СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

. Понятие «воля». Функции воли

Во́ля—свойствочеловека,
заключающееся в его
способности сознательноуправлятьсвоей психикойипоступками.
Проявляется в достижении сознательно
поставленных целей.

 К
волевым качествам часто относят
мужество, настойчивость, решительность,
самостоятельность, терпение, самообладание
и другие. Понятие во́ля очень тесно
связано с понятием свобода.


Волевая
деятельность состоит из определенных
действий, в которых содержатся все
признаки и качества воли. Они бывают
простыми и сложными.

Функции
воли:

Стимулирующая
функция обеспечивается
активностью человека .Активность
порождает действие в силу специфики
внутренних состояний человека, которые
возникают в момент самого действия.

Тормозная
функция проявляется
в сдерживании нежелательных проявлений
активности. Эта функция чаще всего
выступает в единстве со стимулирующей.
Человек способен тормозить возникновение
нежелательных мотивов, выполнение
действий, поведения, которые противоречат
представлениям о образце, эталоне и
осуществление которых может поставить
под сомнение или повредить авторитету
личности.

. Механизмы межличностной перцепции


К
механизмам межличностной перцепции
относят механизмы

1)
познания и понимания людьми друг
(иденти¬фикация, эмпатия, атракция).

2)
самого себя (рефлексия) в процес¬се
общения

3)
обеспечивающие прогнозирование
поведения партнера по общению (каузальная
атрибуция).

  1. Идентификация
    — это способ познания другого человека,
    при котором предположение о его
    внутреннем состоянии строится на
    ос¬нове попытки поставить себя на
    место партнера по общению. То есть
    происходит уподобление себя другому.
    При идентификации с другим познаются
    его нормы, ценности, поведение, вкусы
    и привычки.

  2. Эмпатию
    определяют как эмоциональное
    вчувствование или со¬переживание
    другому. Через эмоциональный отклик
    мы пониманием внутреннего состояния
    другого. Эмпатия основана на умении
    пра¬вильно представлять себе, что
    происходит внутри другого человека,
    что он переживает, как оценивает
    окружающий мир. Известно, что эмпатия
    тем выше, чем лучше человек способен
    представить себе, как одно и тоже
    событие будет воспринято разными
    людьми, и нас¬колько он допускает право
    на существование этих разных точек
    зре¬ния.

  3. Аттракция
    (дословно — привлечение) представляет
    собой фор¬му познания другого человека,
    основанную на формировании по отно¬шению
    к нему устойчивого позитивного чувства.
    В данном случае понимание партнера по
    общению возникает благодаря формирование
    по отношению к нему привязанности,
    дружеского или более глубокого
    интимно-личностного отношения

  4. Рефлексия
    — это механизм самопознания в процессе
    общения в основе которого лежит
    способность человека представлять
    то, как он воспринимается партнером
    по общению.

  5. Каузальная
    атрибуция — механизм интерпретации
    поступков и чувств другого человека
    (казуальной атрибуции — приписывание
    причин).

. Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения

Межличностное
восприятие синоним — социальная
перцепция) представляет собой сложный
процесс: а) восприятия внешних признаков
других людей; б) последующего соотнесения
полученных результатов с их действительными
личностными характеристиками; в)
интерпретации и прогнозирования на
этой основе возможных их поступков и
поведения.


В
социальном восприятии в целом всегда
присутствует оценка других людей и
формирование отношения к ним в
эмоциональном и поведенческом плане,
в результате чего и осуществляется
построение их собственной стратегии
деятельности.

Обычно
выделяют четыре основные функции
межличностного восприятия:

• 
познание
себя, являющееся начальной базой для
оценки других людей;

• 
познание
партнеров по взаимодействию, дающее
возможность сориентироваться в
социальном окружении;

• 
установление
эмоциональных отношений, обеспечивающее
выбор наиболее надежных или
предпочтительных партнеров;

В
ходе социального восприятия формируются
образы-представления о себе и партнерах,
имеющие свои особенности. Во-первых,
их содержательная структура соответствует
многообразию свойств человека. В ней
обязательно присутствуют

компоненты
внешнего облика, которые прочно
связываются с характерными
психологическими чертами его личности.
Например: «умные глаза», «волевой
подбородок», «добрая улыбка» и т.п.
Это не случайно, так как путь к
внутреннему миру партнера познающий
его человек прокладывает через
поведенческие сигнаты о состоянии и
особенностях воспринимаемого.
Конституциональные признаки внешнего
облика и своеобразие его оформления
одеждой и косметикой играют роль
эталонов и стереотипов
социально-психологической интерпретации
личности.

Во-вторых,
другая особенность этих образов
заключается в том, что взаимопознание
направлено в первую очередь на понимание
тех качеств партнера, которые наиболее
значимы в данный момент для участников
взаимодействия. Поэтому в
образе-представлении о партнере
выделяются обязательно доминирующие
качества его личности.

Эталоны
и стереотипы взаимного познания
формируются через общение с
непосредственным окружением человека
в тех общностях, с которыми он связан
жизнью. Прежде всего это семья и этнос,
которые пользуются культурно-исторической
спецификой деятельности и поведения
людей. Вместе с этими шаблонами
поведения человек усваивает
политико-экономические, социально-возрастные,
эмоционально-эстетические,
профессиональные и другие эталоны и
стереотипы познания человека человеком.

Практическое
назначение взаимных представлений
партнеров заключено в том, что понимание
психологического облика личности
является исходной информацией для
определения тактики своего поведения
по отношению к участникам взаимодействия.
Это означает, что эталоны и стереотипы
взаимопознания выполняют функцию
регуляции общения людей. Положительный
и отрицательный образ партнера
закрепляет отношение той же
направленности, снимая или возводя
психологические барьеры между ними.
В расхождениях взаимных представлений
с самооценками партнеров скрыты
причины психологических конфликтов
когнитивного плана, которые время от
времени перерастают в конфликтные
отношения между взаимодействующими
людьми.

Предлагаем ознакомиться  20 кратких методов психоанализа Зигмунда Фрейда

Эффект
первичности состоит в том, что вероятность
припоминания нескольких первых элементов
однородного материала более высока,
чем средних (при этом чем объемнее
предъявляемый материал и чем выше темп
его предъявления, тем меньшее количество
первых элементов припоминается).

Эффект
ореола — это распространение первичной
общей оценки человека (людей) на восприятие
его (их) поступков и личностных качеств.
Так, если первое впечатление о человеке
(людях) в целом благоприятно, то в
дальнейшем все его (их) поведение, черты
и поступки начинают переоценивать в
положительную сторону.

В них вьщеляют
и преувеличивают лишь положительные
моменты, а отрицательные как бы
недооценивают или вообще не замечают.
Если же общее первое впечатление о
каком-либо человеке (людях) оказалось
отрицательным, то даже положительные
его (их) качества и поступки в последующем
не замечают либо недооценивают на фоне
гипертрофированного внимания к
недостаткам.

Эффект
новизны при восприятии людьми друг
друга заключается в том, что по отношению
к знакомому человеку наиболее значимой
оказывается последняя, т.е. более новая
информация о нем. А по отношению к
незнакомому человеку более значима
первая информация

61компоненты утомления

Утомление
– это состояние, связанное со снижением
работоспособности.

Рассмотрим
компоненты утомления:

Чувство
слабосилия. Утомление
сказывается в том, что человек чувствует
снижение своей работоспособности, даже
когда производительность труда еще не
падает. Это снижение работоспособности
выражается в переживании особого,
тягостного напряжения и в неуверенности;
человек чувствует, что не в силах должным
образом продолжать работу.

Расстройство
внимания.
Внимание – одна из наиболее утомляемых
психических функций. В случае утомления
внимание легко отвлекается, становится
вялым, малоподвижным или, наоборот,
хаотически подвижным, неустойчивым.

Расстройство
в сенсорной области. Таким
расстройством под влиянием утомления
подвергаются рецепторы, которые принимали
участие в работе. Если человек долго
читает без перерывов, то, по его словам,
у него начинают «расплываться» в глазах
строчки текста. Продолжительная ручная
работа может привести к ослаблению
тактильной и кинестетической
чувствительности.

Нарушение
в моторной сфере.
Утомление сказывается в замедлении или
беспорядочной торопливости движений,
расстройстве их ритма, в ослаблении
точности и координированности движений,
их деавтоматизации.

Дефекты
памяти и мышления. Эти
дефекты также относятся непосредственно
к той сфере, с которой связана работа.
В состоянии сильного утомления оператор
может забыть инструкцию и одновременно
хорошо помнить все, что не имеет отношения
к работе. Мыслительные процессы особенно
нарушаются при утомлении от умственной
работы, но при физической работе человек
нередко жалуется на понижение
сообразительности и умственной
ориентации.

Предлагаем ознакомиться  Профилактика возникновения заикания у детей дошкольного возраста.

Ослабление
воли. При
утомлении ослабляются решительность,
выдержка и самоконтроль. Отсутствует
настойчивость.

Сонливость. При
сильном утомлении возникает сонливость
как выражение охранительного торможения.
Потребность во сне при изнурительной
деятельности такова, что человек засыпает
часто в любом положении, например, сидя.

62предмет и задачи инженерной психологии

Инженерная
психология – это отрасль психологической
науки, которая изучает закономерности
взаимодействия человека и техники с
целью использовать данные закономерности
для создания систем «человек-машина-среда»
(СЧМС).

Задачи:

  1. Участие
    в конструировании техники и организации
    технологических процессов.

  2. Профессиональный
    отбор людей с необходимым уровнем
    профессионально важных качеств для
    работы со сложными техническими
    системами.

  3. Профессиональная
    подготовка человека-оператора.


Особенности
инженерной психологии: имеет двойственный
характер:

  1. Изучает
    проявления психики человека при
    взаимодействии с техникой.

  2. Имеет
    ярко выраженный технический характер.

64характеристика систем чмс

СЧМС
включает в себя:

  1. Техническое
    устройство

  2. Человека-оператора
    – это человек, осуществляющий трудовую
    деятельность посредством информационных
    систем и органов управления.

  3. Внешняя
    среда.

СЧМС
являются:

  1. Сложными
    динамическими системами.

  2. Целеустремлёнными
    системами (обусловлено включением в
    них человека).

  3. Адаптивными
    системами (благодаря гибкости и
    пластичности человека).

Классификация
СЧМС:

◙ По
целевому назначению


Обслуживающие.


Исследовательские


Обучающие


Управляющие (большой класс)

◙ По
характеристикам человека


Моносистемы


Полисистемы

◙ По
характеристикам техники


Простые


Сложные


Система-комплекс (очень сложные)

◙ По
характеристикам взаимодействия человека
и техники


Непрерывное

♠ Эпизодическое

65особенности деятельности человека-оператора

Особенности
деятельности человека-оператора:

  1. Опосредованное
    восприятие внешнего мира и управляемого
    объекта.

  2. Кодирование
    информации на средствах её отображения
    затрудняет формирование адекватного
    образа объекта и ситуации.

  3. Передача
    ряда функций автоматическим устройствам
    повышает значимость контроля за их
    работой.

  4. Управление
    разнокодовой информацией.

Из
всего этого следует – специфика
деятельности человека-оператора
формирует предрасположенность его к
информационному стрессу.

66особенности практического мышления

Б.М.
Теплов назвал мышление, включенное в
практическую деятельность оперативным
или практическим мышлением. Особенности:

1.
Непосредственно включено в трудовую
деятельность и результаты тут же
подвергаются проверке.

2.
Создаётся план операции, который
соотносится с реальными объектами или
процессами.

3.
Почти всегда имеется лимит времени,
создающий невозможность выдвижения и
проверки нескольких гипотез.


Функции
оперативного мышления

  1. Планирование

  2. Контроль
    и регулирование

  3. Диагностика

  4. Решение
    задач по устранению резких отклонений
    от новмы в управляемых процессах.

67средства деятельности человека-оператора

Средства
деятельности человека-оператора

  1. Средства
    отображения информации.

♦ По
модальности сигнала

  1. Визуальные

  2. Акустические

  3. Тактильные

♦ По
функциям выдаваемой информации

  1. Ситуативная

  2. Командная

♦ По
форме сигнала

  1. Абстрактные

  2. Изобразительные

  1. Органы
    управления – используются для

♦ Ввода
командной информации

♦ Установки
требуемых режимов работы

♦ регулировки
параметров

♦ вывода
информации

  1. Вспомогательные
    средства

Вопрос 49 классификация групп


Группа
– это ограниченная в размерах общность
людей, выделяемая из социального целого
на основе определённых признаков.

По
размеру группы бывают:

а)
Большие.

б)
Средние – социальные классы, партии,
организации.в) Малые группы – 2 – примерно
50 человек.

Вопрос 50 групповая динамика. структура малой группы.

Групповая
динамика – это совокупность внутригрупповых
процессов, которые характеризуют весь
жизненный цикл группы.


Этапы
развития группы:

-Этап
проверки и зависимости.

-«Внутригрупповой
конфликт» (отсутствует групповое
единство, участники стремятся навязать
свою позицию, модель поведения)

-Развитие
групповой сплочённости (складываются
нормы и ценности группы)

-Функционально-ролевая
соотнесённость (Образуется статусно-ролевая
структура группы, распределяются задачи)

Структура
малой группы – это совокупность связей
или отношений, которые складываются
между индивидами:
= Формально-статусная
(доминирование и подчинение)

= Социометрические
отношения (Симпатии и антипатии в группе)

= Коммуникативные
связи и отношения (потоки информации)

= Ролевые
отношения

Вопрос 51 личность в группе: конформизм лидерство социальные роли.

Предлагаем ознакомиться  Как заставить себя работать: лучшие способы борьбы с ленью

Социальная
роль – это нормативно заданный и
коллективно-одобряемый образец поведения,
ожидаемый от конкретного члена группы.

Виды
социальных ролей:


Формальные
(статус, профессия, официальное положение
в группе).


Неформальные
(спонтанно складываются в процессе
групповой жизнедеятельности)


Группа
всегда оказывает давление на членов, и
по реакции на давление выделяют:


Конформисты
(принимают мнение большинства, подчиняются,
умывают руки) Конформизм имеет 2 подвида:


Внешнее подчинение


Внутреннее подчинение (мнение группы
воспринимается как собственное даже
вне группы)


Нонконформисты
(Способны противостоять мнению
большинства)


Социальная
роль – это нормативно заданный и
коллективно-одобряемый образец поведения,
ожидаемый от конкретного члена группы.

Виды
социальных ролей:

-Формальные
(статус, профессия, официальное положение
в группе).

-Неформальные
(спонтанно складываются в процессе
групповой жизнедеятельности)


Группа
всегда оказывает давление на членов, и
по реакции на давление выделяют:

— Конформисты
(принимают мнение большинства, подчиняются,
умывают руки) Конформизм имеет 2 подвида:


Внешнее подчинение


Внутреннее подчинение (мнение группы
воспринимается как собственное даже
вне группы)

— Нонконформисты
(Способны противостоять мнению
большинства)

Ли́дер
— лицо в какой-либо группе (организации),
пользующееся большим, признанным
авторитетом, обладающее влиянием,
которое проявляется как управляющие
действия. Член группы, за которым она
признает право принимать ответственные
решения в значимых для нее ситуациях,
то есть наиболее авторитетная личность,
играющая центральную роль в организации
совместной деятельности и регулировании
взаимоотношений в группе.

В
психологии приняты различные классификации
лидеров:

по
содержанию деятельности (лидер-вдохновитель
и лидер-исполнитель);по характеру
деятельности (универсальный лидер и
ситуативный лидер);по направленности
деятельности (эмоциональный лидер и
деловой лидер) и т. д. Лидер может быть
одновременно и официальным руководителем
группы.
Различают:
-формальное
лидерство — процесс влияния на людей
с позиции занимаемой должности;

-неформальное
лидерство — процесс влияния на людей
при помощи своих способностей, умения
или других ресурсов.


Выделяют
стили лидерства:

-Авторитарный
— установление жёсткой дисциплины,
чёткое распределение обязанностей,
лидер не вступает в дискуссии, не
прислушивается к мнению группы, навязывает
свое мнение.

-Демократичный
— лидер советуется с коллегами,
прислушивается к их аргументам, поощряет
их инициативу, ориентируется на мнение
группы, часть полномочий делегирует
другим членам группы.

-Либеральный
— лидер не предъявляет никаких требований
к членам группы, ни на что не настаивает,
принимает все предложения членов группы,
не конфликтует. Группа практически не
организованна, разобщена, функциональные
обязанности в группе распределяются
хаотично.

Вопрос 53 понятие конфликта. классификация конфликта.

Конфли́кт
— наиболее острый способ разрешения
противоречий в интересах, целях, взглядах,
возникающий в процессе социального
взаимодействия, заключающийся в
противодействии участников этого
взаимодействия, и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями, выходящий за
рамки правил и норм.


Виды
конфликтов

Внутриличностный
конфликт

Межличностный
конфликт

Внутригрупповой
конфликт

Межгрупповой
конфликт


Социальный
конфликт

Межклассовый
конфликт

Внутриорганизационный
конфликт


Межэтнический
конфликт

Педагогический
конфликт

Вопрос 54 элементы конфликта

ЭЛЕМЕНТЫ
КОНФЛИКТА – структурные составляющие
конфликта как системы. Конфликт является
сложным объективно-субъективным
образованием. Поэтому среди Э. к. выделяют
объективные и субъективные. К объективным
Э. к. относятся оппоненты, объект и
предмет конфликта, группы поддержки,
др. участники, те составляющие микро–
и макросреды, в пределах которых
происходит конфликт.

Основными
субъективными, т. е. психологическими,
Э. к. являются устремления (цели, мотивы)
сторон, стратегии и тактики их поведения,
а также их информационные модели
конфликта. Среди Э. к. можно выделить
те, которые оказывают на развитие
конфликта гораздо более значительное
влияние по сравнению с др. элементами.

Такие значимые элементы называются
компонентами конфликта. Э. к. является
не любая составляющая часть конфликта,
а только та, которая образует его
подструктуру. Напр., должность, которую
занимает первый оппонент в межличностном
организационном конфликте, является
элементом не конфликта в целом, а
элементом первого оппонента как системы.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector