Развитие личности в старшем школьном возрасте.

Ведущая деятельность

Учебно-профессиональная деятельность выступает ведущей в юношеском возрасте. Однако жизненный сценарий здесь складывается по-разному: часть молодых людей, заканчивая школу или проходя короткое обучение в профессиональном колледже, идут работать. Продолжение обучения у юношей прерывается службой в армии и проблемами в семейной жизни у девушек.

Для учебно-профессиональной деятельности характерно изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом тс предметы, которые им будут нужны в дальнейшем.

Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А. В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Развитие личности

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).

Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и нс переживалось, теперь осознается временна́я перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее.

Отдельная важная задача юношеского возраста – профессиональное самоопределение.

Факторы выбора профессии: престижность (социальная ценность), качества личности и способности, присущие представителям профессий, принципы и нормы отношений, стиль жизни, характерные для данного профессионального круга, возможность зарабатывать (материальная ценность). На конкретный профессиональный выбор также влияют и ожидания родителей, профессиональная принадлежность родителей, опыт включения в профессиональную ситуацию в качестве ее участника (стажера).

Предлагаем ознакомиться  Причины жалости к себе

И. В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы говорить о профессиональном самоопределении еще рано, скорее, подлинное самоопределение происходит с началом профессиональной деятельности человека, т.е. к 20–23 годам. И этот выбор затем пересматривается в кризисе молодости и зрелости. В ранней юности формируется готовность к профессиональному самоопределению.

Содержание психологической готовности к самоопределению:

  • – сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
  • – развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временны́е перспективы);
  • – становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

В содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения Н. С. Пряжникова центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия и самопознание) и потребность в профессиональной компетентности.

Самооценка. Построение жизненных планов требует уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Юношеский возраст связан с изменением самооценки личности. По американским данным, подростки 12–13 лет значительно чаще, чем младшие дети, думают, что взрослые и сверстники оценивают их отрицательно, их самоуважение несколько снижается.

Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то теперь – более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше других». «У меня плохой характер, но он меня устраивает».

Варианты самооценки старшеклассников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Еще одна группа детей отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек.

Предлагаем ознакомиться  Характер: черты, особенности, связь с темпераментом | Статьи

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированносгь. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми.

Период юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенциональный (по Колбергу). Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются взрослые – учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения у сверстников, то старшеклассник больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

Предлагаем ознакомиться  Философский смысл проблем бытия: суть, основные аспекты и их смысл

В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Развитие познавательных процессов

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий, совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно.

Это означает сформированность теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Старшие школьники уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника.

Развитие способностей

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector