Туревская Е.И. Возрастная психология

Основные подходы к проблеме кризиса подросткового
возраста

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15
лет. Тинейджер — (10 — 19). Герою романа Достоевского «Подросток»
исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал
возраст 15 лет. Отрок — «не имеющий права говорить», значение
этого слова — раб, слуга.

Это понятие подчеркивает социальный статус
человека.Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической
перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов
вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются
рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста»
приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь
до 17.

У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается
на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться
еще несколько лет).Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала
до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни,
затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище.

Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие
мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела,
подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими,
неловкими.В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца,
легких, кровоснабжении головного мозга.

Поэтому для подростков характерны
изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады
настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Это состояние удачно выразил американский подросток:»В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность
усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Проблема ведущей деятельности в подростковом
возрасте

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная
тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;2) Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует
у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права.;3)

Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство
солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности:
потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется
свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине
с собой).

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время
стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой
подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ
— Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек
и ценностей, подражательность.

Особенности личности подростков

1. Центральное новообразование подростничества — «чувство
взрослости»- отношение подростка к себе как к взрослому.
Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились
к нему не как к маленькому, а как к взрослому.

Он претендует на равноправие
в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую»
позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,
желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть
— учебы.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения,
которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,
предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях
со сверстниками.2. Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система
внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».4.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес
к противоположному полу.6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.7. Заметное развитие волевых качеств.8.

Предлагаем ознакомиться  Психологические барьеры в общении

Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный
смысл.Направленность личности:- гуманистическая направленность — отношение подростка к себе и обществу
положительны;- эгоистическая направленность — он сам является более значимым, чем
общество;- депрессивная направленность — он сам никакой ценности не представляет
для себя.

Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;- суицидальная направленность — ни общество, ни личность для самой себя
не представляет никакой ценности.Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности.
Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ
— крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности
транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых
аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении
вызывающих их причин).

С типом акцентуации характера необходимо считаться
при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит
одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций,
для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма
существенно для устойчивой социальной адаптации.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет
предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к
дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются
с повзрослением.

Особенности характера при акцентуациях могут проявляться
не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке,
и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация
при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации
характера: явная и скрытая.Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к
крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных
черт определенного типа характера.

Выраженность черт определенного типа
не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации.
Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям.
В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при
действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего
сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации,
отклонения в поведении.

При повзрослении особенности характера остаются
достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть
отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных
условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются
совсем.

Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться
под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные
требования к «месту наименьшего сопротивления».Существует две классификации типов акцентуаций — первая предложена К.
Леонгардом (1968), а вторая Личко А.Е. (1977). Сопоставление
этих классификаций, приводится ниже.

Тип
акцентуированной личности, по К. Леонгарду

Тип
акцентуации характера, по А. Е. Личко

Лабильный
Сверхподвижный
Эмотивный
Демонстративный
Сверхпунктуальный
Ригидно-аффективный
Неуправляемый
Интравертный
Боязливый
Неконцентрированный
или неврастенический
Экстравертный
Слабовольный

Лабильный циклоид
Лабильный

Истероидный
Психастенический
Эпилептоидный

Шизоидный
Сенситивный
Астено-невротический

Конформный
Неустойчивый
Гипертимный
Циклоидный

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, выделяют
10 основных типов акцентуации:1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению,
оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят
начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние
неблагополучных компаний.

Подростки склонны к приключениям, романтике.
Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к
доминированию, лидированию. В патологии — невроз навязчивых идей.2. Застревание. Склонность к «застреванию аффекта»,
к бредовым реакциям.

Люди педантичные, злопямятные, долго помнят обиды,
сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появится навязчивые
идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые
в одно», зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны (ниже нормы).
Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбуждение),
могут проявлять агрессию.

В патологии — паронояльный психопат.3. Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди
у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для
окружающих поводу. От настроения зависит все — и работоспособность,
и самочувствие и т.д. тонко организована эмоциональная сфера; способны
глубоко чувствовать и переживать.

Предлагаем ознакомиться  Психосоматика кожи и кожных заболеваний, причины проблем

Склонны к добрым взаимоотношениям
с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали,
заботились.4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны,
им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят чтобы все было
на своих местах чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм.

Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии
— эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию (долго помнят и
выливают).5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким
уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе.

Недооценивают,
преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее
настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как «тревожные»,
быстро утомляются, снижается творческая активность.

При хорошем настроении
как гипертимные.7. Демонстративность. В патологии психопатия истерического
типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно
в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»).

Много таких людей среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться,
тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая
лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную
одежду — могут быть определены чисто внешне.8.

Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной
реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения.
Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный
взгляд на вещи, утомляем.

Быстро утомляется в контактах и предпочитает
одиночество.10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации
(близко к демонстративности, но там из-за характера, а здесь идут те
же проявления, но на уровне эмоций, т.е. от темперамента).

1) лабильный — резкая смена настроения в зависимости
от ситуации;2) астенический — тревожность, нерешительность, быстрая
утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;3) боязливый (сензитивный) тип — робость, стеснительность,
повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;4) психастенический — высокая тревожность, мнительность,
нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству,
тенденция к образованию ритуальных действий;5) шизоидный — отгороженность, замкнутость, трудности
в установлении контактов (см. экстраверсия — интроверсия), эмоциональная
холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток
интуиции в процессе общения;6) эпилептоидный — недостаточная управляемость, импульсивность
поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с
накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева
(иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления,
чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;7) неустойчивый (экстравертированный) тип — склонность
легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений,
компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный
характер;8) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость
от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность
к консерватизму.

