и способы их сгладить

На отношения «родители — ребенок» влияют несколько факторов:

  1. Личный опыт воспитания самих родителей. Во взрослую жизнь люди приносят недостатки и достоинства воспитательного процесса, который существовал в детском возрасте. Например, появление младших членов семьи оценивалось как негативное явление, потому что все внимание родителей было приковано к младшему. Появляется идеализация детского возраста, чрезмерная опека, желание продлить детство ребенку. Результат — ограничение самостоятельности, воспитание потребительского отношения, эгоизма. Осознание ошибки приходит после консультации, в ходе которой родителям рекомендуется давать больше свободы детям, понимание трудностей, встречающихся на пути личностного роста. Дети сами принимают решения, родители поддерживают их, независимо от правильности сделанного выбора.
  2. Стремления родителей, нереализованные в детстве — отсутствие достижений. Такой внутренний настрой препятствует социальной адаптации ребенка, его принуждают больше времени находиться дома, оказывать внимание членам семьи. Результат — подросток отдаляется, много времени проводит вне дома с чужими людьми. Цель психолога — выявить детские проблемы родителей, привести к осознанию собственных нереализованных планов, возможно, поставить перед фактом, что никогда не поздно заниматься каким-либо видом деятельности. Такой подход переключает внимание родителей на себя, освобождая ребенка от постоянного контроля.
  3. Привязанность. Страх остаться одиноким вынуждает мать или отца требовать внимания ребенка. Возможно, детство родителя прошло в неполной семье, ощущался дефицит мужского, женского внимания. Оценка поведения воспитанника складывается на основе того, создает он родителям требуемое эмоциональное ощущение или нет. Родителям требуется проработать данный аспект, после чего отношения улучшаются.
  4. Личностные характеристики взрослых, окружающих малыша. Отсутствие понимания, гибкости, приводит к конфликтам подросткового возраста. Взрослым пора перестать воспринимать сына, дочь маленькими.
  5. Плохие отношения или отсутствие таковых со вторым родителем ребенка может вызывать внутреннюю борьбу, желание изменить человека посредством воздействия на отпрыска. Ребенок не понимает, чем вызвано поведение, например, матери, он вынужден психологически закрываться. Осознать, принять ситуацию — единственный выход, чтобы не разрушать отношения с сыном, дочерью.

Влияют на отношения обстоятельства рождения малыша — нежелательная беременность, тяжелые роды, длительная болезнь, несоответствие пола ожидаемому. Эти моменты способны вызвать отчуждение, отвержение родителем ребенка.

Принципы отношений взрослых и детей

Принципы семейных отношений складываются из условий жизни. Полные и неполные семьи отличаются укладом, подходом к воспитанию, разным эмоциональным фоном.

Роль ребенка определяется несколькими шаблонными наборами, относящимися к ребенку. Выделяют 4 основные роли, которые он выполняет:

  • любимчик, при этом чувства родителей друг к другу отсутствуют, все эмоции направлены на ребенка;
  • козел отпущения, который притягивает негативные чувства родителей по отношению друг к другу;
  • примиритель, занимающийся решением родительских проблем, сглаживающий острые углы;
  • бэйби — роль, навязанная воспитаннику в том случае, если супруги слишком близки один другому, он всегда остается маленьким мальчиком или девочкой.

Другие авторы выделяют следующие роли:

  1. Ребенок-обуза. Формирование личности происходит в атмосфере ненужности, отчуждения.
  2. Раб. Прививаются качества подчинения родителям, необходимости выполнения всех задач, независимо от желаний ребенка.
  3. Оружие. Часто матери или отцы используют ребенка для шантажа, чтобы получить желаемое, подчинить своей воле другого человека.
  4. Любовник, заместитель мужа. Мать настаивает на полной откровенности, требует отречения от личной жизни, связывает ребенка узами любви.

Существует два противоположных принципа, определяющих внутрисемейные отношения:

  1. Эмоциональные отношения любви, принятия. Малышу достается много внимания, уделяется время.
  2. Неприятие, отчуждение. Присутствуют жестокость, нежелание проводить время, игнорирование элементарных потребностей, ненависть.
Предлагаем ознакомиться  Регрессия | Психология, если вкратце

Соответственно, выделяются несколько типов общения, которые формируют свойства личности. Специфика отношений учитывает, с одной стороны, глубокую внутреннюю связь, с другой — оценку поведения, деятельности, суждений, поэтому периодически возникающие конфликтные ситуации — обычное явление даже в нормальных семьях.

Родительский контроль обостряется под влиянием беспокойства о будущем воспитанника, заботе о здоровье. Данные факторы вызывают внутреннее напряжение обоих сторон, превращая детей в объекты воспитания.

Сеть взаимоотношений

Если представить семью, которая создается людьми, уже бывшими некогда в браке, и их детьми, то такая семья будет по своей структуре напоминать молекулу, где центральное место занимает ребенок (дети), который соединяется невидимыми нитями с другими членами семьи:

  • с родителем, с которым он остался;
  • с бывшим мужем/женой, который в то же время не перестает быть родителем для ребенка;
  • с отчимом/мачехой.

В это же время взрослые образуют свои связи-отношения:

  • отчим/мачеха и жена/муж (новая семья);
  • бывшие муж и жена между собой;
  • экс-супруг и отчим/мачеха.

Иногда, если у взрослых не хватило ресурса выйти из отношений безболезненно, эти связи могут отравлять новую зарождающуюся семью и негативно влиять на ребенка. Ниже представлены моменты токсичного взаимодействия в этих связках и последствия для ребенка.

Родитель «новый родитель»

Объединение партнеров для воздействия на детей без учета интересов детей. →

Чувства ребенка: он лишний, теперь нежеланный, его биологический родитель становится перевертышем – не таким, каким был прежде, меняет свои взгляды. Ощущение того, что привычный и комфортный мир обрушивается, как карточный домик.

Родитель «бывший родитель»

Использование ребенка в целях решения собственных амбиций, попытка склонить на свою сторону, желание «утереть нос» бывшей/бывшему, шантаж. →

Ребенок: его ставят перед выбором, который он сделать не в силах. Это может привести к неврозам, ломке воли. Взращивание в ребенке негативных чувств. Отрыв его от корней.

«Бывший родитель» «новый родитель»

Конкуренция, ревность. Использование ребенка для добычи информации, ребенок – поле боя. →

Ребенок чувствует свою ненужность, отсутствие ценности его личности, использование.

Типы семейных отношений

В психологии выделяется несколько типов семейных отношений:

  • Социально-биологические 
  • Хозяйственно-экономические 
  • Правовые 
  • Нравственные
  • Психологические 
  • Педагогические 

1.Социально-биологические отношения 

Данный тип отношений охватывает половозрастную систему семьи, отвечает за рождаемость, гигиену и гигиену пола, а также включает в себя функции заботы членов семьи друг о друге. 

2.Хозяйственно-экономические отношения 

Второй тип отношений включает в себя заработок средств, формирование семейного бюджета и заботу о престарелых и молодых членах семьи. 

3.Правовые отношения

Правовые отношения влияют на юридические составляющие семьи, в особенности на отношения между супругами, а также регулирует вопросы об усыновлении и наследовании. 

4.Нравственные отношения 

Нравственные отношения влияют на уровень ценностей каждого из членов семьи, в особенности на уровень воспитания детей. 

5.Психологические отношения 

Касаются психологии между членами семьи. Отвечают за состояние каждого из членов. Образовывают связи, касающиеся эмоций, воспоминаний семьи и охватывают всю сферу общения. Дружная и крепкая семья – залог здоровых психологических отношений. 

6.Педагогические отношения 

Отношения, которые целиком и полностью отвечают за воспитательную функцию, которую несут родители и передают её детям. 

Ультиматум для любви

«Никто не любит непослушных детей» – подобные фразы вселяют страх в наивное сознание ребенка. Он начинает бояться, что его разлюбят, и он станет ненужным, что его выгонят из дома или отдадут кому-нибудь, это влияет на его психологический рост. Дети в раннем возрасте не отличаются логичным мышлением и то, что для взрослых покажется абсурдом, сильно напугает ребенка.

Дети часто совершают ошибки, в том числе и социальные, если после каждой из них его будут пугать, ругать или наказывать, желание развиваться отпадет надолго, если не навсегда. Психология познания мира ребенком в том, что он определяет границы дозволенного, только так он может понять, где быть можно, а где – нет.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector