Человек с заиканием может быть душой компании

Интересные факты

Примечательно то, что количество заикающихся людей различно в зависимости от их места проживания. Так, больше всего их в Италии, где говорят быстро, громко и ритмично. Процент заикающихся людей, как вы уже поняли, зависит от особенностей менталитета и темперамента (так, например, итальянцы — в их говоре часто встречаются повторяющиеся звуки).

Медицинская статистика говорит о том, что мальчики заикаются чуть чаще, чем девочки. Мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели — в общем, все те, кто находится рядом с малышом, должны пристально следить за его первыми попытками построить предложение — раннее распознание нарушения позволит предотватить развитие заболевания. Может случиться так, что ребенок резко перестаёт говорить — в этом случае необходимо показать его квалифицированному специалисту.

Пик развития заикания приходится на юношеские годы. После 30 лет его проявление начинает ослабевать.

Заикание, как и любое другое психическое расстройство, необходимо распознать еще в начале развития. Важно подобрать правильное лечение, которое поможет скорректировать речь на самом раннем этапе. Сегодня известно достаточно много способов и методик лечения логоневроза: от использования лекарственных препаратов до иглоукалывания и применения специально созданных устройств.

Заикание поддается лечению, но делать это нужно осознанно и грамотно.

Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции

  • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
  • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
  • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.

По локализации речевых судорог

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  1. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  2. Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  3. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  1. Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  2. Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
  • Артикуляционное заикание:
  1. Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.
Предлагаем ознакомиться  Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка (системно-типологический подход)Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

По степени тяжести

  • Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
  • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
  • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.

Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

По характеру течения

  • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
  • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
  • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
  • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
  • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.

При составлении статьи использована информация:

  • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

Современная теория заикания. этиология, патогенез, классификация

Заикания. Речевая и неречевая симптоматика заикания.

Предлагаем ознакомиться  Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался). В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы: возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов.

В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в виде речевых судорог. Причины заикания:1 группа – предрасполагающие: 1)Соматическая ослабленность

2)Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание

3)Переученная леворукость

2 группа – вызывающие: 1)Психотравма: -острая, одномоментная.

-микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в дс, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых. 2)Подражание.

Речевая симптоматика:

1)Судороги.

-Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается. -Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи. -Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические. Место локализации судорог: Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

2)Заикание нередко сопровождается нарушением звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушениями. Нарушается словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Неречевая симптоматика

1)Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.

2)Маскировка.

Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить.

-невнятное тихое бормотание. -Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.) 3) Симптомы личностных изменений.

Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего.

Характерологические изменения:

Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция.

Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение.

Классификация заикания.

По этиологическому признаку.

A. Affister (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы: > заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи; > связанное с левшеством; > по подражанию; > сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.

По анатомо-физиологическому признаку.

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: > дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; > дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

По клиническому признаку.

По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др.[19]

Так, В. С. Кочергина выделяет > детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения; > детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности; > детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно- сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии; > детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

По форме заикания.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания: > тоническая, > клоническая

Предлагаем ознакомиться  Температура от нервов что делать. Высокая температура от нервов – что делать

В данной классификации учитываются также некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.

24. Проблемы изучения алалии. Основные научные направления дифференциации алалии как самостоятельного речевого расстройства.

Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием клеток коры головного мозга в области речевых центров, наступает до 3х лет.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.

Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

1.алалия – это системное нарушение формирования речи. Нарушены все компоненты речевой функциональной системы (лексика – грамматическая, фонетика – фонематическая) страдает с разной степенью выраженности экспрессивная и импрессивная речь.

2.страдает вся речевая деятельность: мотивация высказывания, языковое программирование, моторная реализация

3.алалия это расстройство центрального органического характера. Страдают речевые зоны К.Г.М., поражение ЦНС до начала формирования речи (до 1,5 лет)

4.алалия наблюдается с достаточным слухом и первично сохранным интеллектом.

Проблемы изучения алалии – одни из самых сложных в логопедии. До сих пор остается много неясного в вопросах природы этого нарушения.

История изучения алалии. (Условно можно выделить несколько этапов)

I этап. В 1877г. Кусмауль описал случай отсутствия речи у 4х летних детей с нормальным слухом и интеллектом. Это 1ое описание алалии. Однако Кусмауль назвал данное расстройство врожденной афазией.

1888г австриец Коен (фониатор – лор) описал симптом нарушения развития речи у детей используя термин идеопатическая алалия (безречие неясного происхождения)

Конец 19 начало 20ввсимптом алалии изучали и описали Гуцман, Либман. По ней они судили о механизмах данного расстройства.

П этап Начало 20столетия в связи с развитием наук физиологии, неврологии, лингвистики, психологии расширились представления о картине проявления алалии. Нарушение речи стали связывать с состоянием всего организма. С неврологическим и психологическим статусом индивида, его личности. Ученые высказывают мнения в отношении локализации поражения Ц.Н.С. при алалии. Подробно рассматривал неврологический симптом алалии Олтушевский, Богданов – Березовский.

Ш этап Середина 20 столетияактивно начинают изучения механизмов алалии различные специалисты

1.клинические

2.клиникофизиологичесгические

3.неврологические

4.психологические

5.психолингвистические

6.педагогические

IV этап В 60х годах 20в. Роза Константиновна Орфинская 1ая из отечественных ученых изучала алалию. Следом изучать алалию продолжили ее ученики коллеги Евгения Федоровна Соботович, Ковшиков Валерий Анатольевич.

Различные аспекты изучения алалии (механизмы)

Алалия – сложное системное расстройство, связанное с недостаточностью центральных отделов мозга.

Психофизиологический аспект

Изучения алалии (сенсомоторный, анализаторный) связывает ее механизм с несовершенной моторной или сенсорной сторон речи.

При моторной алалии в силу несовершенного функционирования центрального отдела речи — двигательного анализатора нарушается производства артикуляционного движения и грубо страдает экспрессивная речь.Механизм моторной алалиисвязан с артикуляторной диспраксией. (диспраксия = апраксия — нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений)

При сенсорной алалии несовершенность сенсорной стороны речи обуславливает возникновение сенсорной алалии.Механизм сенсорной алалии– слуховая агнозия

Психологический аспект

Связывает механизм алалии с недостаточностью значимых для формирования речи психических функций:

— восприятия

— внимания

— памяти

— мыслительных процессов

первичное недоразвитие всех психических функций приводит к грубому нарушению.

Лингвистический аспект

Алалия–языковое расстройство и ее механизм связан с неполноценностью языковой системой.

Диагностика алалии от сходных состояний: — с временной задержкой речевого развития (ЗРР) – ребенок может говорить, но не хочет. — детский аутизм (мутизм – отказ от речи)- проблема психолога. — У/о- тотальное недоразвитие всех психических функций.

— Сенсорную алалию смешивают с глухотой и слабослышащими. Голос глухого и слабосл. особый, фальцетный, немодулированный, а у алалика — норма. Мимика и жесты глухого беззвучны, а сенс. алалики имитируют речь окружающих. При особых условиях для восприятия речи – глухой повторит, алалик нет.

Оцените статью
Дружелюбный
Adblock detector