Возникновение интереса к противоположному полу

10–17 лет — пубертатный период развития ребенка. В это же время начинается половое созревание. Из-за физиологических изменений подросток начинает испытывать новые эмоции и чувства. Он начинает думать о своей половой принадлежности. Ребенок пытается выразить свою мужскую или женскую индивидуальность — это естественный процесс. Родителям в это время нужно дать сыну или дочке немного свободы в самовыражении — это существенно снизит вероятность конфликтов.

Интерес к противоположному полу наблюдается уже в 10–14 лет. Проявляется это повышенным вниманием к своему внешнему виду и желании выделиться. Родители уже могут рассказать ребенку о важности личной гигиены и физических упражнениях.

В таком возрасте подростки испытывают первую любовь. Девушки и юноши от дружеских отношений переходят к романтическим. Многие начинают жить половой жизнью. Родителям крайне важно объяснить, что ранняя половая жизнь может быть опасной.

Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации

Изучая особенности развития этого чувства, Эльконин Д. Б. выделил два типа «взрослости»:

  1. Объективная. Ребенок действительно готов жить во взрослом обществе.
  2. Субъективная). Подросток просто чувствует себя взрослым.
Предлагаем ознакомиться  Тремор рук: что это такое, какие основные причины, почему трясутся руки, как вылечить недуг.

Разновидности объективной взрослости:

  1. Социально-моральная. Проявляется эмансипацией, участием в семейных делах.
  2. Интеллектуальная. Подросток занимается саморазвитием и самообразованием.
  3. Романтическая. Проявляется в романтических взаимоотношениях с противоположным полом.
  4. Внешняя. Подросток пытается иметь «взрослую» внешность,поведение. Ребенок следит за модой, может начать курить и использовать нецензурную лексику в общении.

Признаки субъективной взрослости:

  • стремление подростка, чтобы его воспринимали за взрослого;
  • ограждение определенных жизненных сфер от других, недовольство при попытке других проверить его работу на качество;
  • индивидуальное поведение и личные мысли, отстаиваемые перед другими.

Испытывая взрослость, дети:

  • критически относятся к старшим;
  • разочаровываются в мире взрослых;
  • боятся окружающего мира;
  • чувствуют одиночество после осознания своего внутреннего мира и плохих отношений с близкими;
  • ожидают, что взрослые будут к ним относиться, как к равным.

Чтобы этот период прошел как можно легче, специалисты в психологии подросткового возраста советуют родителям более лояльно относиться к чувству взрослости ребенка.

Развитие самопознания

Подросток начинает интересоваться собой, своими способностями, оценивает и сравнивает себя с другими, пытается понять свои чувства. Учитывая развитие самосознания, и пытаясь занять более выгодное положение среди ровесников, подросток стремится к самовоспитанию. Он хочет иметь больше положительных качеств, чем негативных.

Ребенок осознает себя как личность за 2 этапа. Вначале он понимает, что отличается от своих сверстников и принадлежит к взрослому миру. Он может:

  • подражать взрослым,
  • быть зависимым от сверстников.

На новом этапе подросток:

  • понимает, что он уже не является ребенком;
  • постепенно понимает свои личностные особенности;
  • меньше зависит от сверстников.

Последний пункт крайне важен. Если сверстники заставят подростка что-то сделать против его желания, он сможет им отказать.

Важное место в развитии подросткового самосознания занимает представление о своем телесном образе, а также сравнение себя с общепринятыми стандартами женственности или мужества. На фоне этого мальчики могут заниматься силовыми тренировками, а девочки— гимнастикой, танцами.

В мотивационном аспекте и поведении подростка проявляются противоположные стремления:

  1. Быть не таким, как все, особенно при общении с родителями.
  2. Подражать группе ровесников и соответствовать модным тенденциям.

Самосознание и формирование Я-образа тесно связаны с созданием образа Другого. В большинстве случаев этим «Другим» становится сверстник, общение с которым крайне важно для взрослеющего ребенка. Данная особенность может специфически проявляться:

  1. Когнитивно-простой подросток, который поверхностно анализирует внутренний мир, отождествляет себя с ровесниками и акцентирует сходство между собой и ними.
  2. Когнитивно-сложный подросток пытается понять суть человека, идентифицирует себя только с определенными сверстниками и подчеркивает свое отличительные черты.

Отождествление себя с ровесниками является нормальным явлением и помогает формировать «Я-образ» каждого подростка. В возрасте 13–14 лет этот образ теряет устойчивость и целостность. Ребенок это крайне остро чувствует. Чтобы прекратить копировать поведение окружающих людей, взрослый человек использует самопознание и самоанализ, а у подростка эти качества еще развиваются. Из-за этого ребенок испытывает сильный стресс, который приводит к следующим проблемам:

  • неадекватному поведению;
  • снижению самооценки;
  • нестабильному развитию «Я-образа».

Взрослые обязаны помочь подростку пережить этот сложный момент, создать ему оптимальные условия для правильного самопознания.

Реакция группирования с одногодками

Подростки на инстинктивном уровне группируются с ровесниками. Подростковые группы бывают:

  1. Однополые (чаще всего, мужские). В таких группах присутствует постоянный лидер, у каждого члена есть своя жестко фиксированная роль. Лидер удерживает свою позицию с помощью сильного, но не очень умного помощника. Однополые группы часто имеют «свою территорию», редко принимают новичков, пользуются своим «языком».
  2. Смешанные. Лидер выбирается согласно требуемой ситуации. Члены группы могут постоянно меняться. От участников ничего не требуют.

В закрытых подростковых заведениях (интернатах, спортлагерях) группирование проявляется очень сильно. Это может спровоцировать «подрыв» установленного режима.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector