Занятие «Я учусь владеть собой». Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции

«волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению
взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на
протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю»
имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо
изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким.
Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем
говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна
быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине
игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа
об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям
придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди
рассказать что-то хорошее о короле.

«слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой».
Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь
возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты).
Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве
подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за
руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами
пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются
ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не
настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка
от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Игры за
партами.

Дыхательные упражнения («Корабль и ветер», «Дудочка»,
«Воздушный шарик», «Подарок под елкой», «Драка»)
можно проводить на перемене, а также за партами во время урока или занятия в детском
саду.Для снятия нервного напряжения, которое может возникнуть у детей, например,
после трудной контрольной работы, подойдет упражнение «Театр масок».

Как играть с тревожными детьми.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую
новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами
игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет,
станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов
и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как
«Кто быстрее?».

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы
тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить
ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть
инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4.
Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы
с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок
высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных
упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер»,
«Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад»
и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям
добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька»,
«Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».

В коллективные игры
тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно,
а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе
работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос
и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».

Игры «Зайки и слоны», «Волшебный стул» и др., способствующие
повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр
будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз
можно вносить элемент новизны).

Работая с тревожными детьми, следует помнить,
что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп
мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей
просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку
таких упражнений для дошкольников. Мы несколько модифицировали их, внесли игровые
моменты, не меняя содержания.

Как помочь тревожному ребенку.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты
рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

Предлагаем ознакомиться  Как справиться с раздражительностью: 5 советов профессионального психолога

1. Повышение самооценки.2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что
он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности.
Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или
не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному
обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об
их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах
литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто
ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой
страх.

Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.
Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок,
рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих
сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось,
только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей
друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически
недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности,
которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда
травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия,
как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами,
показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием,
ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила
аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

Пример.

Папа Сережи жалуется на него: «Сын как будто не от мира сего. Его
сверстник Руслан уже отлично играет в шахматы, обыгрывает даже взрослых. Серега
же едва научился ходить конем и пешкой. Сестра Сережи Анечка часами играет на
пианино, уже три раза выступала на концерте в районной библиотеке.

Эти претензии к сыну папа излагал в течение полутора часов, придя на прием к психологу.
«Мой сын хуже всех» — эта мысль красной нитью проходила через всю пламенную
речь «любящего» отца.

Папа никак не хотел соглашаться с мнением психолога о том, что требования к Сереже завышены, однако решил попытаться изменить
свое отношение к ребенку. Прежде всего, он стал серьезно относиться к исследовательской
деятельности сына, поощряя его увлечение. Правда, папа еще продолжал сравнивать
Сережу с другими детьми, но все чаще и чаще с удивлением замечал, что его сын
имеет ряд положительных качеств, которых нет у его сверстников: целеустремленность,
усидчивость, любознательность… В результате папа стал относиться к Сереже с
уважением, а это способствовало повышению самооценки ребенка, его вере в успех.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется
проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать
не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт
глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Совместное
со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу
и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет
снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и
нужно в повседневной работе с ним.

Пример.

Воспитатель, обратившись к психологу, с удивлением и досадой сообщил, что Галя, способная и
умная девочка, не смогла на «Празднике осени» рассказать стихотворение,
которое очень хорошо знала.

Психолог стал интересоваться, как проходили
репетиции. Оказалось, что девочка три раза подряд рассказала стихотворение воспитателю
(один на один), а в зале удалось прорепетировать лишь раз. Во время праздника
Галя должна была выйти на середину зала и прочитать стихотворение, но она расплакалась
и убежала к маме.

Мама, беседуя с психологом, рассказала, что с Галей
такие ситуации происходят постоянно. Например, она отказалась в Новый год подойти
к Деду Морозу и спеть ему песенку. В мамин день рождения она почему-то ни за что
не захотела сесть с гостями за стол.

Предлагаем ознакомиться  Депрессия: симптомы, формы и степени тяжести | Food and Health

Зная эту особенность дочки,
за неделю до праздника мама начала настраивать девочку на успешное выступление.
Она повторяла: «Будь умницей. Ты должна выступить очень хорошо. Ты мне обещаешь
это?» И Галя каждый вечер вынуждена была давать маме обещание, а чтобы оправдать
ее надежды, девочка повторяла и повторяла стихотворение по несколько десятков
раз в день.

Во время совместной встречи воспитателя, психолога и родителей
была выработана следующая стратегия работы с девочкой. Галя очень любила слушать
сказки, особенно ей нравились «Золотой ключик, или Приключения Буратино»,
«Дюймовочка» и «Кот в сапогах». Она могла часами слушать их
и рассказывать про героев сказок.

Галя с удовольствием рассказывала стихотворение (которое
знала назубок) от имени деревянного Буратино, маленькой робкой Дюймовочки, неунывающего
Кота в сапогах. Взрослые каждый раз интересовались, что чувствовал тот или иной
герой во время выступления: нравилось ли ему рассказывать стихи своим товарищам,
нравилось ли, как внимательно все его слушали, приятно ли было раскланиваться
перед зрителями.

Через несколько недель Галя выбрала роль бесстрашной Герды из
сказки «Снежная королева». Со сменой роли изменились осанка и движения
девочки, она стала действовать более уверенно и решительно. Гале так понравилось
играть эту роль, что она повторяла ее много раз подряд, и даже дома это стало
ее любимым занятием.

После таких длительных целенаправленных тренировок
воспитательница привела девочку в зал и спросила, в роли какого героя она хотела
бы выступить. Галя решила по очереди показать всех своих героев. Она снова и снова
выходила на середину зала, рассказывала стихотворение, раскланивалась перед «зрителями».
Страх перед выступлением постепенно снижался, и на новогоднем празднике Галя чувствовала
себя вполне уверенно.

Кроме описанного выше применялись и другие приемы
работы: психогимнастические упражнения, рисование своего страха и других эмоций.
Мама девочки вместо ежедневных назиданий каждый вечер рассказывала ей придуманные
совместно с психологом сказки и истории со счастливым концом. Герой сказки обязательно
добивался успеха, хотя на его пути иногда встречались и преграды.

В описанном
случае в качестве основного был использован прием отработки конкретного навыка.
Его с удовольствием применяют и сами дети. Например, они играют в школу, многократно
повторяя ситуацию, которая их волнует. По рассказу одного из психологов, он, придя
проводить коррекционное занятие, застал такую картину: дети играли в «грозного,
строгого учителя». Тем самым они отрабатывали навык ответа у доски на уроке
такого педагога.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые
игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую
тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь воспитателя, учителя» даст
ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация
«боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть
чего-то страшного, чего боится ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого
исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить
свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети
боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники»)
ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение
в реальной жизни.

Портрет тревожного ребенка.

В группу детского сада (или в класс) входит ребенок.
Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно
здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает
каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском
саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими
категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные
дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы
при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся
не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети
чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым
видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли
в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное
дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком
в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Работа с родителями тревожного ребенка.

Совершенно очевидно, что ни один родитель
не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых
способствуют развитию этого качества у детей.

Предлагаем ознакомиться  О вреде курения для школьников и детей: о чём молчат, угощая сигаретой?

Нередко родители предъявляют
ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять,
как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви.
Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить
все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже,
никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать
пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает
свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит
в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты.
Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей,
мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка
должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов),
в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде
всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии
другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо
отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»),
даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

Полезно снизить количество замечаний.
Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания,
высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них
станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не
принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать
детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!
Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители
в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать
с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения
родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру,
а это избавит его от страха насмешки, предательства.Родители тревожного ребенка
должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная,
например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше,
а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают
мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для
них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто
сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде
всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к
ребенку.

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через
некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния.
Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Подобные занятия
можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет,
что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога —
ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый
должен позаботиться о себе.

С целью профилактики тревожности можно использовать
наглядную информацию. В детском саду или в школе на стенде можно разместить, например,
памятку, в основу рекомендаций которой легли советы Е. В. Новиковой и Б. И. Кочубей.

Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны
упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто
растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание
лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад,
шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду.
Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы
будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им
еще больше удовольствия.

Подробнее проведение игр на релаксацию описано
в разделе «Игры для тревожных детей».

Упражнение «достань звезду»

Таким образом, в методологически сложных исследованиях была продемонстрирована кратковременная и долгосрочная эффективность когнитивной поведенческой терапии. Тем не менее, мало информации о лечении тревожных расстройств психотропными препаратами у детей. Вероятно, это связано, прежде всего, с высокими этическими требованиями, которые следует сосредоточить на исследованиях с помощью детей и подростков в исследованиях лекарств и часто приводят к тому, что эти возрастные группы не подвергаются испытаниям на наркотики.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector