Свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что идея
взаимосвязи темперамента и биологических свойств организма по-разному
отражалась на разных исторических этапах. В гуморальной теории Гиппократа и
Галена разные типы темперамента соответствовали преобладанию в организме той
или иной особой жидкости.

Кречмер и Шелдон связывали типы темперамента с
конституциональными особенностями строения тела (6, с.16). Альбрехт Галлер,
основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии
понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами
различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных
сосудов, через которые проходит кровь (9, с.52). Эту идею воспринял ученик А.
Галлера, Г. Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с
особенностями нервной системы.

Развивая идеи школы И.П. Павлова, Теплов и Небылицин
предположили, что биологические основы темперамента «коренятся в так
называемых «общих свойствах» нервной системы, т.е. свойствах лобных
отделов мозга». В современных зарубежных работах, посвященным основам
темперамента, характеристики последнего ставятся в соответствие с
функционированием отдельных мозговых структур, или, пользуясь терминологией Теплова
и Небылицина, с «частными» свойствами нервной системы (Русалов).

По
Айзенку, выраженность таких черт темперамента как экстраверсия и интроверсия
связана с уровнем активации ретикулярной формации, а нейротизма — с активностью
лимбической системы (6, с.153). Дж. Грей, ученик Айзенка, описывает имеющие
отношение к свойствам темперамента три системы эмоционального реагирования и
соответствующие им мозговые системы, объединяющие различные структуры мозга.
Эти мозговые системы, по Грэю, включают структуры и области коры, среднего
мозга и лимбических структур, а также связи между ними.

Важнейший компонент внутренних условий составляет свойства
нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь, обуславливает темперамент
человека и отражается в его поведенческих особенностях. В своих проявлениях
темперамент зависит не только от наследственных свойств нервной системы.

Социальная среда оказывает существенное влияние, как на
скорость развития темперамента, так и на способы его проявления личностью.
Например, в последние десятилетия «биологическое и физиологическое
созревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению его
темперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось
вследствие увеличения продолжительности обучения, а это, в свою очередь,
задержало его включение в значимые социальные контакты».

В связи с актуальность целью данной работы является детальное
изучение понятий нервной системы и темперамента, взаимосвязь свойств нервной
системы и типов темперамента и их влияние на личность, деятельность и
способности человека.

Объектом исследования является нервная система и темперамент.

Предметом исследования есть связь свойств нервной системы и
темперамента.

Целью данной работы является детальное изучение понятий нервной
системы и темперамента, взаимосвязь свойств нервной системы и типов
темперамента и их влияние на личность, деятельность и способности человека.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

—       рассмотреть понятие темперамента и нервной
системы;

—       рассмотреть свойства темперамента и
нервной системы;

—       рассмотреть взаимосвязь темперамента и
нервной системы;

—       рассмотреть влияние темперамента на жизнь
человека.

В ходе исследования были использованы следующие методы:
наблюдение, естественный эксперимент, лабораторный эксперимент.

В ходе исследования в качестве источников информации были
использованы использованы: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб.:
Издательство «Питер», 2000; Егорова Е.А. Психология индивидуальных
различий. М., 1997; Ковалев А.Г. Психология личности, изд.3.М.,
«Просвещение», 1997; Краткий словарь системы психологических понятий
// К.К. Платонов — М.

Высшая школа 1984; Мерлин В.С. Очерк теории темперамента,
М., 1964; Немов Р.С. Психология // Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений. В 3 кн. Кн.1, М.: Просвещение ВЛАДОС, 1998; Общая психология
/ Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995; Павлов И.П. Полн. собр. Соч. Т.3.
Кн.2.М. — Л., 1951;

Предлагаем ознакомиться  КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ. Справочник логопеда

Практическая психология в тестах, или как научиться понимать
себя и других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г; Практическая
психология // Инструментарий. Под ред. Шапаря В.Б. — Ростов н/Д: изд.
«Феникс», 2002; Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред.
Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова — М.

изд-во МГУ, 1982; Симонов П.В., Ершов
П.М. Темперамент. Характер. Личность, изд.М., «Наука», 1984; Стреляу
Я. Роль темперамента в психическом развитии.М., 1982; Теоретические проблемы
психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974; Теплов Б.М. Современное
состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение //
Психология индивидуальных различий — М., 1982.

3 Общее
понятие о нервной системе и ее свойствах

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная
совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с
гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех
систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.
Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое
чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем
(эндокринной и иммунной). Строение нервной системы показано в приложении А.

Центральная нервная система, если ее рассматривать более
детально, состоит из переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга и спинного
мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы в свою очередь
выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психическим
процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост,
мозжечок и продолговатый мозг, которые представлены в приложении Б.

—       нервные клетки (нейроны);

—       связанные с ними клетки глии, в частности
клетки нейроглии, а также клетки, образующие неврилемму;

—       соединительная ткань.

Нейроны обеспечивают проведение нервных импульсов; нейроглия
выполняет опорные, защитные и трофические функции как в головном, так и в
спинном мозгу, а неврилемма, состоящая преимущественно из специализированных,
т. н. шванновских клеток, участвует в образовании оболочек волокон
периферических нервов; соединительная ткань поддерживает и связывает воедино
различные части нервной системы.

Свойства нервной системы — «ее природные, врожденные
особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и
характера». К числу таких свойств относятся:

—       сила нервной системы по отношению к
возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая
запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;

—       сила нервной системы по отношению к
торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся
тормозные влияния;

—       уравновешенность нервной системы по
отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой
реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;

—       лабильность нервной системы, оцениваемая
по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или
торможения;

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью
нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и
торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро
переходят в состояние охранительного торможения.

Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки
отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато
слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые
раздражители она дает соответствующую реакцию.

В.Д. Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание
основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и
недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты
показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе,
связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной
нервной системой.

В.М. Русалов развил дальше идеи школы Теплова — Небылицына и
предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы (12, с.69). Она
включает:

Предлагаем ознакомиться  Основные виды психологического воздействия и влияния

—       общие, или системные, свойства, охватывающие
весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом;

—       комплексные свойства, проявляющиеся в
особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных
долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур
и т.п.);

Как писал Б.М. Теплов, свойства нервной системы
«образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения,
труднее — другие».

Слабость нервной системы не является отрицательным свойством.
Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами,
а слабая — с другими. Слабая нервная система — нервная система высокой
чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента,
знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние
на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его
учебной и воспитательной работе.

Итак, имеющийся у человека комплекс
индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь
определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль
деятельности. Каждое свойство нервной системы имеет не одно проявление, а целый
ряд проявлений (симптомокомплекс проявлений).

4
Классификация типов высшей нервной деятельности (ВНД)

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности
поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от
индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же
индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и
соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения
(8, с.154).

Были установлены три свойства процессов возбуждения и
торможения:

—       сила процессов возбуждения и торможения,

—       уравновешенность процессов возбуждения и
торможения,

—       подвижность (сменяемость) процессов
возбуждения и торможения.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и
торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов
возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной
деятельности в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1. Классификация типов ВНД

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не
могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми
являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей
задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая
чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной
системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов —
преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и
возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая
сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных
связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные
нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне
всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим
данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической
основе могут образоваться различные системы условных связей, т.е. в процессе
жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и
будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть
проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие
его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе
индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. «Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток
на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их
устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его
убеждений, ни моральных устоев».

И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно
слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По
мнению Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу
темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной
системы. Между типом нервной системы и темпераментом можно поставить знак
равенства.

Предлагаем ознакомиться  Профессиональная деформация: 9 методов профилактики

Таким образом, типы высшей нервной деятельности (ВНД) —
совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной
системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и
находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение
врожденного и приобретенного — продукт взаимодействия генотипа и среды — может
меняться в зависимости от условий.

В необычных, экстремальных условиях на
первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной
деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы — силы
процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности —
позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по
«адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам».

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить,
что особенности типов ВНД и свойств темперамента привлекали и привлекают
внимание психологов разных стран. Не малый вклад в изучение данного вопроса
внесли работы: И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина (1976г.), М.В.
Бодунова (1977г.), В.М. Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, и многих
других.

Общие типы нервной системы — одна из наиболее разработанных
областей физиологии высшей нервной деятельности. Физиологическое исследование
общих типов нервной системы открывает новые методические пути и для
экспериментально — психологического изучения темпераментов. По учению И.П.
Павлова, некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу
темперамента, опыты недвусмысленно это показали.

Темперамент является биологическим фундаментом нашей
личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела
человека (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл
закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе
темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей
условно-рефлекторной деятельности человека, — свойства нервной системы. Эти
свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.

До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу
темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным
качеством. Мне ближе подход, сформулированный Крутецким, считающим, что роль
среды (воспитания) при формировании темперамента велика и что при правильном
учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно формирование
полноценной для общества личности (6, с.74).

Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана
как с особенностями биологического и физиологического строения и развития
организма (внутренние условия), так и с композицией социальных связей и
контактов (внешнее воздействие). К биологически обусловленным подструктурам
личности относится темперамент, а также половые и возрастные свойства психики.
Таким образом, личность — это совокупность внутренних условий, через которые
преломляются все внешние воздействия.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие
способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими
их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость. В
первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные
движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся
способности, связанные с повышенной работоспособностью длительной концентрации
внимания.

Исследования связи темперамента и деятельности показывают
важность учета этого фактора при выборе профессии, как самим человеком, так и
образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.

В этой работе описано:

общее представление о темпераменте (свойства темпераментов, психологическую
характеристику темпераментов, темперамент и деятельность, темперамент и
личность, темперамент и способности);

основные свойства нервной системы, классификацию типов ВНД,
соотношение типов ВНД с темпераментом.

Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет
взглянуть по новому на себя как личность, понять, как особенности темперамента
повлияли на характер, на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы
общения, учебы, изменить отношение к себе.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector