- Что такое задержка психического развития, или зпр – классификация зпр
- Что делать, если ребенку поставили диагноз зпр – инструкция для родителей
- Как классифицируют зпр – основные группы психического развития
- Что делать, если у ребенка зпр?
- Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по зпр, какие факторы провоцируют зпр?
- Важно:
- Важность индивидуального подхода в обучении
- Виды зпр
- Занятия с логопедом и дефектологом
- И третья группа – это причины социального характера:
- К первой группе относится проблемная беременность:
- Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:
- Лечение
- Нужно ли ребенка с зпр отправлять в специальный коррекционный сад или школу?
- Общие признаки зпр
- Признаки и симптомы зпр у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек
- Ребенок с зпр…
- Умственная отсталость у детей – симптомы
Что такое задержка психического развития, или зпр – классификация зпр
Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.
ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).
Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.
Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.
Что делать, если ребенку поставили диагноз зпр – инструкция для родителей
Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.
Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.
Как классифицируют зпр – основные группы психического развития
Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.
- ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
- ЗПР соматогенного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
- ЗПР психогенного происхождения.Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
- ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.
Что делать, если у ребенка зпр?
Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.
Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:
- чередование разных видов деятельности;
- наглядность;
- многократное повторение материала;
- поэтапное обобщение и усложнение материала;
- образцы и подробные инструкции.
Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.
Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.
Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.
Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.
Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по зпр, какие факторы провоцируют зпр?
Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.
Важно:
- Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
- Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
- Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.
Важность индивидуального подхода в обучении
Индивидуальный подход в обучении таких детей играет главную роль в процессе преодоления дефекта. Дети с ЗПР отличаются от своих ровесников и друг от друга особенностями психического развития. Если подойти к обучению заболевшего дошкольника индивидуально, повышается процент дальнейшего успеха терапии, и ребенок быстрее становится полноценным членом детского коллектива.
Виды зпр
Специалисты по-разному классифицируют виды расстройств психического развития раннего возраста. Чаще всего отечественная медицина пользуется следующей классификацией ЗПР:
- Конституциональная (обусловленная наследственностью);
- Соматогенная (возникает в ходе или после перенесенного заболевания);
- Психогенная (связанная с особенностями климата в семье, отношениями с родителями и другими близкими родственниками);
- Церебрально-органическая (является следствием нарушений работы мозга).
Каждый из видов имеет не только свои причины, но также отличается симптоматикой, особенностями протекания, методами лечения.
Занятия с логопедом и дефектологом
Один из главных этапов лечения – занятия с дефектологом и логопедом. Эта коррекционно-развивающая работа, цель которой — развитие у детей памяти, моторики, мышления, логики, устранение речевых дефектов и помощь в адаптации в детском коллективе, корректировка социально-поведенческих реакций. План занятий логопед и дефектолог подбирают в индивидуальном порядке, учитывая особенности малыша и клиническую картину патологии.
И третья группа – это причины социального характера:
- Фактор неблагополучной семьи.
- Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
- Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
- Педагогическая запущенность.
К первой группе относится проблемная беременность:
- Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
- Токсоплазмоз.
- Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
- Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
- Несовместимость резус-факторов с плодом.
- Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
- Ранние роды.
Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:
- Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
- Родовые травмы.
- Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.
Лечение
После постановки диагноза «ЗПР» должно проводиться комплексное лечение: обучение ребенка в коррекционных заведениях, спокойная обстановка дома, отсутствие стрессовых ситуаций, занятия с логопедом и дефектологом, прием успокоительных, стимулирующих умственную деятельность препаратов, игровой процесс обучения с переходом на самостоятельность, физические упражнения. Начинать лечение желательно с 3-х лет, тогда прогноз будет положительным.
Нужно ли ребенка с зпр отправлять в специальный коррекционный сад или школу?
Необходимость направления ребенка в коррекционное заведение определяется психо-медико-педагогической комиссией. Решающим фактором является вид задержки в формировании психики.
Если у ребенка развита речь, нарушены только отдельные психофизические функции, а не их комплекс, нет потребности в специальном коррекционном заведении. Также такие учреждения не являются необходимыми детям с наследственной формой ЗПР и вызванной социально-психологическими факторами (при условии их устранения).
Важна диагностика заболевания в 3-4 года. Тогда ребенку могут помочь в коррекционном дошкольном заведении, где, благодаря особенному подходу, он догонит сверстников. В большинстве случаев после такой работы состояние детей улучшается, и они могут учиться в обычной школе. Если диагноз поставлен в дошкольный и школьный период, лучше начинать обучение в специальном коррекционном заведении, а после преодоления ЗПР перейти в обычную школу.
Общие признаки зпр
- Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
- Очень быстро утомляется.
- Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
- Не может удерживать внимание на одном предмете.
- Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
- Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
- Крайне бедный словарный запас.
- Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
- Не контролирует эмоции.
- Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
- Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
- В рассуждениях не может выделить главную мысль.
- Во время сна постоянно пробуждается.
Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.
Признаки и симптомы зпр у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек
Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:
- Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
- Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
- Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
- В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.
Ребенок с зпр…
- Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
- Не способен усвоить весь объем работ/материала.
- С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
- Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
- Испытывает сложности в общении с другими детьми.
- Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
- С трудом организовывает свою деятельность.
- Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.
Умственная отсталость у детей – симптомы
Многим родителям и даже педагогам кажется, что задержка психического развития и умственная отсталость – это одно и то же. Но это не совсем так.
Об умственной отсталости (УО) специалисты говорят, если ЗПР прогрессирует или не проходит до 4 лет и далее.
При этом дети с ЗПР способны пользоваться помощью взрослых, переносить эти навыки на новые виды деятельности и применять их самостоятельно. Умственно отсталые дети не вникают в суть прочитанного или услышанного, у них отсутствует такая потребность, в отличие от детей с задержкой развития. Психическое и интеллектуальное отставание при УО является практически необратимым, в то время как обычная задержка развития исправляется при достаточном внимании и усилиях со стороны взрослых.