Трансперсональная психология — основные черты и исследования личности

Личность 1. святые отцы как настольные книги психолога

Паблик «Православная психология» ВКонтакте. Тред «Вопросы православному психологу». Отвечает Дмитрий Семеник (на протяжении всей беседы то и дело рекламируя свои сайты, книги и тренинги – отнюдь не бесплатные). Смотрим личную страничку человека – интересно же, кто он такой, где получал психологическое образование… Информации ноль. Но интернет знает многое – на библиотечном сайте Куб, где лежат его книги, есть краткая биографическая справка…

Итак, психологические консультации дает подписчикам паблика человек, закончивший… МИРЭА. И работавший менеджером по рекламе и маркетингу. Оно и заметно, собственно. Рекламирует себя (свои книги, видео, тренинги) он очень активно, буквально в каждом третьем посте!

Вопрос подписчика паблика: «Как стать православным психологом?»

Ответ великолепен. Хорошо хоть, господин Семеник признает, что никакой православной психологии как науки не существует. Но… «Если же идти в светский вуз, то там могут так засорить мозги, что не только православным психологом не станешь, но и православным быть перестанешь. Я знаю многих православных, которые окончили светские вузы, и в итоге стали обычными психологами.

В данное время каждый настоящий православный психолог сам в силу своего опыта, талантов, знаний и предрасположенностей синтезирует свою систему практической помощи из знаний по психологии и православию. Многие пришли к этому естественным путем, в зрелом возрасте» [1].

К чему они пришли, мы увидим ниже, а пока – советы, как же все-таки стать православным психологом, от Дмитрия Семеника: «Не поступать в вуз, пока не изучите досконально труды всех основных святых отцов» [1].

Безусловно, Ефрем Сирин (IV в.) и Иоанн Златоуст (IV-V вв.) со своими поучениями в основном для монашеской братии – чрезвычайно актуальное чтение для будущего психолога…

Хорошо, Тихон Задонский жил совсем недавно – всего-то в XVIII веке. Почитает будущий православный психолог его труды, проникнется, да и заявит клиентке, пользующейся, как большинство современных женщин, косметикой: «Большая еще суета и срам христианству есть, что жены белилами, красками и мазями лица свои намазывают» [2].

Вот еще Тихон цитирует Златоуста: «Что говоришь? – обличает их Златоуст. – Приходя ли молиться Богу, облачаешься золотом и плетеньями? Разве ликовать пришла ты, разве браку приобщиться? Разве на представление пришла ты? Там золото, там плетенье, там одежды многоценные имеют место: а здесь ничего из этого не потребно [2].

И еще два совета – отправиться волонтерить в группы, отговаривающие женщин от абортов, и читать православные психологические книги – «Прежде всего, наши – вы их можете найти по моей фамилии (где-то автор, где-то составитель)» [1]. Ну кто бы сомневался.

Личность 3. темная духовность и плата за аборты

Людмила Ермакова, выпускница и аспирантка факультета психологии МГУ с опытом работы на кафедре, вроде бы не должна отзываться об «обычной» психологии так, как самозваный психолог Семеник. Уж ее-то, закончившую обучение в МГУ в 1974 году, явно не православные психологи профессии обучали.

Но православие в очередной раз побеждает разум: «Мне нередко приходилось слышать, что неправославный психолог – не профессионален и я совершенно с этим согласна» [4]. Вот такая благодарность своим преподавателям. Непрофессионалы они. И даже не замечает г-жа Ермакова, что и свой профессионализм как специалиста этим пассажем ставит под сомнение!

Предлагаем ознакомиться  нейропатия по типу перчаток и носков: болезни, диагноз, первые признаки

Но с логикой там вообще беда – ее же вера заменяет, зачем она, в самом-то деле?

В статьях «Как я стала православным психологом» и «Наша плата за комфортность «личной жизни»» дама описывает случаи из собственной практики.

Итак.

Женщина, чья дочь больна шизофренией, сама находилась в депрессии, не зная, как с этим жить. В процессе беседы рассказала, что ее прадед участвовал во взрыве храма Христа Спасителя. Вот он, корень зла! «Психолог» направляет женщину к батюшке – тот поможет.

У другой женщины взрослый сын измывался над женой. Оказывается, потому что неразумная мать обращалась по его поводу к цыганке-гадалке и «раскрыла его духовную защиту перед той темной духовностью, с которой связана любая гадалка» [4] (это пишет дипломированный психолог, научный работник, чуть ниже в той же статье возмущающийся склонности некоторых неправославных коллег к оккультизму!).

А выход здесь тот же – к батюшке. Куда же еще.

У женщины трагически погибли малолетние дети – расплата за сделанный когда-то аборт!

Вторая дама уговорила на аборт свою подругу (та забеременела, не имея ни кола, ни двора и не умеющего заработать денег мужа, то есть обрекла бы свое дитя на нищую и полуголодную жизнь) – и у ребенка уговорившей с возрастом появились симптомы умственной неполноценности! Еще одна расплата за аборт!

Да это, кроме шуток, кармическое воздаяние какое-то! И при чем бы тут… Ах, вот при чем. Ермакова цитирует Паисия Святогорца: «Если женщина сделает аборт, то расплачиваться за него будут ее другие дети – болезнями и несчастными случаями. Сегодня родители убивают своих детей абортами и лишаются благословения Божия… Сколько же тысяч человеческих зародышей ежедневно убивают!

Однажды ночью по произволению Божию мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты!» [5].

Далее преподобный описывает свое видение. Очевидно, г-жа Ермакова имеет железобетонные доказательства того, что это не было зрительной и слуховой галлюцинацией? То есть, простите, проявлением психического нездоровья? Или вовсе выдумкой? Нет, она не сомневается в божественном характере «видения». Ей не положено ни в чем сомневаться, она православный психолог!

«Я бы очень хотела ошибаться, но из всех женщин, кто приходил ко мне с семейными проблемами, не было ни одной, которая бы тем или иным способом в свое время не избавлялась от детей! Ни одной! Вот что страшно» [5].

Страшно здесь другое. Что человек с высшим психологическим образованием никогда не слышал о когнитивных искажениях – и находится в их плену. В вышепроцитированном высказывании их целых три: иллюзорная корреляция (доказывается несуществующая или очень слабая связь между абортами и семейными проблемами), селективное восприятие (полностью игнорируется информация, не подтверждающая теорию – раз Паисий сказал, что еще надо?) и, конечно, систематическая ошибка выжившего – «психологу» и в голову не приходит, что существует огромное количество женщин, делавших аборты, но не имеющих никаких семейных проблем, и потому не обращавшихся ни к ней, ни к другим психологам!

Возможно, во время учебы в МГУ надо было побольше слушать преподавателей, а не читать нечто, не имеющее ни малейшего отношения к предмету психологии?

Майкл уошберн и станислав гроф

Майкл Washburn представляет модель человеческого развития, информируются посредством психоанализа, теории объектных отношений и глубинной психологией юнгианской точки зрения. В контексте трансперсональной психотерапии подход Washburn был описан как «пересмотр Юнга аналитической психологии». В то , что описывается как его плодотворную работу, Эго и Dynamic Ground: трансперсональной теории развития (1988/1995) , он представляет собой «динамическую-диалектическая модель развития». Модель обновляется в последующих публикациях, такие как воплощенная духовность в священном мире (2003).

Предлагаем ознакомиться  Наблюдение (психология) — Википедия Переиздание // WIKI 2

Согласно Washburn трансперсональному развитию следует принципам спирали пути. Центральное место в его модели является понимание динамической земли; глубокий уровень бессознательного, с духовными качествами, что человек находится в контакте с в доличностной стадии развития. По мнению комментаторов Washburn описывает три стадии развития человека; предварительно личный, персональный и трансперсональный, также, как описано; предварительно эгоические, эгоические и транс-эгоический.

В предварительном этапе (до 5 лет) ребенок интегрируются с динамической землей. Позже в жизни этот контакт ослабевает, а доличностная стадия сопровождается новым этапом развития, когда эго диссоциируют от динамической земли. Это происходит в процессе репрессий, и знаменует собой этап взрослой жизни, и ментального эго (эгоическая этап)

Однако, позже в жизни есть возможность повторной интеграции с динамической землей, транс-эгоической стадией. По Washburn это трансперсональная развитие требует своего рода разворот, или возвращаясь к динамической земле, для того, чтобы эго интегрироваться с его бессознательной динамикой. Этот аспект модели Wasburn в описывается комментаторами как «возвращение прежде чем выше идти вперед».

Washburn противопоставил свою собственную точку зрения, которую он называет спирально-динамическим, к теории развития Кена Уилбера, который он называет структурно-иерархической. Отличающиеся мнения Washburn и Уилбер упоминаются несколько комментаторов.

Станислав Гроф, с другой стороны, работает с картографией, состоящей из трех видов территорий: царство сенсорного барьера и личная бессознательная (описанный психоанализ), перинатальная или рождения связанной Realm (организационные принципы для психики), и трансперсональная сфера. Согласно этой точке зрения надлежащего взаимодействия с первыми двумя сферами создает основу для подъема на третий, трансперсональной, области.

Его ранняя терапия, и исследование было проведено с помощью психоделических веществ, таких как диэтиламид лизергиновой кислоты (LSD), псилоцибин, мескалин, дипропиловый-триптамина (ДПТ) и метилен-диокси-амфетамина (MDA). Позже, когда ЛСД был запрещен, Грофы разработали другие методы лечения, такие как холотропное дыхание.

Его ранние находки, которые были основаны на наблюдениях исследований ЛСД, обнаружили четыре основных типа событий, которые, по мнению Грофа, соответствуют уровням в человеческом бессознательном: (1) Аннотация и эстетического опыта; (2) Психодинамический опыт; (3) Перинатальные переживания; (4) трансперсональные переживания.

Гроф возвращается ко многим из этих результатов в более поздних книгах. Психодинамические уровни, которые соответствуют теории Зигмунда Фрейда, является область биографических воспоминаний, эмоциональных проблем, нерешенных конфликтов и фантазии. Перинатальные уровни, соответствующие теории Отто Ранк, является область физической боли и страданий, смерти и смерти, биологическое рождение, старение, болезни и дряхлости.

Трансперсональные уровни, соответствующие теории К. Г. Юнга, является областью ряда духовного, паранормального и трансцендентального опыта, в том числе ЭЦНЫ явлений, эго трансценденции и других состояний расширенного сознания. Для того, чтобы привести структуру психодинамических и перинатальные уровни Гроф вводят два регулирующих системы или организационные принципы: коэкструзии-система, которая является руководящей системой психодинамического уровня, и Basic перинатальной матрица, которые представляют этапы родильных и являются регулирующая систему перинатального уровня.

Гроф применяется регрессионными режимы терапии (первоначально с использованием психоделических веществ, а затем с другими методами) в целях получения большей психологической интеграции. Это привело к конфронтации конструктивных и деконструктивистскими моделей процесса, ведущего к подлинному психического здоровья:

Преимущества терапии с инструментарием трансперсональной психологии

Действительно, после работ С. Грофа стало возможным получать доступ к глубинному материалу, ранее не только считавшемуся недоступным, но даже не бравшемуся в серьезный расчет. Это экономит время и силы, позволяет непосредственно обращаться к проработке проблем пациента.

Основные положения трансперсональной психологии звучат очень современно, они вписываются в актуальную картину мира, созданную нынешними точными науками: сознание не индивидуально, оно имеет ряд тесных взаимосвязей с космосом, мирозданием. Широко известны откровения ряда поэтов, писателей и музыкантов о том, что они воплощали свои произведения по принципу «перевода» с иного языка на язык искусства.

Предлагаем ознакомиться  Девочка 12 лет, постоянно расстраивается и плачет

В этом языке есть все потенциалы и все смыслы, все открытия и все знание, которое только в определенные моменты приоткрывается человеческому сознанию. Широко известны примеры интуитивных научных открытий (знаменитый сон Д. Менделеева, в котором окончательно оформилась его таблица химических элементов, законы Архимеда, Ньютона и другие). Можно ли их назвать, в строгом смысле, открытиями? Или это догадка, взгляд с неожиданной и нетипичной позиции на, казалось бы, обычное явление?

Согласно убеждениям трансперсональных психологов, понимание мозга человека должно утратить черты некоей сакральности и уникальности – мозг, по словам П. С. Гуревича, является лишь ретранслятором информации, поступающей из космоса или из Вселенной. Отсюда феномен архетипов, о которых говорил К. Юнг, — универсального априорного знания и понимания мира.

С этой точки зрения трансперсональная психология очень современна, она вписывается в квантовую парадигму мира, принятую сегодня. Более того, она открывает широкие возможности для терапии пациентов, способствуя глубинному чувствованию и пониманию законов индивидуального через всеобщее. Само по себе ощущение, что проблема переживалась и переживается многими, дает пациенту возможность ощутить свою связь с другими, осознать принадлежность к человеческому сообществу, а стратегии разрешения проблемы останется просто выбрать из имеющегося арсенала.

Кроме того, сама идея смерти становится условной: если я помню что-то из предыдущих жизней, то смерть условна. Я – больше собственной смерти, мое сознание никогда не умирало, менялась лишь телесная оболочка. И здесь, конечно, широкое поле для разрешения экзистенциальных вопросов.

Кроме того, несомненным достижением этой сферы знания стала перинатальная психология, благодаря которой будущие матери и отцы учатся взаимодействовать с ребенком еще до его рождения, укрепляя внутрисемейные связи и уменьшая подверженность травматизации в семье.

Трансперсональная психотерапия

Ранние вклады в области трансперсональной психотерапии включает в себя подход Уолша и Vaughan. В их чертах трансперсональной терапии они подчеркивают, что цели терапии включают в себя как традиционные результаты, такие как облегчение симптомов и изменение поведения, а также работа на трансперсональную уровне, которые могут выходить за пределами психодинамических вопросов.

Ряд авторов в области представили интеграции западной психотерапии с духовной психологии, среди них Стюарт Sovatsky и Брант Кортрайт. В переформулировке западной психотерапии Sovatsky рассматриваются вопросы времени, темпоральность и сотериология с точки зрения восточной / западной психологии и духовности.

Кортрайт, с другой стороны, рассмотрел поле трансперсональной психотерапии и основные трансперсональные модели психотерапии, в том числе Уилбера, Юнг, Washburn, Грофы и Али, а также экзистенциальных, психоаналитических и объемно-центрированные подходов. Он также представляет собой объединяющую теоретическую основу для области трансперсональной психотерапии, и определяет размерность человеческого сознания, как центральное место в трансперсональной области.

Он также рассматривает клинические вопросы, связанные с медитацией, духовным кризисом, и измененными состояниями сознания. По мнению комментаторов Кортрайт бросает вызов традиционной точки зрения, трансперсональной психологии, что проработка психологических проблем необходима для продвижения по духовному пути. Вместо этого он предполагает, что эти две линии развития переплетены, и что они выходят на первый план с смещения акцента.

В современном психоанализе было высказано предположение, что с клинической точки зрения, постулирующей трансцендентное измерение человеческого опыта теоретически необходимо в содействии нередуктивных подходов к терапии.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector