ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 14. Понятие о памяти. Процессы и виды памяти

Основные свойства памяти как психологического феномена

Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
  2. Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
  3. Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
  4. Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
  5. Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
  6. Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.

Виды памяти человека и процессы (таблица)

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Виды памяти человека таблица

Виды памяти Определение Примеры
Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека:
Двигательная Запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи. Игра в теннис, плавание, вязание, игра на музыкальных инструментах.Развита у спортсменов, танцоров
Эмоциональная (впервые ввел К.С. Станиславский ) Прочно сохраняет пережитые человеком чувства Сочувствие другим людям. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе.
Смысловая (словесная) Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов. Запоминание стихотворений, рассказов, очерков. Развита у артистов, певцов.
Образная Позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку. Запоминание лиц людей, картин природы, музыкальные мелодии. Развита у музыкантов, писателей, художников
Виды памяти по характеру целей запоминания
Непроизвольная это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека
Произвольная это запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания
Виды памяти по продолжительности сохранения и закрепления материала
Кратковременная очень краткое сохранение данных после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала). Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта
Оперативная вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия. Чтение, списывание
Долговременная длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний

_______________

Источник информации: Резанова Е.А. Биология человека. В таблицах и схемах./ М.: 2008.

Гос / последние версии / 14. понятие о памяти. процессы и виды памяти

14. Понятие о памяти. Процессы и виды памяти.

Памятью — называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.

Память — это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

Эббингаузом — положено начало изучения «Трактат о памяти» — 1885г. Он — ассоционист. Затем исследователи говорили, что ее надо очистить от других показаний. Изучать чистую память. Смирнов А.А. в 30 г. изучая предполагал, что память функция целостной личности, обуславливается актуальным психологическим материалом, его отношением. Эта традиция восходит к времени Бехтереву:

«все психологические процессы считал, что они зависят от индивидуальных характеристик». Память не только накапливает опыт, но и формирует его соотносит прошлое с будущим — организация этого опыта. Память процессы организации и сохранения прошлого опыта. Организация необходима, чтобы использовать его в деятельности, возвращаться к прошлому.

Позиции рассмотрения памяти:

Психологический процесс: мнемические операции: память — один из видов искусств. Мнемические операции, этапы организации. Выделяют: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Предлагаем ознакомиться  Муж деспот и тиран: признаки и советы психолога

Память, как психическая функция запоминания, сохранения, воспроизведения.

Фиксируется результат: объем, прочность, скорость .

Память, как свойство личности, которое связано не с задачами накопления и сохранения опыта, а с задачами организации деятельности человека (свойство личности), личность действующая.

Подход к памяти, как к системе хранения и переработки информации, главная функция переработка поступающей информации.

Память, есть сложная функциональная система, активная по своему характеру, развертываемая во времени, разбивающаяся на ряд этапов и организованная на ряде уровней.

При изучении памяти выделяют процессы памяти

Запоминание

– процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.Сохранение –процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.Узнавание и воспроизведение– процессы восстановления прежде воспринятого.

Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. На основе этого факта строилась теория памяти А.

Бергсона, который выделял два вида памяти: память-привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память-воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью мозга. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась.

Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

сохранение — накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий.

забывание

— процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Виды памяти.

По виду анализатора:

— зрительная — осязательная

— слуховая — обонятельная

— вкусовая

По характеру запоминаемого материала:

— образная (память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).

-словесно-логическая (память на мысли, слова, понятия. В этом виде памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфически человеческий вид памяти. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Поддается произвольному управлению).

— двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).

— эмоциональная (память на чувства. Это воспроизведение эмоциональной информации при повторной ситуации в которой она возникла. Характеризуется быстротой ответа. Особая прочность следов, непроизвольность. Блонский писал расцвет этой памяти к 3-4-м годам.

По целеустремленности:

— непроизвольная («запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить». Непроизвольное запоминание осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каким-то мнемических приемов).

— произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить. Это продукт специальных мнемических действий).

По длительности:

— мгновенная (сенсорная). Связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью — это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. Хранение не более 1,5 сек.

-кратковременная от 30 сек. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде — она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 2 единиц.

-долговременная (не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

— оперативная (мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные операции. В оперативной памяти функционирует информация поступающая как из кратковременной, так и их долговременной памяти. При умножении чисел в оперативной памяти сохраняются числа которые мы перемножаем (кратковременная память) и таблица умножения долговременная память). Пока мы действуем, этот материал остается в ведении оперативной памяти.

Предлагаем ознакомиться  Значение слова МАНИПУЛИРОВАТЬ. Что такое МАНИПУЛИРОВАТЬ?

