Характер: черты, особенности, связь с темпераментом | Статьи

3Психологическая культура и личностные ресурсы

В процессе реализации своих жизненных потребностей человек неизбежно сталкивается с определенными обстоятельствами и условиями, которые необходимо принимать во внимание при выборе и проектировании способов достижения поставленных целей. Важно отметить, что их содержание и характер должны соответствовать имеющимся условиям.

От этого зависит эффективность и результативность процесса. Однако при постановке целей и выборе способов решения жизненных задач человек должен принимать во внимание и собственные возможности. Их можно определить как личностные ресурсы. Например, одним из таких ресурсов является мышление.

В простых жизненных ситуациях можно обойтись без него. Необходимость в нем возникает в достаточно сложных ситуациях, когда для удовлетворения актуальных потребностей человеку недостаточно имеющейся у него информации о способах реализации поставленных целей, и он не может получить ее с помощью восприятия. Они называются проблемными. Чем сложнее жизненные ситуации, тем более высокие требования они предъявляют к этому ресурсу.

Все люди обладают одним и тем же репертуаром личностных ресурсов, поскольку именно они делают их (людей) людьми. Можно выделить следующие виды личностных ресурсов: мотивационные, эмоциональные, волевые, когнитивные, ресурсы личностных свойств, социально-психологические, духовно-нравственные, предметно-практические, индивидные и физиологические. Однако их соотношение у людей очень индивидуально. Рассмотрим состав личностных ресурсов более подробно.

Мотивационные ресурсы. Сюда относится система потребностей, мотивов и интересов, которые являются источником жизненной активности человека. В них сконцентрирован его энергетический потенциал, без которого невозможно достижение поставленных целей. Кроме того, они делают жизненную активность человека избирательной и придают ей направленность и смысл.

Волевые ресурсы. Необходимость в этих ресурсах возникает в ситуациях, когда человек вынужден действовать не по непосредственному желанию (как хочется), а по необходимости (как надо, как разумно и целесообразно). С помощью волевого усилия он должен компенсировать недостаточность или отсутствие имеющейся у него мотивации.

Эмоциональные ресурсы. Важнейшим элементом душевной жизни человека являются эмоциональные переживания. Они возникают в ситуациях, имеющих отношение к удовлетворению его жизненных потребностей и интересов: благоприятствующих или препятствующих этому. Такие ситуации называются значимыми.

Они предъявляют человеку особые требования, которые не характерны для незначимых жизненных ситуаций. Именно эмоции вводят его в нужный режим жизни, соответствующий требованиям ситуации. В конечном итоге они изменяют функциональные возможности человека: когнитивные, психофизиологические, практические.

Важно подчеркнуть, что под влиянием эмоций его функциональные возможности могут не только возрастать, но и уменьшаться. Поэтому эмоциональная жизнь человека должна быть под его контролем. Следовательно, для того, чтобы быть более успешным в жизни, он должен хорошо ориентироваться в эмоциональных ресурсах (причем не только в своих, но и в чужих) и уметь эффективно распоряжаться ими. Это является одним из элементов психологической культуры.

Когнитивные ресурсы. К этой группе относятся ресурсы ощущения и восприятия (сенсорно-перцептивные), ресурсы мышления (мыслительные), ресурсы воображения (имажитивные), ресурсы памяти (мнемические). На основе когнитивных ресурсов происходит ориентировка человека в окружающем мире (физическом и социально-психологическом) и в самом себе как индивиде, субъекте и личности.

Они не взаимозаменимы. Каждый из этих ресурсов позволяет решать определенные жизненные задачи. Чем выше уровень развития когнитивных ресурсов, тем большими возможностями располагает их носитель – человек. Поэтому он должен быть заинтересован в их развитии. Вопрос в том, в какой мере он ориентируется в них, знает свои когнитивные возможности и ограничения, умеет эффективно распоряжаться ими с благими намерениями; в какой мере он ориентируется в когнитивных возможностях других людей и управлять ими. В этом и заключается сущность психологической культуры когнитивных ресурсов личности.

Ресурсы личностных свойств. В эту группу входят черты характера, способности, отношения, социальные установки и другие устойчивые личностные свойства, предопределяющие способы поведения человека в различных жизненных ситуациях, направление жизненной активности, эффективность выполняемых действий.

В них аккумулирован жизненный опыт субъекта, включающий в себя не только поведение в тех или иных ситуациях, но также понимание их и отношение к ним. Поэтому столкнувшись с какой-то жизненной ситуацией, человек не изобретает схему своего поведения, а актуализирует ее, т. е. ведет себя в соответствие с имеющимся у него личностным свойством.

Причем в большинстве случаев это происходит в автоматическом режиме без каких-либо сознательных усилий при минимальных энергетических затратах. Каждый человек располагает достаточно широким набором личностных свойств, обеспечивающих его необходимыми схемами поведения в основных жизненных ситуациях.

Главная проблема заключается в том, что большинство людей не умеют эффективно распоряжаться ресурсами своих личностных свойств. Они не имеют необходимых психологических знаний, плохо ориентируются в достоинствах и недостатках собственного личностного потенциала и не владеют им. Скорее наоборот, нередко они сами оказываются заложниками своих личностных свойств: черт характера, отношений, социальных установок.

Для них характерно также неумение ориентироваться в личностных особенностях других людей и выстраивать по отношению к ним разумные и эффективные способы поведения. Это свидетельствует о низком уровне развития у них психологической культуры. Высокий уровень ее развития позволяет человеку эффективно пользоваться ресурсами своих личностных свойств и личностных свойств других людей для решения жизненных задач без ущемления интересов других людей.

Социально-психологические ресурсы. Каждый человек имеет определенный круг общения. В него входят люди, с которыми он связан межличностными отношениями. Они могут быть разными по содержанию, глубине, значимости, силе, устойчивости и другим параметрам. Эти межличностные отношения и связи составляют содержание социально-психологических ресурсов.

Они позволяют человеку успешно решать довольно широкий круг жизненных задач: устраиваться на хорошую работу, продвигаться по карьерной лестнице, получать качественные медицинские услуги и др. Высокий уровень развития психологической культуры предполагает знание психологии общения и межличностных отношений, умение устанавливать и поддерживать нужные отношения, хорошо ориентироваться в них и использовать для решения всевозможных жизненных задач без ущерба и ущемления интересов других людей.

Предлагаем ознакомиться  30 признаков эмоционального насилия

Духовно-нравственные ресурсы. В их содержание входят ценности, нравственные убеждения и принципы, которыми руководствуется человек в процессе решения стоящих перед ним жизненных задач. Духовность личности определяется тем, в какой мере они соответствуют существующему в обществе духовно-нравственному идеалу.

Человек идентифицирует себя с ними и поэтому вынужден подчиняться им, поскольку всякое отклонение от них равнозначно отказу от самого себя. Духовный потенциал личности определяется тем, в какой мере человек способен противостоять всевозможным искушениям, подталкивающим его к отклонению от собственных ценностей, убеждений и принципов.

В этом выражается одновременно и духовная зрелость личности. Высокий уровень развития психологической культуры предполагает знание собственных духовно-нравственных ресурсов и умение эффективно распоряжаться ими, а также умение ориентироваться в духовно-нравственных ресурсах других людей и выстраивать по отношению к ним адекватную форму поведения.

Предметно-практические ресурсы. Сюда относится система имеющихся у человека практических умений и навыков, необходимых для решения предметно-практических задач: приготовление пищи, ремонт утюга, пользование компьютером, вождение автомобиля и др. Можно сказать, что это практический опыт.

Они делают человека приспособленным к предметной среде и к жизни. Поэтому на протяжении жизни он постоянно расширяет их арсенал. Высокий уровень развития психологической культуры предполагает владение достаточно широким арсеналом практических умений и навыков и умение эффективно распоряжаться им для решения возникающих жизненных задач без ущемления интересов других людей. Сюда относится также знание предметно-практических ресурсов других людей и умение пользоваться ими.

Индивидные ресурсы. К этой группе относятся свойства человека как биологического индивида: нейродинамические, нейропсихологические, межполушарная асимметрия, биологический возраст, биологический пол, конституция, психомоторика, сенсорная организация, система инстинктов и безусловных рефлексов, структура органических потребностей.

Они являются врожденными и не изменяются под влиянием обучения и тренировки. Эти свойства составляют биологическую основу для развития человека как субъекта и личности: потребностей, черт характера, способностей, самосознания, когнитивных процессов. Причем они могут благоприятствовать или препятствовать становлению тех или иных личностных черт.

Поэтому их важно принимать во внимание при решении некоторых задач, связанных с обучением, воспитанием и самовоспитанием человека. Они важны также и для решения многих других жизненных задач При высоком уровне развития психологической культуры человек способен эффективно использовать потенциал собственных или чужих индивидных ресурсов.

Физиологические ресурсы. Речь идет о возможностях человеческого организма, т. е. о здоровье, без которого невозможно решение никаких жизненных задач. Здоровье – это не психологическое образование. Но оно является одним из инструментов личностного бытия и поэтому его следует считать личностным ресурсом.

При высоком уровне развития психологической культуры человек относится к своему организму как к важному ресурсу, знает его возможности (сильные и слабые стороны), заботится о нем (тренирует, оберегает, лечит), т. е. выступает как рачительный и эффективный владелец. Также он относится к физиологическим ресурсам других, прежде всего, близких людей.

Успешность и качество жизни зависит от того, в какой мере человек способен разумно распоряжаться имеющимся у него потенциалом личностных ресурсов. Это определяется уровнем развития у него психологической культуры, что предполагает:

1. Знание потенциала своих личностных ресурсов.

2. Владение приемами управление своими личностными ресурсами.

3. Отношение к своим личностным ресурсам как к ценности.

4. Постоянное развитие и совершенствование потенциала собственных личностных ресурсов.

5. Использование своих личностных ресурсов в гуманных целях.

4Структура психологической культуры

Структурно-содержательный анализ психологической культуры предполагает изучение ее строения и отношений между составляющими ее элементами. Как сложное системное образование личности она включает в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный (интеллектуальный) регулятивно-практический (поведенческий) и ценностно-смысловой (духовно-нравственный). У разных авторов они фигурируют под несколько разными названиями при большом содержательном и функциональном сходстве.

Когнитивный (интеллектуальный) компонент психологической культуры представляет собой систему познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память) и психологических знаний (определенную осведомленность или компетентность). На его основе осуществляется ориентировка человека в других людях, в социальных общностях и в самом себе.

На протяжении жизни у каждого человека накапливается определенный опыт знания и понимания людей, складывается целая система психологических представлений, стереотипов и концепций. Именно поэтому считается, что каждый человек является практическим психологом. Однако надо всегда помнить о том, что эти представления о людях почти всегда являются не научными, а житейскими или обыденными.

В большинстве случаев они приблизительны и наивны и далеки от реальности, несмотря на то, что носители этих представлений почти никогда не сомневаются в их достоверности. Например, многие мужчины считают, что красивые женщины не очень умны, лица женского пола менее способны к вождению автомобиля и др., хотя никаких научных доказательств этого не существует.

Можно привести множество других далеких от истины, но довольно распространенных социальных стереотипов. Высокий уровень развития у человека когнитивного компонента психологической культуры позволяет ему быстро и правильно ориентироваться в окружающих людях и в самом себе. Он является важным показателем развития у него психологической культуры в целом.

Регулятивно-практический компонент психологической культуры представлен широким спектром практических умений и навыков, с помощью которых субъект воздействует на других людей и на самого себя. Например, просьба, приказ, ирония, моральная поддержка, похвала, порицание, выражение сочувствия и др.

Их репертуар очень широк. Он измеряется тысячами. Воздействия человека на других людей и на самого себя могут быть вербальными (речевыми) и невербальными (например, выражение лица), простыми и сложными, открытыми по намерениям и замаскированными (например, психологические манипуляции), значимыми и незначимыми для адресата, положительными и отрицательными по знаку.

Уровень владения ими является одним из показателей развития психологической культуры человека. Они далеко не всегда имеют внешне-практическую форму. Например, умения и навыки самовоздействия чаще всего являются не внешними, а внутренними психологическими образованиями. Традиционно они рассматриваются чаще всего как механизмы саморегуляции.

Предлагаем ознакомиться  Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Типичными примерами здесь могут служить защитные механизмы, приемы управления мотивами, механизмы эмоциональной саморегуляции. Но их генетические корни находятся в пространстве реального межличностного взаимодействия (Выготский). Ребенок не может овладеть умением управлять своими психическими функциями и поведением до тех пор, пока он не научится управлять другими людьми и подчиняться их воздействиям.

Уровень владения собственными психическими функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, вниманием, эмоциями, потребностями) также является важным показателем развития психологической культуры человека. Например, если человек способен удержаться от чрезмерной эмоциональности в условиях повышенной ответственности, опасности или риска, мы можем говорить о высоком уровне развития у него эмоциональной культуры, которая является составной частью психологической культуры.

Ценностно-смысловой (духовно-нравственный) компонент психологической культуры можно определить как устойчивое отношение человека к другим людям и к самому себе. Оно зависит от того, какое место в системе его ценностей занимают люди: как себе подобные и равноправные личности, как инструменты (средства) решения личных или каких-то иных проблем, как культы поклонения, как благодетели, как «неверные» и т. д.

Он соотносим с системой духовно-нравственных ценностей общества. Например, если в обществе пропагандируется и насаждается негативное отношение к представителям другой национальности или расы, то его члены начинают считать себя более достойными. На основе ценностно-смыслового компонента человек осуществляет самую общую смысловую оценку, как других людей, так и самого себя.

Среди других структурных компонентов психологической культуры он является наиболее устойчивым и плохо поддающимся произвольной регуляции. Нельзя заставить себя кого-то (включая и себя) любить, уважать или ненавидеть. Это происходит как-то незаметно, непреднамеренно и иногда даже вопреки желаниям человека.

В какой-то момент он ловит себя на мысли, что это случилось. Более того, он может даже стать заложником возникшего чувства. Генетической основой духовно-нравственного компонента психологической культуры являются эмоции как субъективные реакции человека на значимые жизненные ситуации, события или объекты.

Выделенные структурные компоненты психологической культуры человека тесно взаимосвязаны как функционально, так и генетически. Каждый из них необходим, но не достаточен для эффективного взаимодействия человека с другими людьми, равно как и для его существования как субъекта и полноценной личности. Например, если человек имеет неадекватное представление о ком-либо, то это неизбежно приводит выбору ошибочных способов общения с ним и к возникновению соответствующего отношения к нему.

Аналогичная картина наблюдается и при искажении любого другого компоненте психологической культуры. Они функционируют как единая система. Это важно учитывать в практической работе с людьми, а также при целенаправленном формировании психологической культуры. Например, для того, чтобы изменить отношение человека к кому-то или к самому себе, необходимо в нужном направлении изменить способы его общения с ним и его представления о нем.

Именно эти компоненты психологической культуры значительно легче поддаются управлению. Изменяясь, они влекут за собой изменение и отношения субъекта к другому человеку. В этом выражается единство и целостность всех структурных компонентов психологической культуры человека. То же самое можно сказать и о взаимосвязи структурных компонентов, которые обеспечивают внутриличностные функции психологической культуры.

3Знания в структуре когнитивного компонента психологической культуры

Вторую сторону когнитивного компонента психологической культуры составляют психологические знания. Их можно представить как хранящуюся в памяти человека информацию о психических явлениях: свойствах, состояниях, процессах, механизмах и закономерностях. Они могут иметь форму понятий, субъективных образов, социальных эталонов и стереотипов, образов значимых других, семантических конструктов, социальных представлений, каузальных и конкретно-инструментальных схем, имплицитных теорий личности и других когнитивных образований.

Самые простейшие психологические знания имеют форму эмоциональных переживаний, возникающих в контексте общения с другим человеком: радость, удивление, огорчение, презрение и др. В них отражается только факт значимости-незначимости, полезности-вредности, приятности-неприятности другого человека. Они еще не имеют самостоятельного когнитивного статуса, поскольку в них не представлено то, что является главным во всяком знании – предметное содержание (в данном случае им является другой человек).

Более совершенны так называемые эмпатийные переживания, в которых воссоздается эмоциональное состояние другого человека. Оно и составляет содержательную сторону подобных переживаний. Соответственно и прагматические возможности этой формы психологических знаний более широки.

Конкретно-инструментальные знания (поведенческие схемы) представляют собой усвоенные ребенком стереотипные схемы поведения по отношению к тем или иным людям в контексте конкретных жизненных ситуаций. Например, с одним членом семьи ребенок капризничает, с другим оказывается послушным, с третьим проявляет собственную инициативу, с четвертым становится пассивным и т. д.

Содержательная сторона этих знаний имплицитна. Они содержат информацию не о том, что из себя представляет тот или иной человек, а о том, как мне нужно вести себя с ним в контексте соответствующих конкретных ситуаций. Эти знания максимально конкретны, ситуативны и субъктоцентричны. В типичном случае они предписывают субъекту, как лично ему (а не кому-то другому) надо вести себя по отношению к некоторому лицу в условиях конкретной жизненной ситуации.

Тем не менее, они допускают определенные возможности для обобщения, выхода за пределы конкретной ситуации и децентрации. На более ранних стадиях развития эти знания являются невербальными и почти неосознаваемыми. С усвоением речевого общения они принимают вербальную форму и становятся более осознаваемыми и обобщенными.

Образные психологические знания имеют форму конкретных субъективных образов: преимущественно зрительных, а также слуховых, осязательных и обонятельных. Они возникают на основе ощущения и восприятия. В них отражаются любые внешние формы проявления человека как субъекта и личности: внешний облик, поведение, речь, мимика и т. д.

Субъективные образы являются носителями соответствующих психических и личностных особенностей людей. В каждом образе зафиксирован опыт общения субъекта с тем или иным человеком. Поэтому образы содержат огромный потенциал для построения широкого спектра способов общения с соответствующими людьми. Образная форма психологического знания менее эгоцентрична, поскольку субъект всегда имеет возможность воспринимать другого человека не только с собственных позиций, но и с позиций стороннего наблюдателя.

Понятийная форма психологических знаний имеет самое позднее происхождение. Она возникают на базе всех предшествующих и при обязательном участии речи. Понятийные знания имеют форму письменной или устной речи. В них отражаются скрытые от наблюдения и не доступные для органов чувств, психические явления, процессы, свойства, закономерности и механизмы.

Предлагаем ознакомиться  Как сохранить отношения на расстоянии

Например, понятие доброта является носителем соответствующего личностного свойства. Оно и является его значением. В каждом психологическом понятии аккумулирован огромный социальный опыт общения с соответствующими людьми. Его можно транслировать от одного человека к другому. Усваивая психологические понятия, субъект овладевает этим опытом, что позволяет ему пользоваться им при общении с соответствующими людьми.

По сравнению с другими, понятийная форма психологических знаний является максимально осознаваемой, обобщенной и децентрированной. Она может фиксироваться с помощью письма и передаваться от поколения к поколению. В этом заключается ее огромное преимущество. Однако она во многом утрачивает эмоциональные, конкретно-инструментальные и образные составляющие, что существенно обедняет ее практические возможности. Максимально ценным является комплексное психологическое знание, включающее в себя все перечисленные его формы.

Психологические знания могут быть получены либо стихийно и непреднамеренно, либо в ходе специального обучения. Как уже говорилось ранее, программы общеобразовательной школы не предусматривают формирования у учащихся соответствующих знаний, что, конечно же, очень ограничивает и обедняет их личностное развитие и общую психологическую культуру. В зависимости от происхождения и качественных характеристик психологические знания могут быть научными и житейскими (обыденными).

Научные знания порождаются учеными-психологами. Они зафиксированы в специальной литературе (учебниках, словарях) и передаются людям через специальное обучение. В качестве примера можно привести научные психологические термины: мышление, эмоция, уровень притязаний и т. п. В настоящее время их можно получить только в некоторых вузах и педагогических колледжах.

Житейские знания порождаются и усваиваются главным образом в ходе повседневного общения, а также через чтение художественных текстов, т. е. являются продуктом личного психологического опыта. Типичным примером могут служить всевозможные слова-жаргонизмы, отражающие определенные психические особенности людей («хитрец», «жмот», «тупица», «крутой» и т. п.), и слова литературного стиля (добрый, настойчивый, приветливый и т. п.).

В отличие от научных понятий они характеризуются значительно меньшей точностью, несистематизированностью, неопределенностью значений, логической противоречивостью, повышенным субъективизмом и индивидуализированностью, высокой эмоционально-образной насыщенностью, непосредственной встроенностью в структуру самосознания, тесной связью со смысловыми образованиями личности, высокой связью с межличностными воздеяствиями, большой действенностью, низким уровнем обобщенности и осознаваемости, а также некоторыми другими особенностями.

Все это создает серьезные барьеры на пути понимания других людей и самого себя, затрудняет продуктивное общение, порождает всевозможные конфликты и противоречия. Например, отрицательное отношение к человеку может послужить главной причиной необъективности его восприятия: преувеличения недостатков и недооценки достоинств.

Аналогичный эффект получается и в случае негативного отношения к самому себе (так называемая заниженная самооценка). Житейские психологические знания начинают формироваться у человека стихийно с первого года жизни в связи с тем, что он постоянно вступает в контакты с окружающими его людьми. Первоначально его знания о людях и о себе имеют форму эмоциональных переживаний, поведенческих схем и конкретных субъективных образов.

Подобные знания носят невербальный характер. Это выражается в том, что ребенок ничего не может сказать об окружающих его людях. Но это вовсе не означает, что он совсем не знает их психологические особенности. Иначе как бы можно было объяснить известный факт достаточно дифференцированного поведения ребенка по отношению к разным людям: с одним он капризничает, с другим ведет себя дисциплинированно и послушно, с третьим предпочитает играть и т. д.

Примерно с пятилетнего возраста в лексиконе ребенка появляются соответствующие слова, т. е. он начинает усваивать специальные нравственно-психологические понятия. Важнейшим источником их формирования является художественная литература. К моменту поступления в школу ребенок имеет в своем лексиконе 5–6 подобных слов.

Наиболее распространены такие понятия: хороший, плохой, добрый, злой, умный, трудолюбивый. В первом классе объем нравственно-психологического словаря составляет 12 слов, во втором – 16 слов, в шестом классе – 26 слов, а в одиннадцатом – около 100 слов. Если учесть, что в словаре русского языка С. И.

Ожегова насчитывается примерно 1300 соответствующих слов, то динамику развития психологических знаний школьников вряд ли назовешь удовлетворительной. К сказанному следует добавить тот факт, что знания эти являются не научными, а житейскими (обыденными). Они отличаются низкими качественными характеристиками, о которых говорилось выше.

Они дают весьма приблизительное, субъективное, логически противоречивое представление о психических явлениях и не позволяют человеку достаточно правильно понимать других людей и самого себя. Понятийная форма психологических знаний является ведущей среди других. По мере ее возникновения она начинает оказывать влияние на все другие формы психологических знаний и в какой-то мере упорядочивать их в единую систему.

Психологическое мышление находится в неразрывной связи с психологическими знаниями, особенно с вербальными. Оно просто не может существовать вне этих знаний: понятий, субъективных образов, социальных стереотипов и т. д. Если умственные действия и операции составляют своеобразный инструментарий психологического мышления, то знания образуют его содержание.

Они и предпосылка и результат (продукт) умственных действий. Психологическое мышление осуществляется на основе и при посредстве соответствующих когнитивных образований. Вместе с тем последние представляют собой своеобразный продукт умственных действий и как бы аккумулируют их в себе. Например, понятие доброта аккумулирует бесчисленное множество просьб, исполнительность – приказов, упрямство – несогласий с партнером и т. д. Подлинное владение психологическим понятием предполагает умение эксплицировать содержащиеся в нем умственные действия.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector