- . Понятие «воля». Функции воли
- . Механизмы межличностной перцепции
- . Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения
- 61компоненты утомления
- 62предмет и задачи инженерной психологии
- 64характеристика систем чмс
- 65особенности деятельности человека-оператора
- 66особенности практического мышления
- 67средства деятельности человека-оператора
- Вопрос 49 классификация групп
- Вопрос 50 групповая динамика. структура малой группы.
- Вопрос 51 личность в группе: конформизм лидерство социальные роли.
- Вопрос 53 понятие конфликта. классификация конфликта.
- Вопрос 54 элементы конфликта
. Понятие «воля». Функции воли
Во́ля—свойствочеловека,
заключающееся в его
способности сознательноуправлятьсвоей психикойипоступками.
Проявляется в достижении сознательно
поставленных целей.
К
волевым качествам часто относят
мужество, настойчивость, решительность,
самостоятельность, терпение, самообладание
и другие. Понятие во́ля очень тесно
связано с понятием свобода.
Волевая
деятельность состоит из определенных
действий, в которых содержатся все
признаки и качества воли. Они бывают
простыми и сложными.
Функции
воли:
Стимулирующая
функция обеспечивается
активностью человека .Активность
порождает действие в силу специфики
внутренних состояний человека, которые
возникают в момент самого действия.
Тормозная
функция проявляется
в сдерживании нежелательных проявлений
активности. Эта функция чаще всего
выступает в единстве со стимулирующей.
Человек способен тормозить возникновение
нежелательных мотивов, выполнение
действий, поведения, которые противоречат
представлениям о образце, эталоне и
осуществление которых может поставить
под сомнение или повредить авторитету
личности.
. Механизмы межличностной перцепции
К
механизмам межличностной перцепции
относят механизмы
1)
познания и понимания людьми друг
(иденти¬фикация, эмпатия, атракция).
2)
самого себя (рефлексия) в процес¬се
общения
3)
обеспечивающие прогнозирование
поведения партнера по общению (каузальная
атрибуция).
-
Идентификация
— это способ познания другого человека,
при котором предположение о его
внутреннем состоянии строится на
ос¬нове попытки поставить себя на
место партнера по общению. То есть
происходит уподобление себя другому.
При идентификации с другим познаются
его нормы, ценности, поведение, вкусы
и привычки. -
Эмпатию
определяют как эмоциональное
вчувствование или со¬переживание
другому. Через эмоциональный отклик
мы пониманием внутреннего состояния
другого. Эмпатия основана на умении
пра¬вильно представлять себе, что
происходит внутри другого человека,
что он переживает, как оценивает
окружающий мир. Известно, что эмпатия
тем выше, чем лучше человек способен
представить себе, как одно и тоже
событие будет воспринято разными
людьми, и нас¬колько он допускает право
на существование этих разных точек
зре¬ния. -
Аттракция
(дословно — привлечение) представляет
собой фор¬му познания другого человека,
основанную на формировании по отно¬шению
к нему устойчивого позитивного чувства.
В данном случае понимание партнера по
общению возникает благодаря формирование
по отношению к нему привязанности,
дружеского или более глубокого
интимно-личностного отношения -
Рефлексия
— это механизм самопознания в процессе
общения в основе которого лежит
способность человека представлять
то, как он воспринимается партнером
по общению. -
Каузальная
атрибуция — механизм интерпретации
поступков и чувств другого человека
(казуальной атрибуции — приписывание
причин).
. Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения
Межличностное
восприятие синоним — социальная
перцепция) представляет собой сложный
процесс: а) восприятия внешних признаков
других людей; б) последующего соотнесения
полученных результатов с их действительными
личностными характеристиками; в)
интерпретации и прогнозирования на
этой основе возможных их поступков и
поведения.
В
социальном восприятии в целом всегда
присутствует оценка других людей и
формирование отношения к ним в
эмоциональном и поведенческом плане,
в результате чего и осуществляется
построение их собственной стратегии
деятельности.
Обычно
выделяют четыре основные функции
межличностного восприятия:
• |
• |
• |
В |
компоненты
Во-вторых,
Эталоны
Практическое |
Эффект
первичности состоит в том, что вероятность
припоминания нескольких первых элементов
однородного материала более высока,
чем средних (при этом чем объемнее
предъявляемый материал и чем выше темп
его предъявления, тем меньшее количество
первых элементов припоминается).
Эффект
ореола — это распространение первичной
общей оценки человека (людей) на восприятие
его (их) поступков и личностных качеств.
Так, если первое впечатление о человеке
(людях) в целом благоприятно, то в
дальнейшем все его (их) поведение, черты
и поступки начинают переоценивать в
положительную сторону.
В них вьщеляют
и преувеличивают лишь положительные
моменты, а отрицательные как бы
недооценивают или вообще не замечают.
Если же общее первое впечатление о
каком-либо человеке (людях) оказалось
отрицательным, то даже положительные
его (их) качества и поступки в последующем
не замечают либо недооценивают на фоне
гипертрофированного внимания к
недостаткам.
Эффект
новизны при восприятии людьми друг
друга заключается в том, что по отношению
к знакомому человеку наиболее значимой
оказывается последняя, т.е. более новая
информация о нем. А по отношению к
незнакомому человеку более значима
первая информация
61компоненты утомления
Утомление
– это состояние, связанное со снижением
работоспособности.
Рассмотрим
компоненты утомления:
Чувство
слабосилия. Утомление
сказывается в том, что человек чувствует
снижение своей работоспособности, даже
когда производительность труда еще не
падает. Это снижение работоспособности
выражается в переживании особого,
тягостного напряжения и в неуверенности;
человек чувствует, что не в силах должным
образом продолжать работу.
Расстройство
внимания.
Внимание – одна из наиболее утомляемых
психических функций. В случае утомления
внимание легко отвлекается, становится
вялым, малоподвижным или, наоборот,
хаотически подвижным, неустойчивым.
Расстройство
в сенсорной области. Таким
расстройством под влиянием утомления
подвергаются рецепторы, которые принимали
участие в работе. Если человек долго
читает без перерывов, то, по его словам,
у него начинают «расплываться» в глазах
строчки текста. Продолжительная ручная
работа может привести к ослаблению
тактильной и кинестетической
чувствительности.
Нарушение
в моторной сфере.
Утомление сказывается в замедлении или
беспорядочной торопливости движений,
расстройстве их ритма, в ослаблении
точности и координированности движений,
их деавтоматизации.
Дефекты
памяти и мышления. Эти
дефекты также относятся непосредственно
к той сфере, с которой связана работа.
В состоянии сильного утомления оператор
может забыть инструкцию и одновременно
хорошо помнить все, что не имеет отношения
к работе. Мыслительные процессы особенно
нарушаются при утомлении от умственной
работы, но при физической работе человек
нередко жалуется на понижение
сообразительности и умственной
ориентации.
Ослабление
воли. При
утомлении ослабляются решительность,
выдержка и самоконтроль. Отсутствует
настойчивость.
Сонливость. При
сильном утомлении возникает сонливость
как выражение охранительного торможения.
Потребность во сне при изнурительной
деятельности такова, что человек засыпает
часто в любом положении, например, сидя.
62предмет и задачи инженерной психологии
Инженерная
психология – это отрасль психологической
науки, которая изучает закономерности
взаимодействия человека и техники с
целью использовать данные закономерности
для создания систем «человек-машина-среда»
(СЧМС).
Задачи:
-
Участие
в конструировании техники и организации
технологических процессов. -
Профессиональный
отбор людей с необходимым уровнем
профессионально важных качеств для
работы со сложными техническими
системами. -
Профессиональная
подготовка человека-оператора.
Особенности
инженерной психологии: имеет двойственный
характер:
-
Изучает
проявления психики человека при
взаимодействии с техникой. -
Имеет
ярко выраженный технический характер.
64характеристика систем чмс
СЧМС
включает в себя:
-
Техническое
устройство -
Человека-оператора
– это человек, осуществляющий трудовую
деятельность посредством информационных
систем и органов управления. -
Внешняя
среда.
СЧМС
являются:
-
Сложными
динамическими системами. -
Целеустремлёнными
системами (обусловлено включением в
них человека). -
Адаптивными
системами (благодаря гибкости и
пластичности человека).
Классификация
СЧМС:
◙ По
целевому назначению
♦
Обслуживающие.
♦
Исследовательские
♦
Обучающие
♦
Управляющие (большой класс)
◙ По
характеристикам человека
♥
Моносистемы
♥
Полисистемы
◙ По
характеристикам техники
♣
Простые
♣
Сложные
♣
Система-комплекс (очень сложные)
◙ По
характеристикам взаимодействия человека
и техники
♠
Непрерывное
♠ Эпизодическое
65особенности деятельности человека-оператора
Особенности
деятельности человека-оператора:
-
Опосредованное
восприятие внешнего мира и управляемого
объекта. -
Кодирование
информации на средствах её отображения
затрудняет формирование адекватного
образа объекта и ситуации. -
Передача
ряда функций автоматическим устройствам
повышает значимость контроля за их
работой. -
Управление
разнокодовой информацией.
Из
всего этого следует – специфика
деятельности человека-оператора
формирует предрасположенность его к
информационному стрессу.
66особенности практического мышления
Б.М.
Теплов назвал мышление, включенное в
практическую деятельность оперативным
или практическим мышлением. Особенности:
1.
Непосредственно включено в трудовую
деятельность и результаты тут же
подвергаются проверке.
2.
Создаётся план операции, который
соотносится с реальными объектами или
процессами.
3.
Почти всегда имеется лимит времени,
создающий невозможность выдвижения и
проверки нескольких гипотез.
Функции
оперативного мышления
-
Планирование
-
Контроль
и регулирование -
Диагностика
-
Решение
задач по устранению резких отклонений
от новмы в управляемых процессах.
67средства деятельности человека-оператора
Средства
деятельности человека-оператора
-
Средства
отображения информации.
♦ По
модальности сигнала
-
Визуальные
-
Акустические
-
Тактильные
♦ По
функциям выдаваемой информации
-
Ситуативная
-
Командная
♦ По
форме сигнала
-
Абстрактные
-
Изобразительные
-
Органы
управления – используются для
♦ Ввода
командной информации
♦ Установки
требуемых режимов работы
♦ регулировки
параметров
♦ вывода
информации
-
Вспомогательные
средства
Вопрос 49 классификация групп
Группа
– это ограниченная в размерах общность
людей, выделяемая из социального целого
на основе определённых признаков.
По
размеру группы бывают:
а)
Большие.
б)
Средние – социальные классы, партии,
организации.в) Малые группы – 2 – примерно
50 человек.
Вопрос 50 групповая динамика. структура малой группы.
Групповая
динамика – это совокупность внутригрупповых
процессов, которые характеризуют весь
жизненный цикл группы.
Этапы
развития группы:
-Этап
проверки и зависимости.
-«Внутригрупповой
конфликт» (отсутствует групповое
единство, участники стремятся навязать
свою позицию, модель поведения)
-Развитие
групповой сплочённости (складываются
нормы и ценности группы)
-Функционально-ролевая
соотнесённость (Образуется статусно-ролевая
структура группы, распределяются задачи)
Структура
малой группы – это совокупность связей
или отношений, которые складываются
между индивидами:
= Формально-статусная
(доминирование и подчинение)
= Социометрические
отношения (Симпатии и антипатии в группе)
= Коммуникативные
связи и отношения (потоки информации)
= Ролевые
отношения
Вопрос 51 личность в группе: конформизм лидерство социальные роли.
Социальная
роль – это нормативно заданный и
коллективно-одобряемый образец поведения,
ожидаемый от конкретного члена группы.
Виды
социальных ролей:
♣
Формальные
(статус, профессия, официальное положение
в группе).
♣
Неформальные
(спонтанно складываются в процессе
групповой жизнедеятельности)
Группа
всегда оказывает давление на членов, и
по реакции на давление выделяют:
♠
Конформисты
(принимают мнение большинства, подчиняются,
умывают руки) Конформизм имеет 2 подвида:
—
Внешнее подчинение
—
Внутреннее подчинение (мнение группы
воспринимается как собственное даже
вне группы)
♠
Нонконформисты
(Способны противостоять мнению
большинства)
Социальная
роль – это нормативно заданный и
коллективно-одобряемый образец поведения,
ожидаемый от конкретного члена группы.
Виды
социальных ролей:
-Формальные
(статус, профессия, официальное положение
в группе).
-Неформальные
(спонтанно складываются в процессе
групповой жизнедеятельности)
Группа
всегда оказывает давление на членов, и
по реакции на давление выделяют:
— Конформисты
(принимают мнение большинства, подчиняются,
умывают руки) Конформизм имеет 2 подвида:
—
Внешнее подчинение
—
Внутреннее подчинение (мнение группы
воспринимается как собственное даже
вне группы)
— Нонконформисты
(Способны противостоять мнению
большинства)
Ли́дер
— лицо в какой-либо группе (организации),
пользующееся большим, признанным
авторитетом, обладающее влиянием,
которое проявляется как управляющие
действия. Член группы, за которым она
признает право принимать ответственные
решения в значимых для нее ситуациях,
то есть наиболее авторитетная личность,
играющая центральную роль в организации
совместной деятельности и регулировании
взаимоотношений в группе.
В
психологии приняты различные классификации
лидеров:
по
содержанию деятельности (лидер-вдохновитель
и лидер-исполнитель);по характеру
деятельности (универсальный лидер и
ситуативный лидер);по направленности
деятельности (эмоциональный лидер и
деловой лидер) и т. д. Лидер может быть
одновременно и официальным руководителем
группы.
Различают:
-формальное
лидерство — процесс влияния на людей
с позиции занимаемой должности;
-неформальное
лидерство — процесс влияния на людей
при помощи своих способностей, умения
или других ресурсов.
Выделяют
стили лидерства:
-Авторитарный
— установление жёсткой дисциплины,
чёткое распределение обязанностей,
лидер не вступает в дискуссии, не
прислушивается к мнению группы, навязывает
свое мнение.
-Демократичный
— лидер советуется с коллегами,
прислушивается к их аргументам, поощряет
их инициативу, ориентируется на мнение
группы, часть полномочий делегирует
другим членам группы.
-Либеральный
— лидер не предъявляет никаких требований
к членам группы, ни на что не настаивает,
принимает все предложения членов группы,
не конфликтует. Группа практически не
организованна, разобщена, функциональные
обязанности в группе распределяются
хаотично.
Вопрос 53 понятие конфликта. классификация конфликта.
Конфли́кт
— наиболее острый способ разрешения
противоречий в интересах, целях, взглядах,
возникающий в процессе социального
взаимодействия, заключающийся в
противодействии участников этого
взаимодействия, и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями, выходящий за
рамки правил и норм.
Виды
конфликтов
Внутриличностный
конфликт
Межличностный
конфликт
Внутригрупповой
конфликт
Межгрупповой
конфликт
Социальный
конфликт
Межклассовый
конфликт
Внутриорганизационный
конфликт
Межэтнический
конфликт
Педагогический
конфликт
Вопрос 54 элементы конфликта
ЭЛЕМЕНТЫ
КОНФЛИКТА – структурные составляющие
конфликта как системы. Конфликт является
сложным объективно-субъективным
образованием. Поэтому среди Э. к. выделяют
объективные и субъективные. К объективным
Э. к. относятся оппоненты, объект и
предмет конфликта, группы поддержки,
др. участники, те составляющие микро–
и макросреды, в пределах которых
происходит конфликт.
Основными
субъективными, т. е. психологическими,
Э. к. являются устремления (цели, мотивы)
сторон, стратегии и тактики их поведения,
а также их информационные модели
конфликта. Среди Э. к. можно выделить
те, которые оказывают на развитие
конфликта гораздо более значительное
влияние по сравнению с др. элементами.
Такие значимые элементы называются
компонентами конфликта. Э. к. является
не любая составляющая часть конфликта,
а только та, которая образует его
подструктуру. Напр., должность, которую
занимает первый оппонент в межличностном
организационном конфликте, является
элементом не конфликта в целом, а
элементом первого оппонента как системы.