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Свойства памяти 470 руб.
  • Реферат Свойства памяти 250 руб.
  • Контрольная работа Свойства памяти 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Диагностика

Для диагностики психических и психологических особенностей памяти проводят тестирования:

  • А. Р. Лурия – «заучивание 10 слов». Целью эксперимента является проверка уровня развития памяти.
  • Методика «определения кратковременной памяти» по разработке Г. И. Невельского позволяет определить точность и идентичность запоминаний. В эксперименте лицам даются числа, расположенные хаотично. Их нужно с нужной скоростью воспроизвести устно или письменно.
  • Проверка «зрительной памяти» по методу И. Мельникова подразумевает вычитку рассказа. Испытуемый должен записать слова, которые он запомнил. Таким же образом проводится оценка уровня слуховой памяти.

Провести диагностику можно в Москве в Геронтологическом клиническом центре, в центре психологической диагностики и клинической психиатрической больнице. Процедура может повторяться в зависимости от точности и чистоты эксперимента. Если результаты не были получены, проводится повторное обследование. Стоимость тестирования может варьироваться от 2300 до 8900 руб.

Методы управления

Методы реализации функций памяти может подразумевать конкретные события и действия, которые поставлены в виде задачи перед испытуемым.

Понятие, функции, свойства, виды и процессы памяти. механизмы развития и тренировки памяти

Понятие о памяти

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Способность человека запоминать вызывала интерес уже в глубокой древности. Мнемозина – богиня памяти в греческой мифологии – не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством Зевсом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека.

По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью, а приемы улучшения памяти, рационального запоминания мнемотехникойилимнемоникой (отгреч. mnemonika — искусство запоминания). Мнемоника – это система приемов, которые способствуют лучшему запоминанию информации и позволяют увеличить объем информации, запоминаемой с первого предъявления.

Мнемоника впервые была разработана древнеримскими и древнегреческими ораторами, профессия которых предполагала огромные нагрузки на память.

Память осуществляет связь времён прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие личности и её обучение.

Функции памяти

В жизни и деятельности человека память выполняет несколько очень важных функций.

запоминание – усвоение нового материала, основанное на его связи с ранее закрепленным; бывает кратковременным и долговременным, произвольным и непроизвольным;

воспроизведение – актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти; различают узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, а также воспоминания, или историческую память личности;

сохранение – характеризуется степенью участия материала в деятельности человека: заученный материал хранится в памяти тем дольше, чем больше человек работает с объектом этого материала;

забывание – интенсивность протекания этого процесса зависит от времени: быстрее всего материал забывается сразу же после заучивания, затем процесс замедляется, причем осознанный материал забывается медленнее, чем зазубренный.

Свойства памяти

Рис. 1

Все свойства памяти (объем, быстрота, точность и прочность) в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека.

Процессы памяти

В соответствии с функциями памяти различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из памяти ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

Предлагаем ознакомиться  Как похудеть: Практические советы психолога

Запоминание – это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения.

Сохранение (архивизация) -процесс удержания и переработки информации, процесс накопления материала в памяти.

Воспроизведение — процесс извлечения хранящейся в памяти информации.

Забывание — процесс стирания информации, хранившейся в памяти; невозможность воспроизведения информации в сознании

Как полная потеря информации забывание имеет место лишь при разрушении мозговых структур при ранениях, дегенеративных процессах мозговой ткани. Гораздо чаще этот термин используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть невозможность повторного использования информации в опыте.

Забывание может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.

Виды памяти

По характеру психической активности:

* двигательную (или моторную) память — память на движения, когда либо заученные: письмо, игра на музыкальных инструментах и т.д.;

* эмоциональную — память на эмоции и чувства, которые когда-то переживал человек.

* образную память — память на различные образы (представления), которая обычно хорошо развита у людей художественных профессий. В образной

памяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельнозрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.

* словесно-логическая

память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел.

По участию воли в процессе запоминания.

* Непроизвольная память – это

запоминание, которое происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.

* Произвольная память

подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.

По способу заучивания

* Механическая память – основана на многократном повторении материала без его осмысливания, т.е. это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа.

* Смысловая память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. При этом новая информация связывается с уже имеющейся информацией и по новому структурируется.

Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме. Этот вид памяти эффективнее механической в 20 раз.

По продолжительности сохранения материала

* Мгновеннаяпамять определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд. Тем не менее этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения.

* Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Длительность хранения информации здесь – от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель – бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной памяти – 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации – буква или слово.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память.

* Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком.

* Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности (значимости) информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, его ведущей деятельности.

Емкость долговременной памяти практически безгранична.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector